Верховным правителем Казикумухского шамхальства был шамхал, который возглавлял все органы власти. Шамхалы издавали законы, им принадлежало право верховного суда, они были главнокомандующими войском и направляли внешнюю политику государства. Помимо этого, шамхалы имели право вводить налоги, давать льготы или облагать пошлинами иностранных купцов, которые проезжали через территорию шамхальства. Так же при разборе конфликтов между различными обществами или частными лицами, шамхалы получали определенную плату [10, с. 107]. Шамхал также был крупным землевладельцем и скотовладельцем. Ему принадлежали пастбищные горы, которые он сдавал в аренду различным обществам, его стада насчитывали тысячи овец и сотни конных табунов.
В своей политике шамхалы опирались на войско, часть из которого была постоянной, а другая часть выставлялась по требованию от различных подконтрольных шамхалу территорий. Так в XVI веке шамхал мог выставить до 15 тысяч воинов, что было больше, чем могли выставить другие феодальные владения Дагестана [17, с. 94].
Вместе с этим, власть шамхала была ограничена своего рода олигархией из числа знатных семей Кумуха. Непосредственно кумухская община, была опорой власти шамхалов и потому была привилегированной [8, с. 91; 9, с. 12]. Об важной роли общины Кумуха говорит надпись из селения Худуц 1318-1319гг., в которой говориться о передаче селения Худуц жителям селения Анджибачи. Шамхал в данном случае лишь присутствует при акте передачи собственности [20, с. 85].
Однако, несмотря на вышеупомянутые ограничения власти, шамхалы занимали высшую ступень социальной лестницы.
В монгольский период, феодальный класс шамхальства включал в себя, по мимо шамхалов, также беков, нукеров, ясаулов и тарханов. Беки – это представители семьи шамхалов, которые не получили шамхальского достоинства (младшие сыновья, племянники и т.д.), нукеры составляли феодальную дружину, ясаулы это должностные лица, которые занимались размещение войска в бою и на различных смотрах и парадах, тарханы же были лицами, которые пользовались определенными привилегиями за определенные заслуги [10, с. 106].
Основная масса населения шамхальства состояла из узденей т.е. из свободного крестьянства. Часть узденей должна была платить за пользование пастбищами определенный налог [14, с. 56]. Так же на узденей были и иные обязанности (воински и другие). Следует отметить, что в разных частях шамхальства узденьство было не однородным.
На нижних ступенях социальной лестницы находились лишенные средств производства крестьяне-казаки, которые работали пастухами и обрабатывали поля феодалов ил зажиточных узденей, и совершенно бесправные рабы.
Таким образом Казикумухское шамхальство в XII-XIVвв. имеет социальную структуру характерную для раннефеодальных обществ. Однако, в последующий период шамхальство претерпевает изменения. В разных частях шамхальства степень развития феодальных отношений была неодинакова. В равнинной части государства феодальные отношения развивались быстрее, чем в горной.
С развитием феодальных отношений претерпевает изменения и институт власти шамхалов. К XVI веку уже наблюдаются процессы ослабления власти шамхала и начинаются процессы децентрализации. Само достоинство шамхала перестает быть наследственным, и теперь шамхалы выбираются на собрании беков, мурз и «лучших» узденей [10, с. 107].
Так же согласно обычаю, одновременно с шамхалом избирался его преемник крим-шамхал. Резиденцией крим-шамхала был Бойнак. Занимяя весьма важную позицию преемника главы государства, крим-шамхалы играли важную роль в политике шамхальства. В поздний перод шамхальства, когда в нем наметились процессы распада роль крим-шахала существенно возросла, что даже позволило им проводить независимую от шамхалов внешнюю политику.
Одновременно с шамхалом утверждались и кадии – мусульманские судьи [5]. А. Каяев приводит и список верховных кадиев Казикумуха, анализ которого дает основания, предполагать, что институт кадиев так же был наследственным.
Шамхалы также назначали визира, который был высшим должностным лицом. О времени возникновения этой должности в шамхальстве и о функциях, которые исполнял визир говорить достаточно сложно. Мы можем лишь предположить, на основе связей государств Дагестана со странами Ближнего и Среднего Востока, что функции визирей были схожи. То есть визирь возможно выполнял функции по внутреннему управлению, ведал финансами и фискальной деятельностью.
К сословию феодалов на равнинной территории шамхальства так же примыкали первостепенные уздени или сала-уздени. Из среды узденьства они выделялись своим привилегированным положением. Некоторые сала-уздени даже владели целыми селами и имели свои феодальные дружины [10, с. 110]. Сала-уздени несли различную службу у шамхалов и беков, они, например, назначались послами или входили в их свиту в качестве сопровождающих, так же они составляли основную силу бекских и шамхальских отрядов.
Таким образом на территории шамхальства в исследуемый период мы можем наблюдать развитую феодальную иерархию. Так же в этот период шла борьба между шамхалами, которые стремились взять под контроль общинные земли, и сельскими общинами, которые отстаивали свою независимость. Эта борьба за время существования шамхльства то усиливалась, то наоборот затихала. Она приобретала разные формы, от уклонения от податей, до открытых выступлений. Кульминацией этой борьбы стало изгнание шамхалов из Кумуха.
Важным является и вопрос о границах Казикумухского шамхальства. Среди исследователей сложилось несколько различных мнений о границах власти шамхалов.
Так В.Г. Гаджиев писал, что в период своего расцвета шамхальство было очень крупным в масштабе Северного Кавказа государством, объединяющим почти все народы Страны Гор [6, с. 82].
Самое раннее высказывание о границах Казикумухского Шамхальства принадлежет известному востоковеду XIX века А. Бакиханову. Он писал: «смутным было положение в Дагестане, когда Чубан-шамхал, владевший всем краем от границ Кайтака, Кюринского округа, Аварии, Черкесии и реки Терека до моря Каспийского, умер в Бойнаке в 982 (1574г.) … Его сыновья разделили между собой все владения. Эльдар избрал своим местоприбыванием Буйнак и Тарки; Мухаммед остался в Казанище, Андий – в Кафыр-Кумухе, Гирей – Гили, и управляли они своими уделами независимо друг от друга» [4, с. 88].
Свое название Казикумухское шмхальство получило от названия главной резиденции шамхалов селения Кумух. Шамхалам кроме страны лаков многие общества и владения Дагестана [3, с. 193]. По мнению Р.М. Магомедова власть шамхала распространялась не только на значительную часть Дагестана, но и на всю Чечню [16, с. 82]. В дальнейшем, когда из состава шамхальства на рубеже XVI и XVII веков выделилось Эндеревское владение, восточные чеченские племена стали платить подати правителям Эндерея, т.е. попали в зависимость от них [11, с. 84].
Однако, несмотря на то что в источниках шамхал назван «вали Дагестана», считать шамхальство общедагестанским государством не представляется возможным. Так И. Ш. Гусейнаев пишет, что титул «вали Дагестана» стал применяться только в XVI веке, в период расцвета шамхальства, когда оно действительно контролировало значительную часть Дагестана и Чечни [8, с. 95-96].
Вероятно, что в XII в, шамхалы контролировали только Кумух и близлежащие населенные пункты, которые связывали Кумух с другими исламскими центрами. Но, с самого своего появления на политической арене Дагестана, шамхальство стало расширять свои владения. Свою власть и влияние шамхальство пыталось распространять во всех направлениях.
Ядром Шамхальства являлось Казикумухское княжество, которое располагалось на территории современных Лакского и Кулинского районов. Следующим сильным владением, входившим в состав шамхальства было Тарковское княжество. Оно самостоятельно вступало в сношения с иностранными государствами и активно учувствовало в феодальных усобицах Дагестанских владетелей.
В междуречье Терека и Сулака располагалось Эндеревское владение. В XVI –XVII веках Эндереевское владение поглотило несколько более слабых политических образований, в частности Тюменское княжество, которое в конце XVI века потеряло большую часть своих владений и выход к морю [12, с. 167]. В 1595 году Эндереевский правитель Султан-Махмуд разбил Ауховского (Охоцкого) владетеля Шихмурзу и подчинил его земли себе. Кроме того эндереевским князьям принадлежала значительная часть Салатавии с селением Салаюрт (Дылым) [10, с. 115-116].
Так же одним из уделов Казикумухского шамхальства было Мехтулинское княжество. В его состав входили селения в бассейне реки Герга и в верхнем и среднем течении Параул-Озени, и селения Аймаки и Гергебиль. Правители Мехтулинского княжества имели несколько резиденций. Это были Дженгутай и Дургели в предгорье и селение Охли в горах. В XVI веке на территории Мехтулинского княжества расселяются члены шамхальского рода. Так в Дженгутае правил племянник крым-шамхала Сурхай, сын крым-шамхала Махди правил в Дургели, в Кака-Шуре сидел так же плмянник крым-шамхала Султан, в Охли сидел сын шамхала. Согласно преданиям, первым удельным князем данного владения был Махди, который происходил из рода шамхалов.
Эрпелинское владение, в состав которого входили Эрпели, Ишкарты, Ахалты и Верхний и Нижний Кранай, также являлось уделом шамхала.
В состав шамхальства входило и Бамматулинское княжество. В это владение входили Буглен, Мусеим-аул, Халимбек-аул, Верхнее и Нижнее Казанище, Кафыр-Кумух и Темир-Хан-Шура. Центром княжества был Кафыр-Кумух.
Так же в состав шамхальства входили Карабудахкентский удел, Губденское и Утамышское владения [10, с. 118].
Помимо названных владений союз сельских обществ Акуша-Дарго, в который входили Акушинское, Усишинаское, Мекегинское, Мугинское и Цудахарское сельские общества [10, с. 119]. Власть шамхалов признавали также Гидатлинский и Койсубулинский союзы сельских обществ, а также Анди и Андалал. Периодически под власть шамхала попадало селение Кубачи [15].
Так же в источниках упоминаются данники шамхалов в Кабарде и то, что в отдельные периоды под властью шамхалов находились некоторые территории Чечни [10, с. 120].
Таким образом, административное деление шамхальства было весьма неоднородны. Более того на протяжении существования границы Казикумухского шамхальства не раз менялись, одни территории входили в его состав, другие – наоборот получали независимость. Временем наибольшего расцвета были XV-XVI века, именно в это время шамхалы контролировали наибольшую территорию.
Важную информацию о социально экономическом развитии шамхальства дает нам «перечень доходов шамхала», который был помещен в хронику Мухаммада Рафи «Тарих Дагестан». Данный перечень появился в XIV или XV [2, с. 3] веках. Данный источник дошел до нас в нескольких списках. Нужно отметить, что сам перечень не включат в себя все территории зависимые от шамхалов, например в нем отсутствует упоминание Шиназского магала, который признавал верховенство шамхалов [1, с. 112-114].
Более интересным в данном источнике является то, что, анализируя его мы можем получить представление о характере эксплуатации зависимого населения. Господствующей формой налогообложения в Шамхальстве была натуральная рента, которая взымалась в основном скотом (баранами, лошадьми и буйволами), ренту платили также мёдом, тканью, маслом или порохом. Денежная рента встречается только в одном случае, а именно жители селения Сюрги должны были платить по одному диргему с каждого дома. Господство натуральной ренты свидетельствует о слабом развитии товарно-денежных отношений в Дагестане.
Единой системы сбора податей в шамхальстве не существовало. В разных местах подати собирали либо ставленники шамхала, либо направлялся специальный служащий шамхала, иногда шамхалы прибегали к помощи союзников [6, с. 36].
Так же взымаемые подати дают нам представления об основных занятиях населения шамхальства. Этими занятиями были земледелие, скотоводство и ремесло. Земледелие было более развито в равнинной части шамхальства, так как здесь были более благоприятные для этого условия и наличествовали обширные пахотные земли, принадлежавшие шамхалу. В горной же части шамхальства основным занятием было скотоводство. Скот использовался как тягловая сила и источник продуктов питания (мясо, молоко, сыр, масло). Сельское хозяйство шамхальства носило натуральный характер.
Следствием господства натурального хозяйства стало то, что в каждом ауле Дагестана в целом и Шамхальства в частности развивалось ремесленное производство. Так Кумух стал одним из центров металлообработки, Балхар славился своими изделиями из керамики.
Важное значение имело и развитие торговли. Дагестанцы имели тесные торговые связи с Грузией, Арменией, Чечней и Ингушетией. Кроме того, монеты, найденные в районе Дербента, свидетельствуют о торговых связях со странами Закавказья, Ближнего Востока и Восточной Европы [18, с. 129-130].
Развитие специализации производства привело к оживлению торговых связей. Известен торговый путь, который связывал горную и равнинную части шамхальства. Дорога шла из Тарков, через Кафыр-Кумух в Казикумух. Далее из Казикумуха можно было идти в Закаталы через Дюльтидагский перевал или через Турчидагский перевал в Согратль, Чох и Гуниб [17, с. 102]. Торговые пути связывали также Кумух с Грузией. Во многих аулах шамхальства были регулярно работающие рынки.
Основными торговыми центрами шамхальства были Кумух, Тарки и Эндери. Несмотря на наличие торговых связей со странами Закавказья и Востока, внешняя торговля не играла большой роли в экономической жизни шамхальства. Привозные товары использовались преимущественно феодалами.