Актуальность разработки комплексной оценки деятельности руководителя образовательного учреждения обусловлена необходимостью определения уровня его профессиональной компетентности. При этом руководитель, выступая эталоном, дает возможность корректировать личностные свойства других руководителей, повышая их качественные характеристики и общую конкурентоспособность [11].
В условиях глобализации общества и развития информационных технологий существенно изменяется деятельность руководителя образовательного учреждения, что предъявляет новые повышенные требования к его социальным и профессиональным компетенциям [1].
Современная ситуация в образовании характеризуется осознанием высокой значимости не просто управленческого ресурса руководителя, а эффективно действующего руководителя способного успешно организовывать, планировать, принимать решения и в целом осуществлять инновационные преобразования в образовательном учреждении [6]. Современная система образования способна реагировать на вызовы времени только при условии высокой компетентности управленческих педагогических кадров. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма руководителя.
Профессиональная компетентность руководителя является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, знания, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики человека. Она непосредственно влияет на качество и результативность всего учебного процесса, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач с учетом потребности современной ситуации.
Социально-психологическая оценка ориентирована на раскрытие уровня профессиональных компетенций и индивидуально-психологических особенностей руководителя, необходимых для понимания и прогнозирования различных форм его профессиональной деятельности. В результате оценки исследователь получает важную информацию для определения потребности в профессиональном и личностном развитии руководителя, которое в свою очередь является важным фактором его конкурентоспособности [10].
Обзор литературных источников показывает, что проблема оценки и выявления уровня компетенций руководителей и их влияние на эффективность функционирования образовательного учреждения интересует многих отечественных ученых. Несмотря на то, что проблема оценки руководителей широко исследовалась различными отечественными авторами (И.И. Агапов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.А. Конаржевский, Р.Л. Кричевский, И.Д. Кузнецова, А.М. Павлова, В.В. Сериков, Э.Э. Сыманюк, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской и др.) ее решение продолжает быть востребованным в современных условиях преобразования системы образования, что и определило выбор проблематики предлагаемой статьи.
Предполагается, что результаты исследования должны способствовать повышению уровня компетентности, следовательно, улучшению эффективной деятельности руководителей [4].
Для разработки комплексной оценки деятельности руководителя образовательного учреждения в статье ставятся следующие задачи: (1) определить структуру компетенций эффективного руководителя; (2) разработать методический подход к комплексной оценке деятельности руководителя.
1. Определение структуры компетенций эффективного руководителя. Качество деятельности работы руководителя образовательного учреждения определяется профессиональной компетентностью. Например, В.Ю. Кричевский определяет компетентность руководителя как совокупность знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики, способность творческого подхода к профессиональной деятельности [5]; Н.М. Борытко уравновешивает уровень квалификации и профессионализма руководителя с профессионально-педагогической компетентностью [2].
Другие авторы отмечают в качестве основных такие компетенции как нормативно-правовые знания и умения, влияющие на эффективность управления организацией и нормализующие ее деятельность [8]; представление о законодательной основе образования; владение информационными и социально-ориентированными технологиями управления [12]. Также в профессиональную компетентность включают процесс осознания руководителем «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе собственной личности [7].
В целом современный руководитель должен иметь широкий набор профессионально-важных управленческих навыков и умений, которые призваны обеспечить конкурентоспособность образовательного учреждения на фоне его конкурентов. Только в этом случае образовательное учреждение будет привлекательно на рынке образовательных услуг [9].
2. Разработка методического подхода к комплексной оценке деятельности руководителя. Для разработки методики оценки необходимо выявить комплекс показателей, которые в полной мере будут характеризовать, прежде всего, управленческие профессионально-важные компетенции руководителя. Для этого обратимся к педагогическому менеджменту [3].
На современном этапе развития образования в педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления – педагогического менеджмента. Управление образовательным учреждением представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его участников на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие субъектов образовательного процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, мотивации, принятия решений, контроля и т.д. [3]. Именно с этих позиций подбираются показатели, характеризующие эффективность деятельности руководителя образовательного учреждения. Структура показателей эффективности деятельности руководителя:
Делегирование полномочий – умение выбирать подходящих сотрудников для решения задачи, устанавливать границы ответственности каждому сотруднику, правильно ставить цели и задачи сотрудникам и т. д.
Мотивация определяется способностью определить мотив поведения, умением выдавать адекватную обратную связь при общении, умением подбирать санкции и поощрения для конкретного человека и т. д.
Контроль выражается умением устанавливать критерии оценки эффективности работы, формировать отчетности, систематически анализировать уровень профессиональной подготовки подчиненных.
Планирование характеризуется умением определять способы достижения цели с учетом реальной ситуации, способностью оценивать имеющиеся ресурсы и ограничения, составлять календарный план и график достижения целей и пр.
Обучение ориентировано на определение навыков, которых не хватает подчиненным; стремление стать наставником, сформулировать и передать сотрудникам навыки, нужные для работы; умение вовлечь подчиненных в процесс постановки целей и задач обучения и пр.
Администрирование включает умение ставить конкретные задачи, определять показатели их достижения, умение правильно сделать выбор с учетом ресурсов и ограничений, умение определять и удерживать приоритеты в работе и т. д.
Лидерство характеризуется стремлением вовлечь подчиненных в процесс постановки целей и задач образовательного процесса, определить роли подчиненных и управлять ими в соответствии с их спецификой, вдохновить подчиненных на выполнение задания.
Предложенный комплекс показателей позволяет разработать анкету по всесторонней оценке деятельности руководителя, которая направлена на:
– выявление потребности в развитии компетенций конкретного руководителя;
– определение «сильных» и «слабых» сторон руководителей образовательного учреждения и выработку коррекционных мероприятий по удерживанию «сильных» сторон на высоком уровне и по поднятию на необходимый уровень «слабых».
В практическом плане значимость исследования определяется возможностью выработки новых экспериментальных социально-ориентированных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений.