Воинский учет как объект административно-правового регулирования

Воинский учет как объект административно-правового регулирования

В статье рассматривается сущность воинского учета и военных комиссариатов. Выделяются нормативно-правовые акты разных уровней, которых выстраиваются в систему законодательства об административной ответственности в области воинского учета. Отмечена особая значимость Конституции РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Аннотация статьи
административная ответственность
воинский учет
военкомат
военный комиссариат
система воинскому учета
Ключевые слова

Введение. Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается системой государственной регистрации призыва и мобилизации человеческих ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации об их количественном составе и качественном состоянии. По сути это является системой воинского учета, имеющей большое значение для обеспечения безопасности государства. Поэтому организация воинского учета в федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты и методы исследования. Объект исследования – правовые нормы, регулирующие воинский учет как объект административно-правового регулирования. Методы исследования: общенаучный диалектический метод познания, метод сравнительного правоведения.

Результаты и их обсуждение. Основная цель воинского учета – обеспечение полноценного и качественного набора личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, соединений и воинских частей в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в во время войны потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, потребности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и т.д. Основное требование к системе военного учета заключается в постоянном обеспечении полноты и достоверности данных, которые определяют количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных ресурсов.

Функционирование системы воинского учета обеспечивают Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации. Личный воинский учет граждан по месту жительства или пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами, а за состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Военный комиссариат (военкомат) – это государственный орган исполнительной власти территориального назначения; орган местного военного управления и воинское учреждение Министерства обороны РФ, которое предназначено для организации и проведения военно-мобилизационной и учетно-призывной работы, мероприятий по социальной и правовой защите военнослужащих, ветеранов, иных граждан при выполнении ими (и членами их семей) обязанностей военной службы [9].

Комиссариаты выступают как составные части, закрепленные за военным округом, наряду с воинскими частями и военно-учебными заведениями. Окружное деление в России проведено по восточному, западному, южному и центральному военным округам. Во время объявления военного положения округ называется фронтом

Военные комиссариаты распределяют военнообязанных граждан по специальностям, проводят комиссию для военнослужащих, содержащихся в запасе. Кроме того, военкоматы ведут учет граждан, являющихся ветеранами и находящихся в резерве, занимаются проведением информационных мероприятий для населения, участвуют в поисках погибших солдат и работают с документами из военных архивов.

В населенных пунктах, где отсутствуют военные комиссариаты, первичный военный учет граждан по месту жительства или пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военный учет граждан по месту работы осуществляется организациями, также на основании с законодательства РФ. Руководители данных органов и организаций несут ответственность за состояние первичного воинского учета.

Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

  • призывники – граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учете и не пребывают в запасе;
  • военнообязанные – граждане, находящиеся в запасе.

На граждан, подлежащих военному учету, возлагается ряд задач, например, состоять на воинском учете по месту жительства (месту пребывания) в военном комиссариате, являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат и др.

Граждане и должностные лица, которые виновны в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Так, Ст. 72 Конституция РФ относит административные и административно-процессуальные нормативно-правовые акты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, в ч. 2 ст. 76 основной закон страны определяет полномочия в зависимости от предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по принятию федеральных законов, подзаконных актов [10].

Данные положения Конституции РФ являются основой для «выстраивания» системы законодательства об административной ответственности, в том числе в сфере воинского учета. Так, основным источником административной ответственности на федеральном уровне является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [1], а на уровне субъектов РФ – законы субъектов РФ, принятые на основании КоАП РФ.

Общая часть КоАП РФ регламентирует общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, а особенная часть посвящена конкретным составам административных правонарушений с указанием конкретных видов административных санкций за совершение таковых (гл. 21 КоАП РФ). Современная редакция КоАП РФ дает право кругу лиц применять административные санкции, описывает порядок привлечения к административной ответственности и исполнения решений о наложении административных санкций. В первой редакции КоАП РФ такое право субъектам РФ не было предоставлено.

К источникам правового регулирования административной ответственности в сфере воинского учета необходимо отнести Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [2]. Данный закон регламентирует многочисленные вопросы, которые касаются воинского учета.

В исследуемых правовых источниках выделяются также нормативные акты Правительства РФ, отраслевые акты министерств и других ведомств Российской Федерации. Примером может выступать Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». В нем, в частности, установлен круг должностных лиц, в обязанности которых входит осуществление воинского учета в организациях.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» [4] посвящено «вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе» [4].

Для регулирования отдельных вопросов административной ответственности за правонарушения в сфере воинского учета используется ряд отраслевых нормативных актов. Например, вопросы признания инвалидом лица, обязанного состоять на воинском учете, регулируются рядом Постановлений Правительства РФ: от 20 февраля 2006 года № 95 [5], от 4 июля 2013 года № 565 [6], от 16 октября 2020 года № 1697 [7].

Вопросы трудовых отношений работодателя с работником, который подлежит воинскому учету или обязан проходить службу в ВО РФ, регулируются Трудовым Кодексом РФ [8].

Судебная практика (определения Конституционного суда РФ, определения и решения Верховного Суда РФ) также относится к источникам, оказывающих практическую помощь в регулировании административной ответственности в сфере воинского учета. Однако только КоАП РФ устанавливает конкретные составы правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность.

Заключение. Нормативный правовой материал в КоАП РФ структурирован в определенную систему, которая, в свою очередь, представляет собой институт административной ответственности. КоАП РФ устанавливает основания административной ответственности и перечень административных правонарушений в сфере воинского учета. Следует отметить, что процессуальные нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, позволили повысить гарантии судебной защиты прав и свобод граждан в административно-судебном процессе.

Текст статьи
  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. № 63-64.
  3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении Положения о воинском учете» // Российская газета. № 2006. № 274.
  4. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. № 259.
  5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Российская газета. 2006. № 40.
  6. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 01.06.2020) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3831.
  7. Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 (ред. от 11.02.2021) «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 43. Ст. 6790.
  8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 2001. № 256.
  9. Вербицкая Т.В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации: учебное пособие / Т.В. Вербицкая. М.: Юрайт, 2020. 196 с.
  10. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник / Л.А. Нудненко. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 531 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня