научный журнал «Актуальные исследования» #24 (51), июнь '21

Вокалоиды – мировой феномен в музыкальной индустрии

В статье рассмотрена сущность и содержание понятия «вокалоид», проведен исторические анализ данной музыкальной технологии, а также исследован принципы создания и реализации. Авторами систематизированы основные конкуренты «вокалоидов» и рассмотрена перспектива развития в России.

Аннотация статьи
Япония
музыка
программное обеспечение
Vocaloid
вокалоид
Yamaha
Crypton
Hatsune Miky
аниме
музыкальный проект
Ключевые слова

Вокалоиды – относительно новое понятие в мире музыки. Их родиной можно считать Японию, ведь именно там появилась программа, благодаря которой они обрели жизнь. Следует различать понятия «Vocaloid» и «вокалоиды».

«Vocaloid» – это программное обеспечение, разработанное японской компанией «Yamaha» и названной в честь ее основателя Торакусу Ямахи. Принято считать, что само слово образовалось от слов «vocal» и латинского суффикса «-oid-», обозначающего подобие чему-либо. Таким образом, слово «vocaloid» означает «подобный вокалу». Основные направления деятельности этой компании – это производство музыкальных инструментов, аудиотехники, электроники, веломоторов и создание программного обеспечения «Vocaloid».

Данная программа позволяет создавать музыку при помощи «донорского голоса», которым, как правило, является актер озвучки, и обработать его абсолютно разными способами. Для этого «донору» необходимо записать свой голос в виде большого количества коротких звуков и сочетаний звуков, из которых будет формироваться «голосовой банк». Он может записать несколько «голосовых банков», отличающихся по стилю. После этого любой человек может написать текст песни, и программа позволит исполнить ее на основе собранного «голосового банка», соединив записанные звуки воедино и придав им мелодичное звучание.

В программе предусмотрена возможность создания музыкального оформления для песен, а также множество голосовых редакторов, позволяющих придать голосу неповторимое звучание. Таким образом, «голосовые банки» могут быть как очень похожи на настоящие человеческие голоса, так и иметь невозможное для человеческого голоса звучание. Стоит добавить, что саму программу разработала фирма «Yamaha», а выпуском голосовых банков занимаются разные компании, в том числе японская «Crypton». Тем не менее, все голосовые банки совместимы с «Vocaloid».

Вокалоиды – это персонажи, использующие голоса, находящиеся в «голосовых банках». Изначально обложки голосовых банков не имели какого-то определенного «лица». Это были просто наборы с записью звуков и абстрактной обложкой. Так, на обложках самых первых вокалоидов Leon (15 января 2004, Англия) и Lola (15 января 2004, Англия) были изображены только губы, примечательно, что их голосовые доноры до сих пор неизвестны.

Первым вокалоидом, получившим «лицо» была MEIKO (4 ноября 2004, Япония), созданная компаниями «Yamaha» и «Crypton». На ее обложке была изображена нарисованная в стиле «аниме» девушка с короткими волосами в красной одежде. С этого момента появилась традиция давать каждому голосу внешность, имя, а иногда даже и биографию. Голоса начали обретать свою собственную личность, а называть их стали «вокалоидами». MEIKO (Мейко) была также первым вокалоидом, поющим на японском языке.

Вторым вокалоидом с «лицом» стал KAITO (Кайто) (17 февраля 2006, Япония). Они не имели фамилий, а имена были выбраны с учетом возможности легкого произношения на других языках. Это были первые поющие на японском языке мужские и женские вокалоиды. Тогда они еще не были популярны и продажи шли плохо, по-настоящему вокалоиды заявили о себе только в 2007 году с выходом второй версии программного обеспечения. Тогда президент компании «Crypton», Ито Хироюки, решил создать «виртуальную звезду», обладающую собственным ярким характером, голосом и внешностью. В ее создании учитывалось все до мелочей. Необходимо было создать персонажа женского пола, потому женские голоса продавались лучше мужских, а также выбрать возраст, который подходил как для исполнения серьезных взрослых песен, так и для детских. Параметры так же считались хорошими для Японии.

Таким образом, в 2007 году 31 августа на свет появилась HATSUNE MIKU (Хатсуне Мику) – первый вокалойд второй версии, поющий на японском языке. Ее имя было выбрано путем объединения Hatsu (初, первый), Ne (音, звук), и Мику (ミク, будущее), таким образом, оно означает «первый звук из будущего». В связи с этим, у Мику есть изображение цифр «01» на плече. Вместе с этим разработчики описали ее рост – 158 см, вес – 42 кг и возраст – 16 лет, а также рекомендуемые к исполнению жанры и параметры. Большей информации создатели не указали, считая, что фанаты сами создадут ей историю [1]. Так и случилось, ведь сейчас Хатсуне Мику является самым популярным вокалоидом, а ее фанаты есть по всему миру. Узнаваемость и любовь публики к Хатсуне Мику находится на таком же уровне, как и у топовых «айдолов».

В Японии вместо термина айдол/idol чаще используется айдору. Айдору – идеал красоты, чистоты и очарования, нечто недосягаемое и совершенное. Именно таким японские продюсерские компании позиционируют стандарт медиа-личности поп-индустрии. Стоит отметить, что многие продюсерские агентства Японии опираются на образы из аниме при создании айдол-групп. Костюмы, аксессуары и прочие атрибуты артистов j-pop в той или иной степени всегда будут напоминать героев мультфильмов [2].

Нельзя сказать, что Хатсуне Мику стала единственным популярным виртуальным исполнителем, среди таких же виртуальных исполнителей есть такие, как всемирно известные «Gorillaz», «One-t» или более известный в России «Crazy Frog». Однако вокалоиды были исключительными, ведь приобрести программу «Vocaloid» мог каждый, а значит, любимый персонаж мог исполнить абсолютно любую песню, даже вашу собственную.

Еще одна причина такой бешеной популярности аниме и манги, а также их влияния на мировую массовую культуру. Аниме и манга активно существуют в онлайн-среде, предлагая самый различный контент которые расширяют доступ аудитории к манге в более интерактивной онлайн-среде. Этот переход от печатных носителей к цифровым форматам еще более расширяется за счет портативных видеоустройств, таких как Nintendo и Sony Play Station, которые предлагают ряд игр, основанных на популярных тайтлах манги или просто в стиле манга [3].

После появления на свет Хатсуне Мику, компанией «Crypton» были созданы и другие вокалоиды. Следом за ней вышли Rin и Len Kagamine (Рин и Лен Кагамине), 27 декабря 2007 года, чаще исполняющие песни вместе, которых ошибочно принято считать близнецами [4]. Изначально они задумывались как отражения друг друга, а их фамилия была получена из объединения Kagami (鏡, зеркало) и Ne (音, звук). К ним так же указывались параметры и рекомендуемы жанры. Однако голоса не отличались хорошим качеством и в скором времени были перезапущены.

После этого было еще несколько успешных вокалоидов, таких как KAMUI GAKUPO, MEGURINE LUKA и GUMI MEGPOID. Они так же являются довольно популярными, и многие песни записываются вместе с Хатсуне Мику, Кайто, Мейко, Рин и Лен Кагимине. Примером является «Evillious Chronicles», ставшие очень популярными и выпущенные фанатом под псевдонимом «mothy», а также «The Saga of Evil».

«Yamaha» совсем не единственная компания, которая занималась синтезом вокала. Японская компания «CeVIO Team» осенью 2013 года презентовала собственное программное обеспечение «CeVIO Creative Studio». У этой компании есть несколько собственных исполнительней наиболее знаменитая из которых – ONE. Они так же, как и вокалоиды, обладают собственной внешностью и голосом, но с «Vocaloid» и «Yamaha» никак не связаны, поэтому ошибочно называть их вокалоидами, а правильно – сивиолойдами (cevioloid).

В 2008 году появляется проект «Utau», доступный для бесплатного скачивания, с возможностью не только использовать готовые голоса, но и создавать собственные «голосовые банки». Наиболее популярная певица данного проекта – Каcане Тето, которую так же нельзя считать вокалоидом. Для персонажей данного проекта появилось отдельное название – «утаулоиды» («utauloid»).

Кроме того имеются персонажи появившиеся благодаря особым настройкам голосового банка других персонажей, благодаря чему, для них не нужен отдельный «голосовой донор». Так, вокалоид Акита Неру является особенной обработкой голоса Хатсуне Мику. Подобных неофициальных вокалоидов принято называть «фанлоидами» (fanloid). Сейчас подобных фандолоидов насчитывается более 500 и цифра неуклонно растет.

Программа «Vocaloid» регулярно улучшается. С каждым обновлением совершенствуется ее интерфейс, звук и обработка голоса становятся качественнее, добавляются новые языки. В частности, в третьей версии программы были добавлены корейский, китайский и испанский. Четвертая версия позволила использовать голосовой прием «гроул».

Сложно сказать, появится ли в программе русский язык. Несмотря на мировую известность, вокалоиды остаются недостаточно популярны в России для того, чтобы компания могла создавать «русских вокалоидов». Однако существуют различные фанатские команды, исполняющие их песни на русском. Так как проект во многом рассчитан на творчество самих фанатов, можно встретить большое количество материала, созданного ими, к примеру, рисунки, клипы, комиксы. Все это способствует росту популярности вокалоидов.

Кроме того, вокалоиды настолько популярны, что собирают аншлаги на собственных концертах, на которых они представлены в виде изображений на экране или голограмм. Таким образом, вокалоиды представляют собой особый феномен в музыкальной индустрии, совершенно новый вид музыкального искусства с неуклонно растущей популярностью.

Текст статьи
  1. Томойо Нияхьяптидат Hatsune Miky // журнал «АнимеГид» № 25, 2007, MC Entertainment, С. 88-89.
  2. Олешкевич К. И. Теоретико-методологические основы продюсирования в шоу-бизнесе: учебное пособие; Московский гос. ин-т культуры. – Казань: Бук, 2021.
  3. Олешкевич К.И., Шубина Г.Р. Феномен аниме и манга в современной массовой культуре // Молодой ученый. – 2021. - №18 (360). – С. 284-287.
  4. Стакман Крис. Anime World. От «Покемонов» до «Тетради смерти»: как менялся мир японской анимации / Крис Стакманн; [перевод с английского Е. Кручины]. – Москва: Эксмо, 2021.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября