К вопросу о развитии двигательной сферы у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения народному танцу
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (50), июнь '21

К вопросу о развитии двигательной сферы у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения народному танцу

Формирование двигательной сферы – один из важнейших элементов онтогенетического становления каждого человека, а для детей с нарушением интеллектуального развития еще и основное средство коррекции отставания в развитии. Моторная сфера у детей с умственной отсталостью так же, как и психическая имеет свои особенности. На сегодняшний день разработаны интересные методики развития двигательной сферы у детей с умственной отсталостью различных возрастных групп, созданы комплексы упражнений, описаны приемы работы по развитию движений на музыкально-ритмических занятиях. Однако, большинство разработанных технологий не всегда учитывает важнейший компонент формирования деятельности у детей с умственной отсталостью – мотивационный. Повысить мотивацию к танцевальной деятельности можно с помощью народного танца.

Аннотация статьи
танцевальные занятия
народный танец
обучающиеся с умственной отсталость
двигательная сфера
обучение лиц с умственной отсталостью
Ключевые слова

Сегодня дети с ментальными нарушениями в развитии, в том числе с умственной отсталостью, являются подавляющей нозологической группой.

Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей становится приобретение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.

Нарушение интеллектуального развития в большинстве случаев сопровождается нарушенным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, так как именно движение осуществляет ту связь с окружающим, которая лежит в основе развития психических процессов.

Формирование двигательной сферы – один из важнейших элементов онтогенетического становления каждого человека, а для детей с нарушением интеллектуального развития еще и основное средство коррекции отставания в развитии. Моторная сфера у детей с умственной отсталостью так же, как и психическая имеет свои особенности. Дети с умственной отсталостью нуждаются в особых образовательных потребностях, в специальной коррекционной поддержке и специфических методах обучения [7].

Выделяют первичные и вторичные нарушения двигательной сферы младших школьников с умственной отсталостью [4]. Первичные нарушения движений проявляются в тонких недифференцированных движениях пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем. Вторичные нарушения движений проявляются в процессе формирования двигательных действий, приводящих к нестойкости формирования двигательных навыков, неспособностью применения двигательных навыков в нестандартных ситуациях.

Согласно исследованиям А.А. Дмитриева и В.М. Мозгового у обучающихся с умственной отсталостью наблюдаются:

  • нарушения физического развития: нарушения осанки, деформация стоп, деформация черепа и лицевого скелета, различие размеров органов от нормы. Также сопутствуют ожирение, либо отставание в массе и в длине тела [4];
  • недостатки в развитии основных движений: плохая ориентация в пространстве и времени; сложности при выполнении различных движений, ошибки в дифференцировании мышечных усилий, неустойчивая координация, сложности при беги, выполнении прыжков. В движениях также отсутствуют легкость и плавность, мышцы скованны и напряжены;
  • нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях быстроты движений (10-15%), выносливости (20- 40%), координации движений (15-30%) [7].

На сегодняшний день разработаны уникальные методики развития двигательной сферы у детей с умственной отсталостью различных возрастных групп, созданы комплексы упражнений, описаны приемы работы по развитию движений на музыкально-ритмических занятиях (О.А. Степанова, А.С. Самыличев, Д.В. Ивинский). Однако, большинство разработанных технологий не всегда учитывает важнейший компонент формирования деятельности у детей с умственной отсталостью – мотивационный. Повысить мотивацию к танцевальной деятельности можно с помощью народного танца. Народный танец – это комбинация простых движений, повторяющихся под характерную музыку в определенном ритме. Народный танец всегда имеет сюжетную линию, которая реализуется через роли, костюмы, смену движений танцующих.

Танец помогает детям с умственной отсталостью овладеть новым языком, языком движений. В процессе понятия этой новой для них культуры они развивают в себе положительные качества. Занимающиеся учатся выполнять движения четко и последовательно, чувствовать ритм музыки, понимать язык тела, они открывают в себе новые таланты и получают знания и опыт [2].

Танцевальные занятия лежат в основе всех координационных качеств, ловкости, подвижности, гибкости, точности, меткости, пластичности. Проявление каждого из них это определенный характер усилий, перераспределение, чередование напряжения и расслабления мышц, отдыха [2].

Коррекционно-развивающие возможности танцевальных занятий обусловлены, прежде всего, тем, что они, являясь источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, то есть выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную [9].

В процессе формирования у умственно отсталых детей движений под музыку решаются следующие задачи:

  • развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);
  • овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;
  • развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
  • осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер умственно отсталого ребенка [8].

Обучение умственно отсталых школьников танцам на музыкально-ритмических занятиях обладают преимуществом: они не только способствуют укреплению мышц, развитию основных движений, координации, осанки, равновесия, гибкости, но также несут в себе компонент эстетического развития за счет обязательного музыкального сопровождения.

При обучении танцам детей с интеллектуальными нарушениями применяются словесные, наглядные и практические методы [9].

При грамотном и профессиональном подходе к организации обучения занятия танцами будут способствовать также развитию коммуникативных навыков, высших психических функций (произвольное внимание, пространственное мышление) и волевых качеств детей с нарушениями интеллекта таких, как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, организованность, дисциплинированность.

Опыт работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития показывает, что при достаточно раннем начале и правильном систематическом проведении занятий по развитию двигательной сферы можно добиться существенного продвижения и компенсации дефицитов развития [2].

Необходимо учесть тот факт, что танец, как искусство, вышел из обычной жизни людей, их социального уклада, их потребности в движении. Он изменялся и совершенствовался самой жизнью в процессе исторического развития. Поэтому танцы разных народов мира отражают те условия, в которых развивалась определенная народность, формировался ее жизненный уклад, складывались традиции и обычаи.

Русский народный танец – это яркое, красочное творение русского народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытнообщинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок [1].

Народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Пляска – это наиболее распространённый и любимый жанр русского народного танца [3].

Разучивание танцевальных движений в хороводе и пляске осуществляется через проведение серии упражнений [1]. Последовательность предъявления упражнений при разучивании народного танца умственно отсталыми обучающимися строится следующим образом:

I. Изучение позиции ног в народном танце:

a) обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

b) обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

II. Изучение положения рук в народном танце:

a) подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;

b) обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх;

c) руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии;

d) обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

III. Изучение положения рук в групповом танце (хоровод):

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки- построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.

IV. Изучение основных элементов народного танца (шаги):

  • простой шаг с продвижением вперед, с продвижением назад;
  • переменный с продвижением вперед, с продвижением назад.

V. Изучение основных движений русского народного танца:

  • «Гармошка»;
  • «Ковырялочка»;
  • «Моталочка»;
  • «Молоточки»;
  • «Полуприсядка».

Выполнение танцевальных элементов и танцевальных упражнений требует технической точности, большой концентрации внимания и волевых усилий со стороны исполнителя. Отработка отдельных танцевальных элементов воспитывает правильную осанку, гармонично развивая тело, раскрепощая движения. Развивается опорно-двигательный аппарат, уравновешивая право- и левостороннее развитие все мышц корпуса и конечностей, сложная координация движений, расширяется двигательный диапазон, происходит тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы [3].

Каждое занятие по обучению народному танцу направлено на получение новых знаний, положительных эмоций и положительно влияет на развитие двигательной сферы умственно отсталых младших школьников.

Текст статьи
  1. Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Кемерово: КГУКИ, 2006. - 174 с.
  2. Буренина А.И., Сауко Т.Н. Программа музыкально-ритмического воспитания детей. – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2001. – 120 с.
  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
  4. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. - М.: МПСИ, 2004. 222 с.
  5. Дмитриева Т.А. Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №2. С. 12-14.
  6. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников // Дефектология. - 2012. - №2. С 61-65.
  7. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. - 1994. - №3. С. 34 -38.
  8. Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста: метод. Работа / сост. Гончаренко Н.Ю. - Санкт-Петербург, 2012. 31 с.
  9. Сизова А.В., Васильева Д.Е. Музыкально-ритмическая деятельность как форма внеурочной работы с умственно отсталыми младшими школьниками // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021г.: Белгород : АПНИ, 2021. С. 78-84. URL: https://apni.ru/article/1803-muzikalno-ritmicheskaya-deyatelnost-kak-forma
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня