План экономического сотрудничества России и Японии как инструмент построения доверительных отношений
научный журнал «Актуальные исследования» #3 (3), декабрь '19

План экономического сотрудничества России и Японии как инструмент построения доверительных отношений

В данной статье анализируются двусторонние отношения России и Японии, как партнеров и соперников на мировой арене. Принятый к осуществлению «План экономического сотрудничества из 8 пунктов», разработанный Премьер-Министром Японии Абэ Синдзо, способен вывести отношения и экономику двух стран на принципиально новый уровень, однако трудности, которые сопровождают процесс наращивания сотрудничества, вызывают не только одобрение, но и резкую критику в адрес обеих стран.

Аннотация статьи
Япония
Россия
японо-российские отношения
план сотрудничества
курильские острова
территориальный спор
Ключевые слова

В 

мае 2016 года в ходе японо-российской встрече на высшем уровне Премьер-министр Японии Абэ Синдзо представил Президенту Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину, «План двустороннего экономического сотрудничества из 8 пунктов», разработанный кабинетом министров с целью налаживания дипломатических и экономических отношений с Россией. В то время как все пункты данного плана постепенно реализуются, принося пользу российской стороне, японцы довольствуются лишь относительной выгодой, надеясь на то, что вложенные в экономику России миллионы и миллионы долларов окупятся на переговорах по территориальному вопросу.

Лукавить и утверждать, что Россия и Япония всегда были «друзьями не разлей вода» нет смысла: обе стороны начали узнавать друг друга, как экономические партнеры, совсем недавно, долгое время оставаясь лишь «соседями по неволе». Большинство их контактов ограничивалось вербальными нотами, которые отправляли японцы всякий раз, когда Россия разворачивала хоть какую-то минимальную активность на Северных территориях, как их называла Япония, или же на южных Курильских островах, как они обозначены на российских картах. Проблема принадлежности южных Курильских островов на протяжении более семидесяти лет разделяла страны, препятствуя установлению добрососедских отношений, однако с приходом к власти Абэ и его кабинета министров, восточные соседи решили положить конец этому спору любыми путями.

Именно для того, чтобы построить крепкую связь между экономиками России и Японии, и был разработан «План экономического сотрудничества», который торжественно был принят российской стороной, как знак дружбы между господином Абэ и Президентом Владимиром Путиным. План включал в себя восемь пунктов, которые были призваны улучшить двусторонние отношения:

  1. Сотрудничество, способствующее увеличению продолжительности здоровой жизни российских граждан за счет повышения уровня медицинского обслуживания;
  2. Градостроительство с целью создания комфортной и чистой среды, обеспечивающей уютную и активную жизнь;
  3. Существенное увеличение обменов и сотрудничества между японскими и российскими предприятиями малого и среднего бизнеса;
  4. Сотрудничество в области развития энергетики (нефтегазового сектора), расширение производственных мощностей;
  5. Поощрение диверсификации промышленной структуры России и повышение производительности;
  6. Развитие промышленности на Дальнем Востоке, формирование в этом регионе экспортной базы на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
  7. Сотрудничество в области передовых технологий с объединением знаний Японии и России;
  8. Стремительное расширение двусторонних гуманитарных обменов на различных уровнях.

Все вышеупомянутые нововведения планируется осуществлять с использованием японского опыта и технологий, которые страна готова практически безвозмездно предоставить России в надежде на то, связи между странами станут практически нерушимыми, что поможет правительству Японии подойти к главному вопросу – заключению мирного договора и окончательному определению границ.

Для Абэ данный вопрос скорее личный, чем государственный: еще его отец трудился на благо родины, пытаясь закрыть вопрос принадлежности Северных территорий. Для самой Японии же подобные уступки, на которые она идет, осознавая убыточность всего мероприятия,  являются не более чем самоутверждением на мировой арене. Неуверенность в своём неизменном партнере – США и опасения, связанные с Китаем, чья экономика активно набирает обороты, толкнули Японию на путь самостоятельного принятия решений, на котором восточные соседи не появлялись на протяжении десятилетий.

Впрочем, кое-какую выгоду японские компании, которым удастся проникнуть на российский рынок благодаря «Плану экономического сотрудничества», получат, а именно – гарантии в лице собственного государства, которое будет прикладывать все силы для того, чтобы  обеспечить им лояльные и надежные условия на земле западного партнера. Построение благоприятной экономической среды на пару с Россией станет толчком для японской экономики, позволив ей, сильно замедлившей темпы своего развития в последние годы, выйти на принципиально новый уровень.

Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды для обеих сторон и на то, как активно ведется работа между двумя государствами, воплощающими «План» Абэ в жизнь, переговоры о заключении мирного договора движутся всё теми же маленькими шажками. Первая попытка, предпринятая в январе 2019 года, начать полноценную дискуссию, которая должна была привести Россию и Японию к долгожданному компромиссу, провалилась. Отказавшись от своих притязаний на Кунашир и Итуруп, и заявив, что теперь они готовы ограничиться грядой Хабомаи и Шикотаном, также входящих в «их Северные территории», Япония совершенно не ожидала, что российская сторона потребует от них гораздо больше, чем проведение согласованной линии границы.

Россия делала ставку на то, что мирный договор между ней и восточным соседом не только зафиксирует факт признания Японией принадлежности Курильских островов России, но и гарантирует, что японо-американский военно-политический союз не поставит под угрозу безопасность страны и не затронет российские интересы. России нужны были гарантии, которые Япония, невольный вассал США, не могла дать.

В то же время на территории и России и Японии развернулись широкие движения общественности, которая протестовала против заключения мирного договора на основании Декларации 1956 года. В ходе опроса, который в январе 2019 года провёл Всероссийский центр изучения общественного мнения, россияне поделились своими опасениями, что возвращение Японии  южных Курильских островов спровоцирует цепную реакцию пересмотра итогов Второй мировой войны, да и в целом граждане не разделяют стремление России и Японии заключить договор так быстро, насколько это возможно.

В самой Японии же обрушились со шквалом критики на Премьер-министра, чья репутация за последние годы изрядно потрепалась в связи с несколькими крупными коррупционными скандалами внутри страны. Особенно едко высказывались о неудавшихся переговорах СМИ.

Газета «Майнити симбун» писала о том, что до прогресса по территориальному вопросу далеко, а договоренности по совместной хозяйственной деятельности натыкаются на «стену» в виде разных позиций по поводу суверенитета.

Правая газета «Санкэй симбун», уже длительное время критикующая политику Абэ на российском направлении как слишком мягкую, обрушивается с критикой и на Россию, жесткая позиция которой не позволяет добиться «возвращения островов», и на курс японского премьер-министра. Отмечая, что до сих пор не реализован ни один проект по совместной хозяйственной деятельности и не создан специальный правовой режим, издание ставит под вопрос сам подход, поскольку, с его точки зрения, не ясно, каким образом совместные проекты помогут Японии вернуть острова под ее контроль. Россия же обвиняется в желании добиться обеспечения своих экономических интересов за счет Японии.

Означает ли это, что отношения двух стран действительно находятся в тупике и последний визит Абэ в Россию является непродуктивным? Отнюдь, даже при всех сохраняющихся и возникающих сложностях между странами на этот вопрос сложно ответить утвердительно. Скорее вызывают вопросы завышенные ожидания японских СМИ по поводу достижения прорыва после переизбрания Владимира Путина на должность президента России, оснований для которых с российской стороны не наблюдалось. В итоге получается искусственное воссоздание негативного образа России в японском общественном сознании.

Тем не менее, несмотря на очевидные трудности, которые преследуют японо-российскую кампанию по налаживанию отношений, нельзя сказать, что попытки, предпринимаемые обеими странами так уж бесполезны. За семь лет, в течение которых Япония и Россия медленно, но уверенно движутся по пути решения территориального спора путем поиска компромисса, отношения между двумя странами стали лучше, чем за последнее столетие, что уже можно назвать серьезной победой.

Однако порой, наблюдая за тем, с какой спешкой японская сторона пытается разрешить конфликт (что, собственно, объясняется желанием Абэ закрыть вопрос до тех пор, пока он еще на посту), хочется припомнить обеим странам древнюю японскую мудрость: «Быстро – это медленно, но без остановок».

Возможно, мы должны признать, что ни за время правления Абэ, ни за время президентства Владимира Путина, мирный договор между Россией и Японией так и не будет подписан, однако усилия, которые главы государств приложили для решения конфликта, не пропадут зря. Давление, которое оказывает общество на обе стороны, является колоссальным, но единственное его требование – это не скорое достижение любого результата в ущерб национальным интересам двух стран, но эффективный результат, полученный вне зависимости от затраченного времени.

Текст статьи
  1. Посольство Японии в России / Территориальная проблема между Японией и Россией. За отношения истинного доверия. МИД Японии. – URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/image/POLICIES/pamphlet_r1.pdf (дата обращения 10.12.2019).
  2. Российский совет по международным делам / Аналитические статьи; Асимметрия и развитие российско-японских отношений; Киреева А. Электрон.дан. – М.: Рос. Совет по межд. делам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/asimmetriya-i-razvitie-rossiysko-yaponskikh-otnosheniy/ (дата обращения 10.12.2019), 2018.
  3. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс] / Аналитические статьи; Сближение России и Японии: что показала встреча Путина и Абэ? Киреева А. Электрон.дан. – М.: Рос. Совет по межд. делам.  URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/druzhba-druzhboy-a-kurily-vroz/ (дата обращения 10.12.2019), 2017.
  4. Ministry of Foreign Affairs of Japan [Электронный ресурс] / Japanese Territory. Электрон.дан., - Мин. иностр. дел Японии. URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/russia/territory/index.html (дата обращения 10.12.2019), 2014.
  5. Nikkei Asian Review [Электронный ресурс] / Аналитические статьи; Abe's Russia trip highlights foreign policy failings. James D. J. Brown. Электрон.дан., - Nikkei Inc. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/Abe-s-Russia-trip-highlights-foreign-policy-failings2 (дата обращения 10.12.2019), 2018.
  6. 外交青書2017 (Diplomatic Bluebook, 2017) / Дипломатические документы. Электрон.дан., - 外務省- Ministry of Foreign Affairs of Japan, URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2017/html/index.html, 2017.
  7. 日露首脳会談。四島返還の道筋が見えぬ (Саммит Россия-Япония. Мы не видим возвращения четырех островов) / Аналитические статьи. Электрон.дан., – 産経新聞 – Sankei Sinbun. URL: https://www.sankei.com/column/news/180529/clm1805290002-n1.html,  2018.
  8. 「領土」進展遠く、共同経済活動、主権が壁 (Территориальный прогресс далеко, совместная экономическая деятельность, верховная власть уперлась в стену) [Электронный ресурс] / Аналитические статьи. Электрон.дан., –毎日新聞 – Mainichi Sinbun. URL: https://mainichi.jp/articles/20180527/k00/00m/010/136000c, (дата обращения 10.12.2019), 2018.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля