Технологии дистанционного обучения. Перспективные подходы в обучении курсантов
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (50), июнь '21

Технологии дистанционного обучения. Перспективные подходы в обучении курсантов

В статье рассматривается комбинированное (смешанное) обучение – чередование очной формы обучения с дистанционной, с применением инновационных образовательных технологий – перспективное направление в организации учебного процесса курсантов в связи с их временной оторванностью от учебно-материальной базы военного вуза.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
высшее образование
учебный процесс
интернет-ресурсы
профессиональная подготовка
комбинированное обучение
подходы к обучению
виртуальные коммуникации
Ключевые слова

Основной задачей деятельности высших образовательных организаций являются правильная организация образовательного процесса, обеспечение необходимых условий для освоения учебных программ обучающимися по выбранным специальностям.

Особенность учебного процесса ЯВВУ ПВО имеет характерные отличия по сравнению с обучением молодежи в гражданском вузе, которые состоят в следующем:

  • обучение не только отдельной личности, но и всего воинского подразделения, подготовка его к совместной, коллективной слаженной деятельности;
  • военное обучение имеет практическую боевую направленность, основную ценность составляет только то, что дает возможность обеспечить превосходство над противником в бою;
  • обучение происходит в условиях поддержания боевой готовности подразделений и училища в целом, что является одной из главных задач воинской деятельности.

Еще одна важная особенность – профессиональная подготовка характеризуется особым соотношением учебной, боевой и повседневной деятельности, неопределенностью временного интервала между приобретением курсантами навыков и умений и исполнением обязанностей военной службы. Эта особенность требует формирования прочных элементов профессионального мастерства, рассчитанных на сохранение их в течение большого промежутка времени.

В связи со спецификой училища курсанты нередко отрываются от учебного процесса на несение гарнизонной и караульной службы, службы во внутренних нарядах, на обеспечение различных мероприятий военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и т.д.

Комбинированное (смешанное) обучение – сравнительно новый вид образования, появившийся лишь в конце 90-х годов прошлого века. Он включает в себя чередование очных и заочных форм обучения; классические занятия в учебных классах совмещаются с дистанционным обучением.

Комбинированное обучение само по себе интересно тем, что позволяет использовать сильные стороны традиционной очной формы обучения и преимущества дистанционных технологий. Это позволяет:

  • сочетать логические и образные способы освоения информации;
  • активизировать образовательный процесс за счет усиления наглядности;
  • использовать интерактивное взаимодействие, которое позволяет, в определенных интервалах, управлять представлением информации занимающимся: индивидуально изменять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям;
  • добиваться гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации.

У преподавателя появляется возможность проведения более интересных и полных традиционных очных занятий в аудитории. Также преподаватель выстраивает учебный процесс так, чтобы курсант изначально осваивал определенную часть материала самостоятельно с помощью дистанционных технологий, например, с применением виртуальных симуляторов, изучаемых вооружения, военной и специальной техники. Виртуальные симуляторы – это мультимедийные анимационные имитаторы, которые имеют своей целью воспроизведение состояний реальных физических объектов созданием иллюзии действий с реальной изучаемой военной техникой при разных условиях, включая возникновение внештатных и аварийных ситуаций. На очном занятии преподаватель будет иметь дело с уже более готовой к проведению занятия аудиторией, сможет уделять максимум внимания практическим аспектам знаний, не теряя время на чтение лекционного материала и т.д. Курсанты получат возможность формирования очного занятия, заранее представляя преподавателю свои вопросы, с которыми они сталкиваются в ходе подготовки к нему. Преподаватели действуют как эксперты и консультанты, помогая курсантам анализировать и преодолевать все проблемы. Так в аудитории можно организовать практические занятия, семинары, обмен опытом и дискуссии, которые сложно организовать с неподготовленной аудиторией. В рамках смешанной системы обучения желательно применять те формы и приемы, которые уже доказали свою эффективность и целесообразность. Например, модульно-рейтинговая система оценки качества обучения курсантов уже давно вошла в практику дистанционного обучения, но и для очного обучения эта система весьма актуальна.

Организация комбинированного обучения на удаленных от основной учебно-материальной базы кафедры объектах требует структурирования учебной информации на разных этапах, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения. В такой среде систематизация информации реализуется в процессе обучения посредством создания компьютерных учебно-методических комплексов по различным дисциплинам.

Интерактивность процесса обучения с использованием комплекса электронных учебников существенно увеличивается и предполагает взаимодействие всех действующих лиц в различных режимах на всех стадиях подготовки военного специалиста. В этих формах ведущая учебно-методическая и педагогическая роль в процессе обучения на этапах составления бланков тестовых заданий, генерации вариантов заданий разного уровня сложности, изменения методов и типов обучения, для различных категорий обучающихся отводится преподавателю, а не системе.

Каждый созданный электронный учебник по дисциплинам содержит следующие разделы:

  • программу курса обучения, в которой предусмотрен выход к соответствующим разделам теоретического материала и лабораторным работам;
  • рабочую учебную программу дисциплины с распределением почасовой нагрузки курсантов и указанием сроков и форм контроля знаний по каждой учебной дисциплине;
  • теоретический материал, необходимый для подготовки к проведению практических и групповых занятий, семинаров, лабораторных работ, представленный в различных формах по разным курсам: электронных конспектов лекций, методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ и т.п.

В комплексе электронных учебников реализована развернутая многоуровневая система контроля знаний в виде текущего контроля, тестирования и самоконтроля.

Основными организационно-педагогическими, содержательно-целевыми и учебно-методическими аспектами опыта использования комплекса электронных учебников для подготовки военных специалистов по комбинированной форме обучения являются:

  • анализ функциональной достаточности информационно-образовательных, учебно-исследовательских и информационно-методических ресурсов (информационное наполнение, разнообразие методов и типов смешанного обучения и контроля знаний обучающихся, простота и удобство использования ресурсов комплекса в режиме самоподготовки, консультаций) для реализации целей подготовки военных специалистов;
  • достаточность форм и обратной связи преподавателей и курсантов с использованием интернет-ресурсов комплекса и средств удаленного доступа.

Но преимущества применения комбинированного обучения не ограничиваются только его использованием в учебном процессе училища для обучения курсантов, временно оторванных от привычной организации образовательного процесса и учебно-материальной базы в связи с выполнением различных государственных специальных задач. Смешанное обучение дает возможность создания системы непрерывного образования после окончания училища, обмена информацией независимо от временных и территориальных факторов.

Большой интерес вызывает использование комбинированного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ военных специалистов, направленных на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, новой специальности.

Сегодня технологии дистанционного обучения широко используются в рамках высшего образования. В настоящее время дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, которые позволяют передавать необходимую мультимедиа информацию на большие расстояния и обеспечивают интерактивность обмена информацией.

Использование при подготовке, переподготовке и при повышении квалификации военных специалистов технологий, основанных на виртуальных коммуникациях, кардинально отличает данное обучение от традиционной формы. Современные виртуальные коммуникации уменьшают и искажают предоставляемую информацию при освоении образцов вооружения и военной специальной техники. Уровень потерь и искажений зависит от технических характеристик каналов связи, передающих и принимающих сторон, использования тех или иных мультимедийных средств. Поэтому успешная реализация образовательных программ во многом зависит от того, насколько учтены особенности предоставления информации при проведении дистанционного обучения, и прежде всего от людей, организующих дистанционное обучение, от того, насколько они осознают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных технологий.

Текст статьи
  1. Приказ МО РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Дзюбенко О.Л. Виртуальные симуляторы в системе высшего военного образования: монография / О.Л. Дзюбенко, М.В. Мищенко, А.О. Коженков, 2017.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня