Введение (теоретический анализ, постановка проблемы)
Современный мир, который нас окружает, становится с каждым годом сложнее: увеличивается поток информации, растет нагрузка на психику. Стремительное изменение социальной среды заставляет человека искать новые алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к новой ситуации.
Однако из трудных жизненных ситуаций все выходят по-разному. Кто-то получает психологическую травму: замыкается в себе, ведет себя агрессивно, приобщается к алкоголю, наркотикам или уходит в депрессию. А кто-то, наоборот, преодолев жизненные трудности, не только сохраняет психологическое и психическое здоровье, но и личностно растет.
Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). Спектр личностных особенностей, позволяющих оценивать и прогнозировать успешность адаптации человека к трудным жизненным ситуациям, обширен. А.Г. Маклаков относит к ним нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, ощущение социальной поддержки, уровень конфликтности личности, опыт социального общения [2, с.16-24]. К.Муздыбаев [3, с.100-108] указывает на то, что в кризисной ситуации в качестве ресурсов выступает возраст, пол, интеллект, сила характера.
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтов с окружающими взрослыми [1, с.74].
Объекты и методы исследования
В исследовании принимали участие подростки 6, 7, 8 классов в возрасте от 12 до 15 лет (N=95), общеобразовательной школы МАОУ СОШ № 13, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия. Для данного исследования были выбраны следующие методики диагностики личностных свойств: опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика диагностики «самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств; «опросник Айзенка» модификация подросткового варианта личностного опросника Айзенка EPI, разработанная Т. В. Матолиной, на выявление характерологических особенностей, темперамента и эмоциональной устойчивости личности. Данная методика направлена на выявление нейротизма (эмоциональной стабильности), характеризуя личность подростка, как эмоциональную, чувствительную следует изучить свойство нервной системы к адаптивности в стрессовых ситуациях. При обработке результатов исследования применялись математико-статистические расчеты, с помощью коэффициента корреляции Пирсона, среднее отклонение от нормы.
Результаты и их обсуждение
При обработке результатов в процентном соотношении выявлено, что 75 % (в количестве 71 подростков) имеют средний уровень самооценки, завышенный уровень 19 % (в количестве 18 подростков), заниженный уровень 6 % (в количестве 6 подростков). Результаты всех исследуемых подростков по самооценке в средних значениях (в баллах): по основным 6 шкалам подростки имеют средний уровень самооценки (норма). Наибольшие значения по шкалам «умелые руки» и «уверенность в себе», наименьшие по шкалам «авторитет у сверстников» и «характер». Наибольшие значения по шкалам у мальчиков 12-15 лет «уверенность в себе» и «умелые руки», наименьшие «способности» и «авторитет у сверстников».
Уровень притязаний должен быть не ниже уровня самооценки, так как благоприятное развитие личности подростка определяется его представлением о своих возможностях, что является важным фактором. Среднее по расхождению между самооценкой и уровнем притязаний находится в норме: общий результат (среднее значение в баллах) всех исследуемых подростков по уровню притязаний: по основным 6 шкалам имеют средний уровень (реалистичный) и высокий (оптимальный).
Кроме исследования совладающего поведения и уровня самооценки подростков, мы определили эмоциональную устойчивость, с помощью опросника Айзенка. Мы также предполагаем, что выбор эффективных способов совладающего поведения взаимосвязан не только с самооценкой, но и с определением эмоциональной устойчивости и свойств нервной системы (темперамента). Результаты исследования выявлены с помощью опросника Айзенка на выявление темперамента и эмоциональной устойчивости личности. Мы получили следующие результаты: среднее значение (в баллах) всех подростков выявило уровень экстраверсии в 14 б., что означает у исследуемых, в большей степени свойственно внешнее выражение своего внутреннего, психического мира то есть обращенность вовне - экстраверсия. Что касается уровня нейротизма (эмоциональной устойчивости), то у всех исследуемых он равен 14 б., средний уровень эмоциональной устойчивости.
Количественный анализ исследования связан с математико-статистическими расчетами, который важен как для принятия нашей гипотезы или ее отклонения, так и для выявления, получения строго объективных, количественно выражаемых данных. В нашем исследовании предоставлены цифровые данные, определяющие корреляционную зависимость с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона (средние и дисперсии, среднеквадратические отклонения), что является необходимым для выявления значимости связи совладающего поведения подростка с его самооценкой. Оценка в числовой форме дает надежные и достоверные данные для проверки проявлений копинг-стратегий подростков и их самооценки. По параметрам статистической связи изучаемых в нашем исследовании свойств, особенностей подростка результаты коэффициента корреляции в большинстве случаев имеют положительное направление, т.е. находится в пределах плюс одного. Выявлена теснота некоторых копинг-стратегий с самооценкой. Рассмотрим наиболее значимые способы совладающего поведения подростков и их взаимосвязь с самооценкой.
Качественный анализ показал, что наиболее значимые, преобладающие шкалы способов совладающего поведения это «принятие ответственности» и «планирование решения проблемы» и выявление согласованности именно этих шкал с самооценкой дает нам основополагающую информацию о взаимосвязи, тесноте связей самооценки с ведущими копинг стратегиями. Для рассмотрения и ясности статистически значимой корреляционной связи между способами совладающего поведения с самооценкой (среднее всех шкал) представлены диаграмма (рис. 1) и таблица 1 с количественными данными корреляции. Количественное выражение тесноты связи, наибольшие значения между шкалами «принятием ответственности» и «уверенность в себе», коэффициент равен r = 0.311; «принятием ответственности» и «ум (способности)», коэффициент r = 0.341. Корреляционная зависимость между самооценкой (общим значением всех шкал) и «принятием ответственности», коэффициент равен r = 0.310.
Рис. 1. Диаграмма с данными корреляции
Таблица 1
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки
Принятие ответственности |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.310 |
---|---|---|
Принятие ответственности |
УМ (СПОСОБНОСТИ) |
0.341 |
Принятие ответственности |
ХАРАКТЕР |
0.210 |
Принятие ответственности |
АВТОРИТЕТ У СВЕРСТНИКОВ |
0.222 |
Принятие ответственности |
УМЕЛЫЕ РУКИ |
0.037 |
Принятие ответственности |
ВНЕШНОСТЬ |
0.125 |
Принятие ответственности |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
0.311 |
В нашем исследовании мы рассмотрели статистическую значимость связи способов совладающего поведения с самооценкой и ее шкалами. Выявлено, что достоверность между наибольшими значениями принятие ответственности - ум (способности) и уверенность в себе. В общем и целом, имеется связь между способами совладающего поведения с самооценкой и ее шкалами, и имеет положительное направление. Достоверность выявлена, с помощью таблицы критических значений коэффициентов корреляции г-Пирсона.
Количественное выражение тесноты связи, наибольшие значения между шкалами «планирование решения проблемы» и «уверенность в себе», коэффициент равен r = 0.311; «планирование решения проблемы» и «умение», коэффициент r = 0.310, «планирование решения проблемы» и ум (способности) коэффициент r = 0.222. Корреляционная зависимость между самооценкой (общим значением всех шкал) и «планирование решения проблемы», коэффициент равен r = 0.341 (см. рис. 2 и таблица 2). В нашем исследовании мы рассмотрели статистическую значимость связи способов совладающего поведения с самооценкой и ее шкалами. Выявлено, что достоверность между наибольшими значениями «планирование решения проблемы» – «уверенность в себе», «умение» и «ум (способности)».
Рис. 2. Диаграмма с данными корреляции
Таблица 2
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки
Планирование решения проблемы |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.341 |
---|---|---|
Планирование решения проблемы |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
0.311 |
Планирование решения проблемы |
УМЕНИЕ |
0.310 |
Планирование решения проблемы |
УМ (СПОСОБНОСТИ) |
0.222 |
Выявлено, что ведущими способами совладающего поведения подростков мальчиков являются «планирование решения проблемы» и «принятие ответственности», у подростков девочек ведущие способы – это «принятие ответственности» и «самоконтроль». Выявление согласованности именно этих шкал с самооценкой дает нам основополагающую информацию о взаимосвязи, тесноте связей. Для рассмотрения и ясности статистически значимой корреляционной связи между способами совладающего поведения с самооценкой (среднее всех шкал) между подростками мальчиками и девочками представлены таблицы 3-6 с количественными данными корреляции.
Таблица 3
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки (мальчики)
Планирование решения проблемы |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.344 |
---|---|---|
Планирование решения проблемы |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
0.310 |
Планирование решения проблемы |
УМЕНИЕ |
0.310 |
Таблица 4
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки (мальчики)
Принятие ответственности |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.310 |
---|---|---|
Принятие ответственности |
ХАРАКТЕР |
0.210 |
Принятие ответственности |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
0.311 |
Количественное выражение тесноты связи, наибольшие значения между шкалами «планирование решения проблемы» и «уверенность в себе», коэффициент равен r = 0.310; «планирование решения проблемы» и «умение», коэффициент r = 0.310. Корреляционная зависимость между самооценкой (общим значением всех шкал) и «планирование решения проблемы», коэффициент равен r = 0.344. Количественное выражение тесноты связи, наибольшие значения между шкалами «принятие ответственности» и «характер», коэффициент равен r = 0.210; «принятие ответственности» и «уверенность в себе», коэффициент равен r = 0.311.
Таблица 5
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки (девочки)
Принятие ответственности |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.261 |
---|---|---|
Принятие ответственности |
УМ (СПОСОБНОСТИ) |
0.363 |
Принятие ответственности |
ХАРАКТЕР |
0.221 |
Таблица 6
Таблица корреляционной зависимости способов совладающего поведения и самооценки (девочки)
САМОКОНТРОЛЬ |
САМООЦЕНКА (СРЕДНЕЕ ВСЕХ ШКАЛ) |
0.222 |
---|---|---|
САМОКОНТРОЛЬ |
ХАРАКТЕР |
0.234 |
САМОКОНТРОЛЬ |
ВНЕШНОСТЬ |
0.341 |
Количественное выражение тесноты связи, наибольшие значения между шкалами «принятие ответственности» и «ум (способности)», коэффициент равен r = 0.363; «принятие ответственности» и «характер» коэффициент r =0.221. Корреляционная зависимость между самооценкой (общим значением всех шкал) и «принятие ответственности», коэффициент r = 0.261. «Самоконтроль» и «характер», коэффициент r = 0.234; «самоконтроль» и внешность, коэффициент r = 0.341. Корреляционная зависимость между самооценкой (общим значением всех шкал) и «принятие ответственности», коэффициент равен r = 0.222. Корреляционная зависимость имеет положительное направление, что касается силы и тесноты, то данные показывают слабую связь между способами совладающего поведения и самооценкой. Результаты шкал «принятие ответственности» и «планирование решения проблемы» с самооценкой и ее шкалами имеет статистическую значимость, т.к. находится на P < 0,01 %. Количественные критерии оценки тесноты связи рассмотрены по шкале Чеддока. Для определения надежности связи мы выявили статистическую значимость p-уровнем, с помощью таблицы критических значений коэффициентов корреляции г-Пирсона. В дополнении если рассматривать в отдельности, то также корреляции выявлены у мальчиков и девочек. Корреляции выявлены, и они имеют положительное направление, если рассматривать по таблице критических значений коэффициентов корреляции r-Пирсона, то они ниже, чем 0,185, но связь между ними очень слабая, т.е. на r = 0,1 (10%) уровне.
Заключение (выводы)
Таким образом, выявлено, что наиболее статистически значимой является связь между «принятием ответственности», «планирование решения проблемы» с самооценкой у всех подростков. Наша основная проверяемая гипотеза о взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки, рассчитанная с помощью коэффициента корреляции Пирсона, свидетельствует о наличии положительной корреляции между переменными.