Главная
Конференции
Мировые тенденции развития науки, образования, технологий
Идеология перехода от потребительства к созиданию и развитию

Идеология перехода от потребительства к созиданию и развитию

Авторы:

Уланов Владимир Викторович

Рубрика

Социологические науки

Ключевые слова

Россия
потребительство
энтропия
смысл жизни
созидание

Аннотация статьи

Автор рассуждает о необходимости и путях перехода России из высокоэнтропийной «античеловеческой» ипостаси потребительства в ориентированную на созидание и развитие.

Текст статьи

Идея необходимости перевода России из нынешней ипостаси, которую, как только не называют – блатной феодализм, бандитский или олигархический капитализм и пр., в некую другую уже давно носится в воздухе. Например, А.А. Проханов ярко говорит об этом с позиций общественно-политического деятеля, писателя; С.Ю. Глазьев, М.Г. Делягин, М.Л. Хазин – с позиции экономистов; А.И. Фурсов – с позиций историка и социолога. Автор этих строк, соглашаясь с идеями этих уважаемых специалистов, хотел бы привести свои аргументы в пользу перевода России из нынешней «античеловеческой» ипостаси в Человеческую, скорее с естественнонаучных позиций.

Почему «античеловеческой»? Еще древние мыслители отмечали, что Природа поразительно мудра и экономна. Говоря современным языком, все элементы Природы, например, в лесной популяции (микробы, растения, насекомые, птицы, животные и пр.), системно приспособлены друг к другу, обеспечивают своей жизнедеятельностью условия жизни друг для друга и для сохранения целостности лесной популяции, как единой системы. То есть, каждый элемент системы обладает определенным набором способностей для выполнения определенных функций, выполнение которых составляет «смысл» его существования в системе.

В статье «О силе мысли и смысле жизни человека» [1] мы говорили о том, что природа дала человеку инструмент колоссальной силы – мысль! Речь шла не о том, что «прежде чем сделать табуретку, человек сначала создаст ее образ в своем сознании», т.е. используя возможности мысли, может заниматься созидательной деятельностью – создавать то, чего не было в природе, чтобы прокормиться, защититься, обогреться и пр. Это хорошо известно, об этом написана масса литературы. Речь шла о том, что сила мысли такова, что человек без всяких технических устройств может передавать другому человеку информацию на огромные расстояния, может воздействовать на него, побудив к каким-либо действиям, или наоборот лишить возможности произвести эти действия; может, глядя на фотографию незнакомого человека, «увидеть» его прошлое и настоящее – где он находится, каково его самочувствие и пр.; может мысленно проникать сквозь бетонные стены и крыши помещений на земле, сквозь стенки подводных лодок в глубинах океана или секретных спутников, находящихся на орбите в космосе и «видеть», что находится внутри них и т.п. И военные давно используют эти возможности на практике.

Эти примеры можно продолжать. Автор этих строк не обладает никакими экстрасенсорными способностями, но, принимая участие в некоторых семинарах-тренингах, на собственном опыте убедился, что, используя определенные методики, силой своей мысли можно изменять вкус кофе, запах духов, можно сделать себя «невидимым», например, для кондуктора троллейбуса, и бесплатно проехаться в этом троллейбусе.

Известны эксперименты, когда человеку под гипнозом внушали, что он в невесомости, и весы, на которых стояло кресло, в котором он «плавал в невесомости», показывали, что около 3\4 его веса действительно исчезали! Наука не может это объяснить, но поскольку факты имеют место быть - не значит ли это, что человек может летать, используя лишь силу своей мысли? Ведь раз исчезла часть веса, не может ли исчезнуть и остальной вес? Если это может хотя бы один человек, значит, в принципе, смогут все люди?

Соответственно, в той статье мы вышли на вопросы: зачем Природа дала Человеку такие способности, для выполнения каких функций? Другими словами – в чем смысл существования человека в Природе? Явно не в том, чтобы просто «питаться, размножаться, развлекаться…»!

В статье «Чем опасна сила мысли в потребительском обществе» [2], акцентировалось внимание уже на опасностях воздействия человеческих мыслей на окружающий мир и самих себя в условиях бездумного «потребительского» поведения массы людей.

***

Физика процесса нашего мышления такова, что, когда мы что-то обдумываем, мы создаем, генерируем некое энергоинформационное образование – мыслеформу, а если нас много, и мыслим об одном и том же, то мы создаем коллективную мыслеформу – эгрегор, который, набрав определенную силу, может существовать и действовать уже без нас, самостоятельно. В частности, аккумулируя информацию и энергию наших мыслей, эгрегоры непременно оказывают на нас обратное воздействие: незаметно, через подсознание влияя на наше мышление и поведение, «выстраивая» его в духе тех мыслей, идей, которые создавали эти эгрегоры. Более того, как мощные энергоинформационные образования эгрегоры влияют на окружающий мир, на живую и даже неживую природу, запуская в ней определенные процессы изменений. Причем, какими мыслями, какими энергиями (негативными энергиями разрушения или позитивными энергиями созидания) мы напитали наши эгрегоры, такие энергии они нам и вернут, такие мысли, смыслы и модели поведения они в нас будут продуцировать и усиливать на уровне подсознания.

***

Опасность силы мысли в потребительском обществе заключается в том, что тысячекратно усиленная посредством современных СМИ, интернет и пр., и соответственно подкорректированная «эгрегорами потребления», она оказывает на нас негативное влияние, вытесняя и замещая позитивные познавательные и созидательные настрои, зомбирует нас на стремление к бесконечному пребыванию в замкнутом круге потребительства. А замыкаясь в этом «коконе комфорта», мы возвращаемся к животному состоянию и теряем смыслы жизни, заложенные в нас Природой, т.е. «расчеловечиваем» себя.

Естественно возникает вопрос: как закрыться от зомбирующего негативного воздействия эгрегоров потребления? Здесь бессмысленно «требовать запретить» или «советовать не смотреть» передачи интернета и ТВ, переполненные торговой рекламой, примитивной развлекаловкой и смакованием грязи человеческих отношений. Подобные передачи имманентны, свойственны культуре рыночного общества, в котором главные критерии успеха – деньги и власть! Ведь зарабатывать легче всего на людских пороках и страхе. Ныне все эти «прелести» западной культуры все агрессивнее навязываются нам.

Идеи потребительства нужно вытеснять, замещать более привлекательными идеями познания и созидания! Но для этого нужен постепенный переход к другому образу жизни, и прежде всего – переход к другой государственной идеологии!

Как осуществлять этот переход без приказов, запретов и насилия, способных вызвать обратную реакцию противодействия? Думается, нужно создавать условия для определенного самодвижения в сознании масс людей, а чтобы появилось это самодвижение, государственные структуры через систему образования, СМИ и пр. должны создавать, своего рода, разность потенциалов в понимании перспектив личного и общественного бытия. На одном полюсе – понимание, что потребительский образ жизни неизбежно ведет: а) на индивидуальном уровне к возврату, ещё раз подчеркнём, к животному образу жизни, когда весь смысл жизни сводится к тому, чтобы - питаться, размножаться, развлекаться, а также драться за статус в иерархии, чтобы обеспечить себе эти блага. Ярких примеров такого оскотинивания предостаточно в сферах спорта и так называемого шоу-бизнеса, экономики и политики уже не только западных стран; б) на уровне общества – к гибели по экологическим причинам, т.к. расширяющееся потребление все ускоряющимися темпами ведет к истреблению природных ресурсов, наступлению ресурсного коллапса. Другой полюс – продолжение и развитие, например, ныне почти забытой, точнее отодвинутой в сторону информацией торгашеско-рыночного толка, линии Н.Я. Данилевского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского на развитие и пропаганду: а) понимания «космической» сущности и предназначения Человека; б) выстраивания всего народного хозяйства России не в «шкурных» интересах отдельных частных инвесторов и предпринимателей, а в интересах всей страны, всего народа в целом, в интересах развития всей российской цивилизации, как условия развития Человека в высшем смысле этого слова.

***

Н.Я. Данилевский показал полную неосновательность и нелепость дарвинизма, провозглашавшего происхождение человека от обезьяны, создал теорию „культурно-исторических типов“ (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Н.Ф. Федоров заложил основы мировоззрения, открывающего новое понимания места и роли человека во Вселенной, сформулировал базисную идею, русского космизма - Мир, включая человека и человечество в целом - есть единая закономерно эволюционирующая система. К.Э. Циолковский, в продолжение фёдоровских идей и полагая, что «человечество не останется вечно на Земле», уже в практическом плане обосновал применение ракет для космических полетов, предлагал осваивать космическое пространство с помощью орбитальных станций. В.И. Вернадский разработал учение об эволюции биосферы (живого единого организма) к ноосфере («сфере разума»). И этот список славных имен и идей можно продолжать.

***

Почему нужно начинать именно с идеологии? Потому что, в силу естественных законов Природы, любое существенное изменение в обществе как целостной системе начинается не иначе, как с социально значимой идеи [3].

***

Как магнит (в силу законов электромагнитного взаимодействия) способен моментально превратить кучу металлических опилок в красивый рисунок, выстраивая их по магнитным силовым линиям, так и социальные идеи в обществе (в силу законов энергоинформационного взаимодействия) способны «выстраивать» людей, определяя их ценности, целеполагание и пр. Но в зависимости от того, каковы эти идеи «рисунок» взаимодействия людей будет весьма различным.

***

Какой должна быть идеология этого перехода? Эта идеология должна быть основана на научном познании, но для воздействия на поведение масс людей должна использовать механизмы обращения и к верованиям, и к эмоциональной сфере. Должна включать в себя свою сформулированную систему ценностей, свою экономическую и политическую доктрину, должна давать образ желаемого будущего! [4] Этот образ должен быть не просто красивой картинкой «прекрасного далеко», а ярким и привлекающим, раскрывающим возможности развития для каждого и для общества в целом, побуждающим к значимым изменениям уже настоящего, с пониманием реальных перспектив ближайшего и далекого будущего.

В свое время для России именно таким был образ коммунизма\социализма. Вряд ли массы населения России понимали «глубину идей» Маркса и Энгельса, их образ коммунистического будущего. Но проводимая государством идеология, созвучная традиционным для России идеям общинного образа жизни, проводимая культурная революция, коллективизация и индустриализация, реально делали людей более грамотными, организованными, эффективными. И эти стремительные изменения обеспечили новому строю колоссальную поддержку в широких массах народа, несмотря ни на какие «ужасы» коллективизации и индустриализации. Да и разность потенциалов в понимании перспектив личного и общественного бытия в первые десятки лет Советской власти была огромная. На одном полюсе – разруха после первой Мировой и гражданской войны, угроза новой войны. Другой полюс – виденье людьми перспектив будущего страны и себя в этом будущем, что вызывало энтузиазм, подъем энергии.

Важно подчеркнуть необходимость именно комплексного воздействия на все слои населения, что под силу только государству. В 90-е годы автор был участником социологического исследования «предпринимательского потенциала» Калужской области. Мы получили весьма интересные результаты, которые вполне согласовывались с европейским опытом подобных исследований. Оказалось, что людей предпринимательского склада - около 10% населения. Это люди, которые при любой власти, при любом режиме всегда будут социально активны, будут вырабатывать и ставить свои цели, стараться сделать что-то свое или по-своему. Даже если их будут ругать, критиковать, бить, они все равно будут подниматься и продолжать быть предприимчивыми. Иначе они жить не могут! Почти в три раза больше оказалось людей «антипредпринимательского» склада, которые сами ничего никогда не будут предпринимать, потому что попросту не способны к самостоятельному целеполаганию, внутренней самоорганизации и самодисциплине. Они найдут себе работёнку, где можно «не особенно напрягаться», будут потихоньку «жаловаться на жизнь», ныть, что их «не понимают» и пр. Или наоборот, ощущая свою ущербность и стараясь компенсировать её, будут «громко» ругать власть, критиковать всех и вся за то, что им «не дают проявить себя», будут постоянно «требовать свободы», «бороться за права человека» и пр., но в созидательном позитивном смысле ничего делать не будут. Третья – самая многочисленная группа людей (их более 60%), которые также при любой власти постараются «встроиться в систему» и будут «нормально» жить: учиться и работать, создавать семью и растить детей. Для них главное - «понять правила игры»!

Таким образом, в силу естественных причин, не менее 3/4 населения нуждаются в том, чтобы власть направляла, побуждала, раскрывала возможности для созидательной деятельности на благо страны как целостности, и на благо каждого, как ее части.

В советские времена так и было. Во-первых, была единая государственная идеология – мощнейший фактор активного формирования целостности страны! Через партийно-властные структуры и общественные организации, через учебники и художественную литературу, через СМИ и кинематограф постоянно транслировалась мысль о том, что мы все вместе строим передовое общество. В выпусках новостей рассказывалось прежде всего о положительных событиях в стране: на Украине и на Дальнем Востоке, в Якутии и на Кавказе, в странах Прибалтики и Среднеазиатских республиках. Причем новости подавались так, что «само собой» формировалось сознание и ощущение, что всё это наша страна! Постоянно рассказывалось об успехах простых рабочих и колхозников, строителей и инженеров, ученых и людях искусства. Рассказывалось так, что также «само собой» формировалось понимание: кем бы и где бы ты ни работал, твой труд важен и нужен для всей нашей страны, главное, чтобы ты был квалифицированным и честно трудился. О недостатках и происшествиях тоже, конечно, рассказывалось, но они никогда не были на первом месте, негативные новости никогда не смаковались, как сейчас.

Во-вторых, была хорошо продуманная организация не только доведения до различных групп населения идеологии на понятном для них языке, но и организация вовлечения их в практическую деятельность по реализации этой идеологии. В начальной школе принимали в октябрята, потом в пионеры, в старшем звене школы и в вузе, на производстве и в армии принимали в комсомол, при этом постоянно формировался положительный имидж членства в этих организациях. Соответственно, ставились посильные задачи: перед пионерами одни, перед комсомольцами другие, но всегда это были задачи служения Родине! Для решения множества важнейших для страны задач (строительство крупных объектов на севере, юге, в Сибири и пр.) нередко объявляли «комсомольские призывы», когда массе юношей и девушек предоставлялась реальная возможность самореализации. Не просто получить работу (в деревеньке или маленьком городке найти работу с перспективой не всегда возможно), но овладеть рядом нужных профессий и проверить себя на «выносливость», проявить свои организаторские способности и начать выстраивать карьеру. Наконец, зачастую, там юношам и девушкам было легче и спутника жизни найти, и на свадьбу и жилье заработать. Главное, что тогда был найден весьма эффективный инструмент решения массы и государственных, и личностных проблем миллионов людей, найдена адекватная для тех времен форма организации коллективной жизнедеятельности, как писал Н.Ф. Фёдоров (русский философ 19 в.): жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех!

Сравните с тем, что происходит в нынешней России. Голоса государства – направляющего, побуждающего, раскрывающего возможности для созидательной деятельности на благо страны, - практически не слышно. Зато очень хорошо слышно и видно голос вездесущей рекламы: «купи!», «возьми кредит!», для счастья, свободы и уверенности нужно иметь такую-то машину, такой-то гаджет и пр. СМИ из «организатора, пропагандиста и агитатора», превратились в «дебилизатора, пофигиста и растлителя».

Нужно заметить, что в последние годы работа по укреплению вертикали управления, экономики и особенно военной сферы в РФ оживилась, но идет как-то «по-тихому». Возможно у власти есть основания для такой политики. Но подчеркнём, что именно яркая, открытая, приведенная выше система идеологических и организационных мер советских времен, ориентированная на массы, концентрирующая силы и средства на важнейших направлениях развития страны, имела весьма эффективный антиэнтропийный характер. Отсюда успехи сталинского социализма, победа над Гитлером, на которого работала вся Европа и пр. Нынешняя же система, с ее открытой пропагандой индивидуализма и потребительства, стремления к замыканию в личном телесном комфорте, имеет противоположный энтропийный характер. Нет привлекательного образа будущего – неизбежны разброд и шатания, пустая трата энергии! Нет своей идеологии – ее место непременно займёт чужая, враждебная!

Какими должны быть идеология и образ будущего процветающей России? Ныне известны две идеологии: капитализма и социализма. Исходя из вышеизложенного, просится ответ – социалистическая! Но здесь всё не так просто, и если говорить о долгосрочной стратегии, то придется вернуться к пониманию смысла жизни Человека! Проблема в том, что уже объективно складывается необходимость качественного изменения в понимании Смысла жизни Человека и, возможно, всей социальной организации, всего общества.

Дело в том, что 20-й век показал «странную» закономерность: пока основная масса людей почти всё время и силы вынуждена отдавать борьбе за выживание, им не до размышлений о Смысле жизни. Но как только решается проблема обеспечения себя необходим для жизни (еда, жилье и пр.), непременно сама собой возникает проблема – к чему теперь стремиться, в чем Смысл моей жизни? Причем эти вопросы носят не абстрактно\философский, а сущностный практический характер! И убегание в дурное потребительство и развлекаловку – это ещё «цветочки». Горькие «ягодки» в том, что в странах, где для масс людей решается «проблема выживания», вдруг обостряется «проблема суицида», т.е. резко возрастает количество самоубийств (Швеция, США, Южная Корея и др.), и как показывает криминальная статистика - основная причина суицида – ощущение бессмысленности существования! Что делать? Это – отдельный разговор.

Список литературы

  1. Уланов В.В. О силе мысли и смысле жизни человека // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 декабря 2020 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С 79-84.
  2. Уланов В.В. Чем опасна сила мысли в потребительском обществе // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 18-24.
  3. Уланов В.В. Как идеи правят миром // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2018 г: в 3-х ч./ Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – Часть II. – С. 21-27.
  4. Сергей Черняховский, Юлия Черняховская: Идеология будущего. Форматы приоритетов // URL: http://izborsk-club.ru/20842.

Поделиться

1900

Уланов В. В. Идеология перехода от потребительства к созиданию и развитию // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июн. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 47-53. URL: https://apni.ru/article/2576-ideologiya-perekhoda-ot-potrebitelstva-k-sozi

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая