Вопросы истории раннесредневековых государств Дагестана имеют первостепенное значение для воссоздания картины исторического процесса на всем Северо-Восточном Кавказе. Период раннего средневековья до сих пор является малоизученным. «Российскими, в том числе дагестанскими, учеными много сделано в изучении средневековых государств на территории Дагестана. Но эта проблема далека от своего окончательного решения» [11, с.3].
Наиболее исследованным государством средневекового Дагестана является Сарир. Сложнее дело обстоит с иными государственными образованиями, в том числе и с Гумиком, Туманом и другими. Нет однозначных ответов вопросы о политическом устройстве раннесредневековых государств Дагестана, об их границах и так далее.
На формирование государственности у народов Дагестана оказали влияние Хазарский Каганат, Сасанидский Иран и Арабский Халифат. При этом, в корне, неверно говорить о том, что государственность в Дагестан была занесена из вне. Раннесредневековые государства здесь возникли на собственной социально-экономической основе.
О государствах Дагестана в период средневековья написано немало обобщающих научных трудов. Кроме этого изучены так же некоторые аспекты тех или иных исследовательских тем, связанных с ними. Но в массиве исторической литературы практически нет монографических исследований, посвященных отдельно какому-либо из средневековых государственных образований Дагестана.
Государственные образования Туман, Гумик и возникшее позже Газикумухское Шамхальство занимают заметное место среди других раннесредневековых государств Дагестана.
Однако, если говорить, о Тумане и Гумике то до сих пор нет единого мнения об их локализации. В.Ф. Минорский, Р.М. Магомедов, А.Р. Шихсаидов придерживаются точки зрения, что эти государства охватывали территорию современного расселения лаков.
Что касается Газикумухского Шамхальства то это государство во времена своего расцвета в XIV-XVII веках было одним из крупнейших в Дагестане. В состав Шамхальства входили представители разных народов. Полиэтнический состав вообще был характерен для феодальных государственных образований Дагестана. Казикумухское Шамхальство занимало важное место, не только в системе отношений между различными Дагестанскими феодальными владениями, но и находилось в спектре интересов мировых держав Ирана, Турции и России, чья внешнеполитическая деятельность на Кавказе активизировалась в XVI-XVII веках.
История государственных образований Дагестана в период средневековья весьма интересная и, вместе с тем, малоизученная тема. Её малоизученность объясняется прежде всего определенной скудностью источниковой базы и слабой степенью разработки некоторых тем.
Целью данной работы является описание и анализ известных источников по истории Гумика и Казикумухского Шамхальства, для дальнейшего научного описания и анализа вопросов локализации, социального и политического устройства и развития этих государственных образований.
Для достижения поставленных целей ставиться задачи проанализировать опубликованные источники по истории Гумика и Казикумухского шамхальства, а также разобрать массив литературы досоветского, советского и современного этапа развития историографии данной проблемы.
Источники по истории государственных образований Дагестана представлены несколькими группами. Главная группа – это письменные источники. Эта группа включает в себя труды арабских и персидских авторов, местные дагестанские источники, дела посольского приказа и иные архивные материалы. Сюда же можно отнести и эпиграфические памятники, это различные эпитафии, строительные надписи и исторические записи.
Немногочисленные археологические материалы, данные языкознания и фольклора имеют вспомогательное значение.
Главную роль в изучении раннего средневековья в Дагестане занимают сочинения арабских и персидских авторов. Эти труды можно разделить на две группы, первая это Книги завоеваний, а вторая это географические трактаты. Жанр «книги завоеваний» получил широкое распространение в IX-X веках. Эти сочинения описывали завоевательные арабские походы и процесс исламизации покоренных областей. В связи с ослаблением Арабского халифата получают распространение уже географические трактаты. Они дают нам сведения о культуре, экономике и социальном строе различных народов.
Одним из наиболее ранних трудов, посвященным арабским завоеваниям, является «Тарих» (История) Абу-АмираХалифа ибн Хаййат ал-Ларси ал-Усруфи. Этот труд содержит данные об походах арабского полководца Мервана в Горный Дагестан в 735 и 738/739 годах [19].
Подробные сведения об арабских походах на Северо-Восточный Кавказ дает Ахмед ал-Баладзори в книге «Китаб футух ал-булдан» (Книга завоеваний стран) [4]. Баладзори наряду с другими царствами на территории Дагестана также упоминает «Царсство Туман» и крепость Гумик. Гумик современными ученными отождествляется с современным Кумухом.
Важные сведения о Дагестане в VI-IX веках содержит многотомный труд Абу-Джафара ат-Табари «Тарих ар-расул ва0л-мулук» (История посланников и царей) [22]. При написании этого труда ат-Табари опирался на труды непосредственных участников арабских походов на Кавказ [11, с. 10].
Интересные данные о политической ситуации в Дагестане во времена арабских походов предоставляет Ахмад ибн Асам ал-Куфи в работе «Китаб ал-футух» (Книга завоеваний) [2].
Стоит упомянут и труд Изз-ал-дина Абу-л-Хасана Али ибн ал-Асира «Ал-Камил фи-т-тарих» (Полный свод по истории) [9]. Ибн ал-Асир привлекал сочинения своих предшественников для освещения событий происходивших на Восточном Кавказе в VII веке.
Более поздние авторы IX-XII веков, в отличие от перечисленных выше, от описания военной и политической истории переходят к описанию торговых путей, городов и оборонительных сооружений, дают сведения о социальном устройстве и религиозных представлениях различных народов.
Труд знаменитого арабского географа и путешественника Абу-л-Хасана Али ал-Масуди «Мурудж аз-захаб ва мадаин ал-джавахир» (Промывальни золота и рудники самоцветов) [1] оставил данные о религиозных представлениях жителей Дагестана, что позволяет судить о темпах исламизации Дагестана. Кроме того, ал-Масуди уделяет внимание и политическим структурам Дагестана X века.
Сведения о Дагестане можно встретить и в труде Абу-Али Ибн Русте «Китаб ал-алак ан-нафиса» (Книга драгоценных ожерелий) [10, с. 37-54]. В этом труде содержаться сведения о «Царстве Серир» и крепости Алал-и Гумик, которая названа казнохранилищем царя Серира.
В выше указанных сочинениях содержаться ценные сведения о раннесредневековых государственных образованиях Дагестана, их общественном строе, о торговле, занятиях и религиозных представлениях дагестанцев в период с VIII по XII век. Однако, приводимые сведения не всегда точны. Неточности объяснимы как общим состоянием научной мысли того времени и ненадежностью источников информации, которую получали авторы, так и компилятивным характером некоторых сочинений.
Наряду с сочинениями арабских авторов следует выделить и работы персидских средневековых историков XIII-XV веков.
Для изучения истории Дагестана монгольского периода большое значение имеет работа историка Рашид-ад-Дина Фазлаллаха «Джами ат-таварих» (Сборник летописей) [18]. Этот труд освещает некоторые вопросы политической истории, экономики, развитие феодальных отношений и исламизации отдельных районов Дагестана. Описывает он и завоевание Казикумуха монголами.
Данные о нашествии Тимура на Казикумух мы находим в книге Низам-ад-Дина Шами «Зафар-намэ» (Книга побед) [15]. Некоторые детали похода Тимура на Дагестан, отсутствующие у Низам-ад-Дина Шами, приводи Шариф-ад-Дин Йезди в своем труде, с таким же названием «Зафар-намэ» (Книга побед) [20].
Важное место в истории средневекового Дагестана занимают и сочинения западноевропейских авторов. Их труды в основном посвящены военно-политической истории и исторической географии.
Ряд заметок о народах Дагестана приводит в своем сочинении Гильом де Рубрук [17]. Важные сведения так же приводит и немецкий ученнный Адам Олеарий, который был в Дагестане в 1638 году [16]. Ценным источником для изучения политической и социально-экономической истории Дагестана в XVIII веке является сочинение Иогана Густава Гербера «Описание стран и народов вдоль западного берега каспийского моря» [8].
Однако начиная с XVI века важнейшими источниками по истории Дагестана в целом, и отдельных дагестанских государственных образований, становятся архивные материалы русского происхождения. Это дела Посольского приказа, а также дела из фондов РГАДА и РГВИА. Архивные материалы по истории Дагестана были опубликованы С. А. Белокуровым, Е.Н. Кушевой и Р.Г. Маршаевым [6, 12].
Описание и анализ исторического процесса на территории Дагестана не представляется возможным без привлечения местных источников. В дагестанских источниках исторические события представлены в едином историческом русле, в отличие от часто фрагментарных сведений источников иноземного происхождения. Так же дагестанские источники полнее отражают специфику местной социальной организации и уровень культурно-исторического развития региона.
Наиболее ранним местным источником является анонимная хроника «История Ширвана и Дербента» (Тарих ал-Баб) [13]. Автором этой хроники считается Маммус ал-Лакзи.
Другим важным источником по истории Дагестана является сочинение «Дербенд-наме». Это единственный дагестанский источник, который представлен не только на дагестанских, но и на других восточных языках. Составитель Дебент-наме при составлении своего труда использовал работы ат-Табари, Баладзори и других арабских авторов, но в то же время он приводит и данные, которые у них отсутствуют.
Важным письменным памятником является хроника Мухаммеда Рафи «Тарих Дагестан» [14]. Это сочинение известно в сорока списках XVII-XIX веков. Она представляет собой свод нескольких текстов, от IX до XIV веков, при этом отдельные вставки в текст делались вплоть до XVII века [11, с. 19]. Тарих Дагестан включает в себя и документ «Перечень доходов шамхалов», источниковедческому анализу которого серьезное внимание уделил В.Г.Гаджиев [7, с. 25-37], опубликовавший сводно вклейкой десять вариантов его с перечнем плативших шамхалу подати сел, обществ, владений [3, с. 200].
Большой интерес представляет и хроника Абд ал-Хайя [5, с. 73-79]. Эта хроника дает сведения, которые позволяют судить о распространении влияния шамхалов на ряд южнодагестанских сел.
Важным источником по истории Дагестана, который позволяет судить о числе войск тех или иных государств Дагестана является «ЗавещаниеАндуник-нуцала» [21, с. 89-96]. Среди упомянутых государств фигурирует и Казикумухское Шамхальство. Самого шамхала Завещание Андуник-нуцала именует «падишахом».
Таким образом сегодня имеется достаточно большой корпус опубликованных источников по различным аспектам истории Гумика и Казикумухского Шамхальства. При этом так же некоторый пласт источников до сих пор остается неизвестным научной общественности и широкому кругу читаталей.