Формирование мировоззрения подростков на историческое наследие родного края

Формирование мировоззрения подростков на историческое наследие родного края

В статье рассмотрено, каким образом можно формировать мировоззрение подростков на историческое наследие родного края. Определены наиболее целесообразные методы такой работы. Выявлены педагогические условия формирования патриотических взглядов на историю Родной земли.

Аннотация статьи
педагогические условия
исторические особенности родного края
воспитание исторического сознания
мировоззрение подростков
история родного края
Ключевые слова

Одно из ключевых и наиболее важных направлений обучения и воспитания подростков – это патриотическое воспитание. Соответствующие положения закреплены множеством нормативов, посвященных теме образования. Яркий пример – Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. При этом, важно отметить, патриотическое воспитание как совокупность взаимосвязанных процессов на практике рассматривается поверхностно. Все сводится к знакомству детей с гербом, гимном, флагом, подвигами соотечественников, их открытиям и т.п. Такие направления являются важными и значимыми, однако они не в полной мере охватывают потенциал, который фактически имеет патриотическое воспитание.

Отметить в данном контексте стоит то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» упор сделан на актуальную проблему, касающуюся в первую очередь разработки и реализации ряда мероприятий на региональном уровне с целью развития качества и совершенствования образования с опорой на социальные, экологические, демографические и прочие особенности, характерные для отдельных регионов и субъектов страны. Говоря иначе, крайне важно в контексте организации патриотического воспитания учитывать региональные аспекты, особенности места проживания подростка.

По данной причине особую важность в сфере государственной образовательно-воспитательной политики обретает проблема, касающаяся воспитания детей. То же касается и формирования у них позитивных взглядов на историю, природу, традиции Родной земли. Особую важность это обретает при работе с подростками, потому как именно в подростковом возрасте осуществляется формирование мировоззрения, морали и нравственности как совокупности взглядов не реальность и окружающих людей, а также на явления и объекты окружающей действительности.

Формирование указанной системы взглядов у подростков может быть осуществлено множеством путей. При этом можно применять различные средства и методы.

Деятельность в части формирования мировоззрения на наследие Родной земли обычно принято группировать по количеству участников. Она может быть массовой, групповой или индивидуальной. В первом случае речь справедливее вести о вечерах, викторинах, различных клубах и школьных уголках. Во втором – о кружках, обществах, экскурсионной и подобной деятельности. Говоря же об индивидуальной работе, стоит предполагать под ней чтение литературы по истории, взаимодействие с архивными источниками и знакомство с памятниками, подготовку рефератов и т. д. Важно учитывать то, что все приведенные формы работы связаны друг с другом.

Наиболее рациональный метод ознакомления подростков с историей и особенностями родного края – это организация историко-краеведческих экскурсий. Полученные ребятами знания в таком случае дополняются наблюдениями, подкрепляются визуальным материалом, что способствует корректному представлению об окружающей действительности, а также расширяет кругозор подростков. Взаимодействие с реальными объектами позитивно с точки зрения восприятия и понимания подростками труда народа, исторических событий. Именно в процесс экскурсий дети становятся способными познать особенности поколений, жизни предков.

Посредством экскурсий подростки получают представления о краеведческих объектах, об условиях жизни своего народа в настоящем и прошлом.

В работе с ребятами подросткового возраста можно использовать широкий спектр инструментов. Ознакомительные экскурсии можно сочетать с творческими заданиями.

По мере формирования патриотических взглядов на историю Родной земли крайне важно учитывать необходимость ряда педагогических условий. Среди них:

  • обеспечение необходимой обстановки и фона для корректного усвоения подростками информации об истории и культуре Родной земли;
  • вовлечение подростков в урочную и внеурочную работу при условии насыщения получаемых знаний информацией о ценностях краеведения;
  • обеспечение проектной работы, обогащенной ценностями краеведческого характера, направленной на формирование патриотического отношения подростков к Родной земле;
  • реализация мероприятий, направленных на знакомство детей подросткового возраста с историей, культурой, географией и прочими аспектами, особенностями Родной земли;
  • формирование и развитие у подростков склонности к бережному отношению к городской среде, к окружающей действительности и природе, к историческим памятникам и объектам культурного наследия;
  • воспитание у подростков чувства гордости в отношении Родной земли;
  • обеспечение благоприятной для коллективного решения задач обстановки;
  • обеспечение партнерских взаимоотношений с музеями, выставками и т.д.

Освоение знаний об историческом и культурном наследии подростками необходимо реализовывать по ряду приведенных далее направлений. Это:

  • особенности культуры и быта родной земли;
  • живая память (касательно событий ВОВ глазами ветеранов);
  • православные истоки Родной земли.

По мере формирования и развития морали, нравственности и взглядов подростков на историю и культуру Родной земли важно учитывать, что они в процессе этого обретают буквально фундаментальные знания о том, какова суть русского народа, каковы его особенности, особенности труда и национальных аспектов. Также подростки получают знания о мировоззрении, семье, родословной и т. д. Освещение значимости и места героев и первооткрывателей Родной земли – то, что способствует идентификации учеников самих себя с историей и культурой края. Акты и примеры героизма, доблести, способствуют воспитанию патриотических взглядов и настроений у подростков.

Знакомство подростков с историей и историческими особенностями родного края – это шаг на пути восприятия истории не с внешней, а с внутренней стороны. В процессе осуществляется переход от малой истории к большой, от истории Родного края к истории России и всего мира.

Воспитание исторического сознания, базирующегося на знании и осмыслении событий минувших лет, будучи планомерным процессом, определяет образ мысли человека, его поступки и действия, а также формирует вектор жизненного движения, нравственность и духовность. Все эти и прочие другие особенности, а также значимые аспекты, способствуют наиболее полному раскрытию ребятами собственных возможностей, а также их самореализации. Главное при этом следующее: в процессе воспитания указанного сознания подростки становятся способными решать задачи, касающиеся гражданского выбора, с которым любой из нас сталкивается ежедневно.

Таким образом, можно говорить, что мероприятия, нацеленные на формирование мировоззрения подрастающего поколения на историческое и культурное наследие Родной земли – это своего рода уникальный источник обогащения сферы познаний детей о том, что представляет собой эта земля. В процессе дети начинают любить свой край, становятся способными решать гражданские задачи. Такая деятельность способствует идентификации подростков самими себя с историей своей земли, а также помогает им осознать единство истории отдельных краев с историей всей России. Краеведческая работа занимает одно из важных мест в сфере мероприятий, направленных на воспитание патриотизма подростков. Ее методы и формы разнообразны, однако объединены идейной политической направленностью.

Текст статьи
  1. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников / А.Л. Деев // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 4. – С. 35-35. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5937.
  2. Петракова Л. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края / Л. Петракова // Русин. – 2018. - №3. – С. 174-179.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.Html.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня