Услуга размещения в современном мире является одной из важнейших услуг индустрии туризма. Согласно ФЗ №132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ», размещение является ключевой услугой в составе туристского продукта, т.е. комплекса услуг по перевозке и размещению, предлагаемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта [1].
Так, согласно данным Комитета по развитию туризма, по итогам 2018 г. в туристской дестинации Санкт-Петербург насчитано 1 114 классифицированных средств размещения, обладающих номерным фондом 41 893 единиц. При этом, объем номерного фонда растет быстрыми темпами – с 2007 по 2018 г. он возрос в 3 раза [9].
Очевидной причиной увеличения доли рынка стало проведение в туристской дестинации крупных международных событий – чемпионата мира по футболу, а также кубка конфедераций, что обусловило обязательное расширение и модернизацию существующего номерного фонда. В течение двух лет, с 2017 по 2018 гг., он возрос в 1,5 раза [8].
Рис. 1. Распределение коллективных средств размещения по сегментам
При этом, большую часть составляют коллективные средства размещения «без звезд», мини-отели представлены 54 %; КСР категории «2 звезд» и трехзвездочные гостиницы – 30% от общей доли рынка; оставшиеся 16% – это пяти и четырехзвездочные отели [10].
Однако, коллективные средства размещения имеют разную долю на рынке и по номерному фонду, т.е. общему числу номеров. Автором была составлена диаграмма распределения данного показателя по сегментам (рис. 1).
Как видно выше, рис. 1 свидетельствует о том, что категория КСР «без звезд» составляет незначительную долю рынка – всего лишь 12%; при этом, гостиницы составляют 69% и малые отели 19%.
Кроме того, рассматривая распределение по территории дестинации, можно прийти к выводу, что основная часть КСР – 71% расположена вблизи от центра города – в Адмиралтейском и Центральном районе, особенно велика доля в этих районам пятизвездочных отелей. Четырехзвездочные гостиницы находятся, в основном, в районах, в которых есть инфраструктура для проведения различных мероприятий; а трехзвездочные гостиницы являются лидерами по расположению в центре города и вблизи от Невского проспекта.
Стоит также отметить, что рынок гостиниц и иных средств размещения города богат отелями, принадлежащими к международным сетям, что говорит о высоком качестве и международном уровне сервиса предоставляемых услуг [6, с. 138]. При этом, лидером по присутствию в количественном выражении на рынке КСР города является The Rezidor; далее идут: Intercontinental и Azimut, Sokos и Marriott [7].
Проведенный анализ свидетельствует о значительном росте рынка средств размещения Санкт-Петербурга по причине проведения крупных международных мероприятий – FIFA и Кубой Конфедераций. Безусловно, это говорит о том, что развитие инфраструктуры города идет быстрыми темпами, что влечет рост возможностей для стабилизации туристского потока в дестинацию за счет самых разных видов туризма.
С полной уверенностью можно заявить, что туристская дестинация уже традиционно является самой посещаемой в России. Об этом свидетельствуют ежегодные международные награды, полученные городом в сфере туризма, таки как: World Travel Awards, сертификаты TripAdvisor и др. [6, с. 138].
Согласно статистике, 2018 году был поставлен новый очередной рекорд по туристскому потоку в дестинацию – 8,2 млн человек, т.е. почти 10% по сравнению с 2017 годом [8].
Как свидетельствуют данные, представленные на сайте государственной статики, туристский поток стабильно растет. При этом, необходимо отметить, что в 2018 г. турпоток был обеспечен за счет прибытия иностранных туристов: рост составил 24,1% по сравнению с 2017 г. [10].
Причинами являются: рост узнаваемости города в мире, эффективное продвижению дестинации и проведение таких крупных мероприятий, как в 2017 г. Кубка Конфедераций и Чемпионата мира в 2018 г.
Анализируя сегменты рынка коллективных средств размещения города, можно сделать вывод, что, бесспорно, основную долю составляют: туристы, бизнес сегмент и туристы событийного туризма.
В последние годы рынок услуг средств размещения туристов в туристской дестинации находится в достаточно высокой конкуренции, о чем свидетельствует увеличившиеся данные по спросу, отражаемые на среднем показателе загрузки гостиниц города по году (рис. 2) – в 2018 г. он составил 66, 9% (+1,7% по сравнению с 2017 г.) [8].
Рис. 2. Основные показатели деятельности КСР в 2018 г.
Анализируя статистические данные Комитета по развитию туризма, можно прийти к выводу, что самый высокий показатель средней загрузки был в КСР трехзвездочных отелях – 67 %, далее идут четырех и пятизвездочные гостиницы – 62% и 51%. Это обусловлено тем, что в городе наиболее развит экскурсионный и культурно-познавательный вид туризма [9].
Однако прослеживается и новая тенденция 2018 г.: рост доли событийных туристов, о чем говорит увеличение показателей трехзвездочных гостиниц, ведь для таких туристов важен минимальный спектр услуг.
Анализируя колебания спроса (рис. 3), связанные с сезонностью, можно сделать вывод, что: «пик» туристского сезона приходится на июнь-август, когда загруженность КСР достигает 80%, при этом в 2018 г. высокий сезон был продлен до сентября – когда загруженность КСР составила 79,9% (т.е. почти «пик»).
Рис. 3. Сравнительный анализ динамики загрузки КСР Санкт-Петербурга в 2017 и 2018 гг., %
Рассмотрим также такой важный показатель, как средняя цена за номер в течение 2018 года (рис. 4).
На рисунке 4 видно, что самый высокий рост был в период с мая по август – 733,5 руб., или +19, 48%, в июне, что было объясняется ростом спроса за счет проведения чемпионата мира по футболу. Средний тариф за номер в 2018 г. составил 3 670 руб. (+9,1% по сравнению с 2017 г.) [10].
Также данные по доходу на номер (RevPAR) говорят о том, что он составил 10,9% - 2 455 руб. Наибольший прирост показателя был в июле за счет увеличения средней цены за номер +610 руб., или +18,39%.
Рис. 4. Сравнительный анализ динамики средней цены за номер (ADR) в КСР Санкт-Петербурга в 2017 и 2018 гг.
На основе проведенного анализа рынка средств размещения туристской дестинации можно прийти к выводу, что основной тенденцией является рост рынка за счет подготовки и проведения крупных спортивных и других мероприятий. Так, наибольший прирост номерного фонда был выявлен в период подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Кроме того, в преддверии проведения чемпионата мира была развита нормативно-правовая база классификации гостиниц, и налажен процесс классификации [3, с. 128].
Обобщая выводы, автором было выявлено несколько тенденций на рынке средств размещения города:
1. Рост спроса.
Тенденция подтверждается, ростом турпотока в дестинацию. Средняя продолжительность пребывания туристов достигла 4,5 дня, а значит, на этот период туристы останавливаются в средствах размещения. Вторым подтверждением является увеличение загруженности отелей за счет привлечения иностранных туристов [5, с. 78-84].
2. Рост рынка.
Тенденция объясняется тем, что рост спроса вызывает рост предложения. Рынок средств размещения города растет довольно быстрыми темпами – с 2007 г. вырос в 3 раза. При этом, туристы проживают по большей части в крупных гостиницах, чем обусловлено наибольшее присутствие на рынке гостиниц и малых отелей: 68% и 20% соответственно – это трехзвездочные, четырехзвездочные и пятизвездочные отели [4, с. 66-71].
3. Увеличение показателей деятельности средств размещения.
Рост спроса и рынка КСР ведут к увеличению средней цены за номер, что вызывает стремительный рост дохода на номер.
Таким образом, путем измерения сезонности можно определить ее размеры, а затем прогнозировать сезонный спрос. В связи с этим, поскольку сезонность является важной проблемой для средств размещения, ее измерение также приобретает все большее значение. Усилия по продлению пикового туристического сезона могут быть успешными в зависимости от определений сезонных структур спроса, которые можно использовать для региональных сопоставлений [2, с. 25-27].