Одно из ключевых и наиболее важных направлений обучения и воспитания подростков – это патриотическое воспитание. Соответствующие положения закреплены множеством нормативов, посвященных теме образования. Яркий пример – Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. При этом, важно отметить, патриотическое воспитание как совокупность взаимосвязанных процессов на практике рассматривается поверхностно. Все сводится к знакомству детей с гербом, гимном, флагом, подвигами соотечественников, их открытиям и т.п. Такие направления являются важными и значимыми, однако они не в полной мере охватывают потенциал, который фактически имеет патриотическое воспитание.
Отметить в данном контексте стоит то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» упор сделан на актуальную проблему, касающуюся в первую очередь разработки и реализации ряда мероприятий на региональном уровне с целью развития качества и совершенствования образования с опорой на социальные, экологические, демографические и прочие особенности, характерные для отдельных регионов и субъектов страны. Говоря иначе, крайне важно в контексте организации патриотического воспитания учитывать региональные аспекты, особенности места проживания подростка.
По данной причине особую важность в сфере государственной образовательно-воспитательной политики обретает проблема, касающаяся воспитания детей. То же касается и формирования у них позитивных взглядов на историю, природу, традиции Родной земли. Особую важность это обретает при работе с подростками, потому как именно в подростковом возрасте осуществляется формирование мировоззрения, морали и нравственности как совокупности взглядов на реальность и окружающих людей, а также на явления и объекты окружающей действительности.
Формирование указанной системы взглядов у подростков может быть осуществлено множеством путей. При этом можно применять различные средства и методы.
Деятельность в части формирования мировоззрения на наследие Родной земли обычно принято группировать по количеству участников. Она может быть массовой, групповой или индивидуальной. В первом случае речь справедливее вести о вечерах, викторинах, различных клубах и школьных уголках. Во втором – о кружках, обществах, экскурсионной и подобной деятельности. Говоря же об индивидуальной работе, стоит предполагать под ней чтение литературы по истории, взаимодействие с архивными источниками и знакомство с памятниками, подготовку рефератов и т. д. Важно учитывать то, что все приведенные формы работы связаны друг с другом.
Наиболее рациональный метод ознакомления подростков с историей и особенностями родного края – это организация историко-краеведческих экскурсий. Полученные ребятами знания в таком случае дополняются наблюдениями, подкрепляются визуальным материалом, что способствует корректному представлению об окружающей действительности, а также расширяет кругозор подростков. Взаимодействие с реальными объектами позитивно с точки зрения восприятия и понимания подростками труда народа, исторических событий. Именно в процесс экскурсий дети становятся способными познать особенности поколений, жизни предков.
Посредством экскурсий подростки получают представления о краеведческих объектах, об условиях жизни своего народа в настоящем и прошлом.
В работе с ребятами подросткового возраста можно использовать широкий спектр инструментов. Ознакомительные экскурсии можно сочетать с творческими заданиями.
По мере формирования патриотических взглядов на историю Родной земли крайне важно учитывать необходимость ряда педагогических условий. Среди них:
- обеспечение необходимой обстановки и фона для корректного усвоения подростками информации об истории и культуре Родной земли;
- вовлечение подростков в урочную и внеурочную работу при условии насыщения получаемых знаний информацией о ценностях краеведения;
- обеспечение проектной работы, обогащенной ценностями краеведческого характера, направленной на формирование патриотического отношения подростков к Родной земле;
- реализация мероприятий, направленных на знакомство детей подросткового возраста с историей, культурой, географией и прочими аспектами, особенностями Родной земли;
- формирование и развитие у подростков склонности к бережному отношению к городской среде, к окружающей действительности и природе, к историческим памятникам и объектам культурного наследия;
- воспитание у подростков чувства гордости в отношении Родной земли;
- обеспечение благоприятной для коллективного решения задач обстановки;
- обеспечение партнерских взаимоотношений с музеями, выставками и т.д.
Освоение знаний об историческом и культурном наследии подростками необходимо реализовывать по ряду приведенных далее направлений. Это:
- особенности культуры и быта родной земли;
- живая память (касательно событий ВОВ глазами ветеранов);
- православные истоки Родной земли.
По мере формирования и развития морали, нравственности и взглядов подростков на историю и культуру Родной земли важно учитывать, что они в процессе этого обретают буквально фундаментальные знания о том, какова суть русского народа, каковы его особенности, особенности труда и национальных аспектов. Также подростки получают знания о мировоззрении, семье, родословной и т. д. Освещение значимости и места героев и первооткрывателей Родной земли – то, что способствует идентификации учеников самих себя с историей и культурой края. Акты и примеры героизма, доблести, способствуют воспитанию патриотических взглядов и настроений у подростков.
Знакомство подростков с историей и историческими особенностями родного края – это шаг на пути восприятия истории не с внешней, а с внутренней стороны. В процессе осуществляется переход от малой истории к большой, от истории Родного края к истории России и всего мира.
Воспитание исторического сознания, базирующегося на знании и осмыслении событий минувших лет, будучи планомерным процессом, определяет образ мысли человека, его поступки и действия, а также формирует вектор жизненного движения, нравственность и духовность. Все эти и прочие другие особенности, а также значимые аспекты, способствуют наиболее полному раскрытию ребятами собственных возможностей, а также их самореализации. Главное при этом следующее: в процессе воспитания указанного сознания подростки становятся способными решать задачи, касающиеся гражданского выбора, с которым любой из нас сталкивается ежедневно.
Таким образом, можно говорить, что мероприятия, нацеленные на формирование мировоззрения подрастающего поколения на историческое и культурное наследие Родной земли – это своего рода уникальный источник обогащения сферы познаний детей о том, что представляет собой эта земля. В процессе дети начинают любить свой край, становятся способными решать гражданские задачи. Такая деятельность способствует идентификации подростков самими себя с историей своей земли, а также помогает им осознать единство истории отдельных краев с историей всей России. Краеведческая работа занимает одно из важных мест в сфере мероприятий, направленных на воспитание патриотизма подростков. Ее методы и формы разнообразны, однако объединены идейной политической направленностью.