В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом изучение дисциплины «физическая культура» в основной школе на базовом уровне предусматривается в размере 2-3 часа в неделю. Учитывая физические и психологические особенности обучающихся 6-х классов, начало младшего подросткового возраста и происходящие в связи с этим изменения с организмом, а также увеличение учебной нагрузки и как следствие ухудшение в физическом развитии обучающихся.
При этом зачастую для обеспечения высокого уровня изучения основных дисциплин учебного плана основной школы происходит уменьшение часов по физической культуре с 3 часов в неделю до 2. Несмотря на то, что данная мера носит кратковременный характер, происходят значительные изменения в уровне физического развития обучающихся. В данной ситуации наиболее актуальным становится введение внеурочной деятельности в образовательный процесс [2].
Цель исследования: определение уровня развития физических качеств обучающихся 6-х классов для дальнейшей корректировки образовательного процесса с помощью внеурочной деятельности
Задачи:
- Определить уровень развития основных физических качеств обучающихся 6-х классов
- Выявить проблемные зоны в развитии физических качеств обучающихся
- Определить дальнейшую методику коррекции выявленных проблем
Методы и организация исследования
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы
- Анализ полученных данных
- Педагогическое наблюдение
- Педагогическое тестирование
Организация исследования:
В исследовании принимали участие 190 обучающихся 6-х классов МАОУ СОШ №15 г. Балашиха, мкр. Железнодорожный. При проведении исследования использовались данные ежегодного школьного тестирования физической подготовленности обучающихся (2020/2021 учебный год). Анализ общего уровня физической подготовленности обучающихся проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Так же проводится текущий и промежуточный контроль в течении всего учебного года.
Результаты
Школьное тестирование по общей физической подготовке обучающихся проводится 2 раза в год, включает в себя 4 норматива и направленно на определение уровня развития основных физических качеств:
- Бег 30м (быстрота)
- Челночный бег 3*10м (координация)
- Прыжок в длину с места (сила)
- Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (выносливость).
После проведения тестирования педагогами по физической культуре проводится общий анализ уровня физической подготовки обучающихся каждой параллели.
По результатам анализа, проведенного учителями физической культуры, были сделаны следующие выводы:
Уровень развития быстроты чуть ниже среднего как у мальчиков, так и у девочек. При этом средний уровень развития выносливость и силы значительно выше среднего и немного уступает высокому уровню. В свою очередь уровень развития координационных способностей, а также уровень развития силы немного ниже порогового уровня как у мальчиков, так и у девочек. Что говорит о необходимости уделять чуть больше внимания данным физическим качествам при планировании и осуществлении образовательного процесса по физической культуре.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основная образовательная программа основного общего образования реализуемая образовательным учреждение общего образования реализуется в том числе и через внеурочную деятельность. Приоритетным направлением внеурочной деятельности является освоение основной образовательной программы школы. При этом особое внимание акцентируется на достижение метапредметных и личностных результатов.
Основной задачей внеурочной деятельности в общеобразовательной школе является создание условий для гармоничного, разностороннего развития личности, а также социализации обучающихся в современном обществе. Благодаря внеурочной деятельности в школе создается особая образовательная атмосфера, в которой происходит формирование жизненно-важных умений и навыков [4].
Физическое развитие является неотъемлемой частью как воспитательного, так и образовательного процесса. Ведь именно на уроках физкультуры мы учим детей знать и понимать свой организм, управлять своими двигательными действиями и регулировать их. От того насколько хорошо обучающийся освоит эти различные двигательные навыки зависит развитие не только отдельных физических качеств, но и всего организма ребенка в целом [5].
Учитывая, что в ходе исследования у обучающихся были выявлены проблемы в развитии координационных способностей и силы был проведен анализ литературы.
В научно-методической литературе развитие координационных способностей обучающихся в среднем школьном возрасте рассматривается лишь в контексте конкретных видов спорта. Однако учитывая психологические особенности детей 10-12 лет подобрать вид спорта, который бы заинтересовал всех обучающихся и при этом развивал необходимые физические качества практически невозможно [3].
В данной ситуации возникает необходимость в поиске новых способов физического развития обучающихся. Одним из таких способов являются подвижные игры. В отличии от спортивных игр в подвижных играх отсутствует строгая регламентация правил игры. Обучающиеся могут изменять и подстраивать правила игры под свои индивидуальные способности и интересы, что значительно облегчает деятельность педагога при подготовке к занятиям. В поиске современных способов развития координационных способностей мы выяснили, что в 2019 году появился новый вид спорта – боулспорт. (ссылка на приказ о создании). Который включает в себя несколько видов спортивных игр, в том числе и игра в петанк. В научно-методической литературе петанк рассматривается как успешное средство физического развития обучающихся с ОВЗ. При этом опыт внедрения петанка в общеобразовательную школу практически отсутствует [1].
Петанк является отличным способом заинтересовать юных подростков. Несмотря на то, что он является спортивной игрой. По своей сути он больше напоминает именно подвижную игру, так как объединяет в себя несколько видов спорта: гольф, кёрлинг и бильярд. Также как и в подвижных играх для игры в петанк не важен уровень физического развития ребенка, так как он самостоятельно может подобрать оптимальную для себя степень физической активности. К тому же для игры в петанк практически не требуется спортивное оборудование, а играть можно как в помещении, так и на улице. В процессе игры развивается глазомер, и различные физические качества, в частности ловкость и координационные способности. Что доказывает тот факт, что необходимы дополнительные исследования влияния данного вида спорта на физическое развитие обучающихся.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно констатировать что у обучающихся 6-х классов наблюдается незначительное ухудшение в развитии физических качеств, в частности развитии координационных способностей. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является введение внеурочной деятельности по физической культуре. Учитывая психологические особенности обучающихся при введении внеурочной деятельности необходимо учитывать интересы всех обучающихся. В ходе исследования выдвинуто предположение, что петанк является оптимальным средством физического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности. Учитывая, что в научно-методической литературе отсутствует опыт внедрения петанка в общеобразовательную школу можно сделать выводы что необходимы дальнейшие исследования в данной области.