В последние годы структура финансирования терроризма значительно изменилась вследствие трансформации, что стало причиной уменьшения доли внешних денежных поступлений, соответственно, поспособствовало увеличению внутренних источников финансирования террористических организаций. В настоящее время борьба с терроризмом осуществляется по различным направлениям, одним из которых является анализ источников финансирования терроризма, что позволяет повысить эффективность пресечения деятельности данных организаций. Наиболее явно подобная проблема иллюстрируется на самой крупной террористической группировке, образованной в 2006 году в Ираке – Исламское государство Ирака и Леванта. Экономическая модель организации по своей сущности основана на территориальном контроле, это обеспечивает группировке самодостаточность и влиятельность. Отличительной особенностью источников финансирования ИГИЛ является диверсификация.
Одним из главных внутренних источников дохода является добыча нефти, так как в результате получения новых территорий, группировка установила полноценный контроль над богатыми нефтяными месторождениями. Изначально осуществляется продажа нефти по демпинговым ценам, составляющим от 20 до 35 долларов за баррель, затем посредники перепродают нефть по цене около 60-100 долларов за баррель. Реализуя данным способом продажу нефти, ИГИЛ приобретает примерно 1-2 млн долларов в сутки, что составляет 350-700 млн долларов в год. На сегодняшний момент террористическая организация установила контроль над 7 нефтедобывающими месторождениями в Ираке.
Нефтяной бизнес в группировке имеет многоуровневую структуру, представленную, как правило, в три этапа. Первый этап предполагает добычу нефти; контроль над месторождениями позволяет без определенных препятствий добраться к скважине. В ходе второго этапа осуществляется перевозка нефти с применением разнообразных средств, например, автоцистерн, плотов, для дальнейшего пересечения рек. В результате третьего этапа производится переработка нефти. После вывоза нефти контрабандистами, она перепродается трейдерам, осуществляющим в последующем перепродажу.
Добыча нефти рассматривается ИГИЛ в качестве одного из основных источников финансирования, поэтому вербовщики оперативно подбирают высококвалифицированные кадры, инженеров с опытом работы, создает рабочую группу с возможностью перемещения для осуществления контроля над месторождениями. Для того чтобы поддерживать столь важную составляющую в финансировании, террористическая организация использует новейшие технические разработки, например, нефтеперерабатывающую установку. Финансирование террористической группировки также осуществляется в результате экспорта нефти, так как импортеры вкладывают свои денежные средства в покупку нефти и обеспечивают ИГИЛ возможность к существованию. Для многих стран это является выгодно, так как организация продает нефть на 30-60% дешевле мировых цен. Однако следует отметить, что за последние годы наблюдается тенденция к снижению доли доходов от добычи и продаже нефти, что связано с падением мировых цен.
Немаловажным источником доходов террористической организации является налогообложение, установленное ИГИЛ на подконтрольных территориях для предприятий, физических лиц, в том числе арендная плата и коммунальные платежи. Совместно с этим, значимыми являются и конфискации, то есть группировка принудительно отбирает у захваченного населения фабрики, заводы, землю, жилища, скот, происходит конфискация домов у вышестоящих лиц, например, чиновников. Использование природных ресурсов, располагающихся на зависимых от ИГИЛ территориях также является доходной частью бюджета. Организация проводит эксплуатацию природного газа в Ираке, Сирии, в провинции Аль-Анбар.
Менее значимым, но все же стабильным источником для группировки является продажа памятников культуры. Памятники древности, как правило, располагаются на подконтрольных территориях, это обеспечивает возможность оценить их стоимость и нелегально получить прибыль. Доход в данном случае получается двумя способами: взимание сборов с контрабандистов, которые провозят артефакты через территорию ИГИЛ и продажа трофейных памятников. По информации National Geographic силами безопасности Ирака, ИГИЛ и иных преступных группировок, были изъяты флеш-диски, по данным которых можно сделать вывод, что подобным путем организация могла заработать десятки миллионов долларов США. Более того, было оккупировано свыше 4500 памятников, некоторые из низ являются объектами мирового наследия ЮНЕСКО. Больше половины памятников культуры располагаются в разрушенных в ходе войны регионах, что позволяет осуществлять хищения в крупных размерах.
К криминальным доходам также следует отнести грабежи топливных ресурсов, осуществление оплаты за обучение детей в образовательных организациях, которая ведется под видом легальной услуги. ИГИЛ похищает сотни людей, преимущественно на зависимых территориях. Это происходит с целью дальнейшего получения выкупа, однако некоторых жертв убивают в качестве политического послания. По оценкам экспертов ФАТФ, от продажи похищенных людей прибыль ИГИЛ составила от 20 до 45 миллионов долларов США. Установить конкретную сумму достаточно сложно, так как данные транзакции не оглашаются в силу того, что осуществляются частными компаниями, в том числе с использованием наличных денежных средств.
Преимущественное место для организации также занимает банковский сектор, что обосновывается скоростью переводов в международной финансовой системе. Группировка осуществляет ограбление банков, чаще всего в одном из крупнейших финансовых центров – Мосуле. Боевики захватывают денежные депозиты физических лиц, а также получают доход от установленного пятипроцентного единого налога на снятие наличных средств в коммерческих банках.
Силовое предпринимательство для ИГИЛ является одним из значимых финансовых источников. Террористическая атака является многоэтапной и включает в себя: выдвижение экономических, политических требований, угроз в случае невыполнения требований; осуществление демонстрационной атаки; повторение требований, опираясь на эффект реальной демонстрации силы.
Дополнительный источник прибыли террористической организации дает сельскохозяйственный сектор. ИГИЛ вымогает у фермеров денежные средства под видом пожертвований, а также отнимает определенную часть урожая ячменя и пшеницы. Группировка обладает возможностью регулировать цены на зерновые, контролировать распределение пшеницы в зернохранилищах. В результате захвата сельскохозяйственной продукции ИГИЛ не только получает прибыль от продажи зерновых культур, но и оказывает угрожающее воздействие на фермеров.
С развитием информационных систем участились случаи интернет-мошенничества. Множество социальных сетей предоставляют возможность террористическим группировкам финансировать свою деятельность. Так, ИГИЛ имеет ряд платформ для пропаганды с целью привлечения широкой поддержки. Более того, социальные сети используются для вербовки молодежи, чтобы привлечь их к участию в вооруженных конфликтах. Манипулируя социальными сервисами, на счет организации поступают различные пожертвования, тем самым наблюдается тенденция стремительного использования платежных систем, которые позволяют сохранить анонимность и обеспечить осуществление переводов за короткий промежуток времени. Исламское государство активно использует стратегию краудфандинга – это массовый сбор пожертвований через сеть «Интернет», используя опубликованные реквизиты счетов. Использование виртуальных валют позволяет привлекать инвестиции в платежную инфраструктуру. Для таких валют характерны невысокие колебания обменных ресурсов, поэтому они используются для обеспечения анонимности переводов. Растет значимость для ИГИЛ притока иностранной валюты, а также спонсорство физических лиц через посредничество различного рода обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций.
В дополнение к ранее названным источникам финансирования, ИГИЛ получает прибыль от доставки на контролируемую территорию наличных денежных средств. Правительство Ирака ввело меры по недопущению перевода наличных в филиалы банков, осуществляющих свою деятельность на территории подконтрольной ИГИЛ, следовательно, прекратило перевод заработных плат государственным служащим на территории Исламского государства. Средства направляются в Киркук (город на севере Ирака) и иные области. Однако это не способствует разрешению проблемы, так как государственные служащие, работающие на территории, контролируемой ИГИЛ, ездят в Киркук и другие города с целью снятия с счета заработной платы наличными. После того, как они возвращаются, то группировка взимает с них сбор, размер которого составляет до 50%. Подобные сборы являются стабильной частью дохода ИГИЛ.
Таким образом, в связи с постоянным совершенствованием технологий стремительно развиваются способы финансирования терроризма. Анализ источников финансирования ИГИЛ позволяет сделать определенные выводы относительно реализации эффективных методов борьбы с терроризмом: противодействие терроризму должно осуществляться как на национальном, так и на международном уровне, ключевым моментом является обмен информацией между странами. Деятельность органов государства, а также межгосударственных органов должна обеспечивать сокращение социального, политического, экономического неравенства и расслоения, возникшего в ходе влияния глобализации. Необходимо принимать меры по снижению тенденции формирования многополярного мира и доминированию интересов определенных национальных групп. Усиление контроля и принятие превентивных мер в сети «Интернет» позволит своевременно выявлять и блокировать каналы, по которым осуществляются пропаганда и нелегальные пожертвования. Дезорганизация сетей финансирования обеспечит возможность вести эффективную борьбу с ИГИЛ, однако для этого необходима консолидация усилий. Сокращение доходов террористической организации сделает невозможным реализацию масштабных террористических актов, что приведет к уменьшению влияния группировки и нарушению устроенного порядка в административной системе.