Сегодня дети с ментальными нарушениями в развитии, в том числе с умственной отсталостью, являются подавляющей нозологической группой.
Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей становится приобретение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Нарушение интеллектуального развития в большинстве случаев сопровождается нарушенным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов.
Формирование двигательной сферы – один из важнейших элементов онтогенетического становления каждого человека, а для детей с нарушением интеллектуального развития еще и основное средство коррекции отставания в развитии. Моторная сфера у детей с умственной отсталостью так же, как и психическая имеет свои особенности. Дети с умственной отсталостью нуждаются в особых образовательных потребностях, в специальной коррекционной поддержке и специфических методах обучения [7].
Выделяют первичные и вторичные нарушения двигательной сферы младших школьников с умственной отсталостью [4]. Первичные нарушения движений проявляются в тонких недифференцированных движениях пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем. Вторичные нарушения движений проявляются в процессе формирования двигательных действий, приводящих к нестойкости формирования двигательных навыков, неспособностью применения двигательных навыков в нестандартных ситуациях.
Согласно исследованиям А.А. Дмитриева и В.М. Мозгового у обучающихся с умственной отсталостью наблюдаются:
- нарушения физического развития: нарушения осанки, деформация стоп, деформация черепа и лицевого скелета, различие размеров органов от нормы. Также сопутствуют ожирение, либо отставание в массе и в длине тела [4];
- недостатки в развитии основных движений: плохая ориентация в пространстве и времени; сложности при выполнении различных движений, ошибки в дифференцировании мышечных усилий, неустойчивая координация, сложности при беги, выполнении прыжков. В движениях также отсутствуют легкость и плавность, мышцы скованны и напряжены;
- нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях быстроты движений (10-15%), выносливости (20- 40%), координации движений (15-30%) [7].
На сегодняшний день разработаны уникальные методики развития двигательной сферы у детей с умственной отсталостью различных возрастных групп, созданы комплексы упражнений, описаны приемы работы по развитию движений на музыкально-ритмических занятиях (О.А. Степанова, А.С. Самыличев, Д.В. Ивинский). Однако, большинство разработанных технологий не всегда учитывает важнейший компонент формирования деятельности у детей с умственной отсталостью – мотивационный. Повысить мотивацию к танцевальной деятельности можно с помощью народного танца. Народный танец – это комбинация простых движений, повторяющихся под характерную музыку в определенном ритме. Народный танец всегда имеет сюжетную линию, которая реализуется через роли, костюмы, смену движений танцующих.
Танец помогает детям с умственной отсталостью овладеть новым языком, языком движений. В процессе понятия этой новой для них культуры они развивают в себе положительные качества. Занимающиеся учатся выполнять движения четко и последовательно, чувствовать ритм музыки, понимать язык тела, они открывают в себе новые таланты и получают знания и опыт [2].
Танцевальные занятия лежат в основе всех координационных качеств, ловкости, подвижности, гибкости, точности, меткости, пластичности. Проявление каждого из них это определенный характер усилий, перераспределение, чередование напряжения и расслабления мышц, отдыха [2].
Коррекционно-развивающие возможности танцевальных занятий обусловлены, прежде всего, тем, что они, являясь источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, то есть выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную [9].
В процессе формирования у умственно отсталых детей движений под музыку решаются следующие задачи:
- развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);
- овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;
- развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
- осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер умственно отсталого ребенка [8].
Обучение умственно отсталых школьников танцам на музыкально-ритмических занятиях обладают преимуществом: они не только способствуют укреплению мышц, развитию основных движений, координации, осанки, равновесия, гибкости, но также несут в себе компонент эстетического развития за счет обязательного музыкального сопровождения.
При обучении танцам детей с интеллектуальными нарушениями применяются словесные, наглядные и практические методы [9].
При грамотном и профессиональном подходе к организации обучения занятия танцами будут способствовать также развитию коммуникативных навыков, высших психических функций (произвольное внимание, пространственное мышление) и волевых качеств детей с нарушениями интеллекта таких, как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, организованность, дисциплинированность.
Опыт работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития показывает, что при достаточно раннем начале и правильном систематическом проведении занятий по развитию двигательной сферы можно добиться существенного продвижения и компенсации дефицитов развития [2].
Необходимо учесть тот факт, что танец, как искусство, вышел из обычной жизни людей, их социального уклада, их потребности в движении. Он изменялся и совершенствовался самой жизнью в процессе исторического развития. Поэтому танцы разных народов мира отражают те условия, в которых развивалась определенная народность, формировался ее жизненный уклад, складывались традиции и обычаи.
Русский народный танец – это яркое, красочное творение русского народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытнообщинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок [1].
Народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.
Пляска – это наиболее распространённый и любимый жанр русского народного танца [3].
Разучивание танцевальных движений в хороводе и пляске осуществляется через проведение серии упражнений [1]. Последовательность предъявления упражнений при разучивании народного танца умственно отсталыми обучающимися строится следующим образом:
I. Изучение позиции ног в народном танце:
a) обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
b) обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.
II. Изучение положения рук в народном танце:
a) подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;
b) обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх;
c) руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии;
d) обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.
III. Изучение положения рук в групповом танце (хоровод):
В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки- построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.
IV. Изучение основных элементов народного танца (шаги):
- простой шаг с продвижением вперед, с продвижением назад;
- переменный с продвижением вперед, с продвижением назад.
V. Изучение основных движений русского народного танца:
- «Гармошка»;
- «Ковырялочка»;
- «Моталочка»;
- «Молоточки»;
- «Полуприсядка».
Выполнение танцевальных элементов и танцевальных упражнений требует технической точности, большой концентрации внимания и волевых усилий со стороны исполнителя. Отработка отдельных танцевальных элементов воспитывает правильную осанку, гармонично развивая тело, раскрепощая движения. Развивается опорно-двигательный аппарат, уравновешивая право- и левостороннее развитие все мышц корпуса и конечностей, сложная координация движений, расширяется двигательный диапазон, происходит тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы [3].
Каждое занятие по обучению народному танцу направлено на получение новых знаний, положительных эмоций и положительно влияет на развитие двигательной сферы умственно отсталых младших школьников.