Создание благоприятной психоэмоциональной среды при организации образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ

Создание благоприятной психоэмоциональной среды при организации образовательной деятельности с воспитанниками с ОВЗ

Смех для ребенка – один из способов познания действительности, один из путей построения отношений с окружающими. Взаимно переживаемые эмоции радости, веселья служат объединяющим звеном в цепи формирования человеческих отношений. Включение в педагогический процесс средств, методов и приемов педагогического воздействия, основанных на знании психолого-педагогического потенциала юмора, специфики процессов восприятия и проявления его детьми, может стать существенным резервом повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Аннотация статьи
позитивная социализация дошкольников
принцип учета эмоциональной окрашенности материала
удовлетворение потребности в позитивном эмоциональном общении
позитивное решение педагогических задач
юмор как воспитательный инструмент
эмоциональное неблагополучие ребенка
Ключевые слова

Обучение должно быть радостным
Квинтилиан

Юмор приводит в действие механизм мысли
Марк Твен

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, не привычных действий. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов не только получения информации о внешнем мире, но и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Особенно это важно для детей с нарушениями речи, так как речевой дефект затрудняет проявление не только коммуникативной, но и познавательной, игровой, творческой и социальной активности.

Каждый педагог, работающий в детском саду, встречал детей, отказывающихся выполнять задания педагогов, с трудом общающихся со сверстниками и взрослыми, агрессивных и гиперактивных или замкнутых. Подобное поведение говорит об эмоциональном неблагополучии ребенка. Среда обучения и воспитания вносит свои коррективы в известные методики и требует постоянного поиска новых приемов, средств и форм работы.

В связи с вышесказанным существует необходимость создания определенных педагогических условий, при которых весь коррекционно-развивающий процесс будет ориентирован на психологическую защищенность ребенка, его комфорт и удовлетворение потребности в позитивном эмоциональном общении с педагогом и сверстниками.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для успешного социально-коммуникативного развития детей, но и для их нормального психофизиологического созревания.

Несомненную педагогическую ценность в этой связи обнаруживает в себе особое свойство человеческой природы – юмор и его естественное выражение – смех. Смех для ребенка – один из способов познания действительности, один из путей построения отношений с окружающими. Включение в педагогический процесс средств, методов и приемов педагогического воздействия, основанных на знании психолого-педагогического потенциала юмора, специфики процессов восприятия и проявления его детьми, может стать существенным резервом повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности.

В юморе обнаруживается связь интеллектуального и эмоционального развития личности [1]. Использование юмора повышает эффективность восприятия, осмысления и упрочения знаний детей. Юмор – это своего рода воспитательный инструмент, который может помочь в организации эффективного коррекционного взаимодействия.

Содержание системы работы по данной теме реализуется поэтапно:

первый этап диагностический, его цели и задачи:

  • установление контакта с ребенком: устранение барьера между педагогом и ребенком, формирование доверия к педагогу;
  • всесторонний анализ и оценка речевой деятельности ребенка;
  • выявление особенностей развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Взаимно переживаемые эмоции радости, веселья служат объединяющим звеном в установлении доверительных отношений между воспитанником и педагогом.

В момент знакомства с ребенком обращаюсь к его жизненному опыту и предлагаю вспомнить ситуацию, вызвавшую у него смех.

При подготовке к обследованию все задания и упражнения подбираются, в соответствии с принципом учета эмоциональной окрашенности материала. Тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, стимулируются положительные эмоции, поддерживается определенная психологическая атмосфера: жизнеутверждающая и жизнерадостная.

Второй этап практическийцели и задачи которого:

  • использование юмора как средства, активизирующего обучение и коррекцию при реализации содержания всех разделов коррекционной программы;
  • развитие у детей понимания юмора, навыка словотворчества, способности моделировать смешные ситуации, создавать смешные рассказы.

Работая со словом, использую приемы: «пропуска члена ассоциативной цепочки», прием «передвигания», прием «гирлянд и ассоциаций» [2]. В занятия включаются игры «в слова»: «Закончи слово», «Смешные названия», «Смешалости», «Шутливая рифмовка» [2].

Работая с фразой, предлагаю детям игры: «Пропущенное слово», «Главная буква»; использую приемы: «модификации несмешного текста в смешной», «умолчания» и др. [2]

При реализации содержания раздела коррекционной программы по развитию связной речи и творческого рассказывания, обращаю внимание на то, чтобы материалы отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребенка со взрослым.

Особое внимание уделяю эффективному использованию познавательного и воспитательного потенциала юмора в разных структурных частях логопедических занятий:

  • Разыгрывание смешных этюдов
  • Использование элементов методики Волиной В.В. для запоминания букв алфавита, где ассоциация построена на основе графического изображения букв и принципе передачи серьезного содержания в юмористической форме.
  • Прием «юмористической паузы». Шутки, используемые в качестве юмористической паузы, имеющие тематическую связь с содержанием занятия, не только помогают концентрировать внимание, но и усиливают внимание в целом. Вызванное переживание юмора, снижает усталость и облегчает усвоение данного материала.
  • Система динамических пауз и «пальчиковых» гимнастик для занятий с юмористическим содержанием меняет настроение у детей: на смену усталости приходит своеобразное возбуждение от переживания юмора, которое способствует повышению эффективности дальнейшей работы.

Третий этап аналитический, главной задачей которого является изучение эффективности использования психолого-педагогического потенциала юмора в процессе коррекционно-развивающего обучения. С этой целью мной добавлен в диагностические речевые карты детей блок вопросов «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы» [3]. Он включает в себя данные: об изменениях настроения, волевых особенностях, реакциях на замечания и одобрение, страхах и ситуациях, которые способствуют изменению эмоционального состояния ребенка.

Таким образом, изучение эффективности подтвердило предположение того, что методы и приемы использования педагогического потенциала юмора в коррекционно-развивающей работе способствуют созданию эмоционального благополучия для социально-коммуникативного развития и обеспечивают позитивную социализацию дошкольников.

Текст статьи
  1. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 27 с.
  2. Микляева Н.В. Поделись улыбкою своей: развитие чувства юмора у дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. Изд 5-е. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа