научный журнал «Актуальные исследования» #24 (51), июнь '21

Экономические последствия пандемии Covid-19

В данной статье проведен анализ существующих и потенциальных последствий пандемии Covid-19 на основе экспертных оценок, опубликованных в средствах массовой информации, а также положительное и отрицательное влияние на экологическую обстановку на фоне ограничительных мер в рамках профилактики заболеваемости.

Аннотация статьи
экономический кризис
экономика
пандемия
шок платежеспособного спроса
экология
экономические последствия
коронавирус Covid-19
Ключевые слова

Пандемия новой коронавирусной инфекции и введенные по всему миру противоэпидемиологические меры явились катализатором для тотальной трансформации мировой экономики и других сфер нашей жизни. С момента появления Covid-19 экономический ущерб постепенно нарастал во всех странах и первым с этим столкнулся Китай. В период расцвета глобализации Китайская Народная Республика превратилась в один из главных локомотивов мировой экономики и получила звание «фабрики мира». Китай является центром большинства мировых производственно-сбытовых сетей в качестве одного из главных производителей продуктов, считается одним из самых крупных рынков потребительских товаров, а также потребителем мировых сырьевых и потребительских товаров.

По данным ЮНИДО, в период с января по февраль 2020 г. строгие противоэпидемиологические меры привели к падению промышленного производства в стране на 13,5%, уменьшению импорта на 4% в долларовом эквиваленте, а экспорта – на 17% в сравнении с предыдущим годом.

Рис. 1. Влияние коронавируса на глобальные цепочки поставок

За указанный период максимальное падение экспорта наблюдалось в сфере машин автоматической обработки данных (30,7%), текстильного сырья (26,2%), швейных изделий и принадлежностей для одежды (20%), центральных процессоров (19,6%). В импорте снижение пришлось на сферу машин автоматической обработки данных (46,7%), центральных процессоров (34,9%), текстильного сырья (25,9%) и электрического оборудования (15,7%). Падение экспорта из Китая коснулось всех регионов мира кроме Северной Америки.

В условиях сложившейся ситуации на фоне пандемии произошел разрыв производственно-сбытовых цепочек не только в Китае, но и во многих странах Европы. Производственно-сбытовые цепочки были вынуждены адаптироваться к изменяющейся ситуации в режиме реального времени. Например, Министерство здравоохранения и социальных служб США объявило о заключении контракта с GM на общую сумму $489 млн в рамках закона об оборонном производстве, целью которого послужило - активизировать выпуск аппаратов ИВЛ. Американская компания General Motors (GM), специализирующаяся на производстве автомобилей, выпустит 30 тысяч аппаратов ИВЛ. В результате распада многих производственно-сбытовых цепочек стали звучать призывы к пересмотру существующих на данный момент экономических моделей.

Рис. 2. Процент импорта промежуточной продукции из Китая

Так Министр экономики и финансов Франции призвал правительства стран ЕС к пересмотру подхода к производственно-сбытовым цепочкам. В частности, был поднят вопрос о новой европейской политике в области промышленности, политики в отношении конкуренции и необходимости ограничения зависимости промышленности в некоторых стратегических секторах, например, в сфере искусственного интеллекта и производства электрических батарей. По прогнозам Всемирного Экономического Форума (ВЭФ), текущий кризис окажет влияние на внедрение робототехники и искусственного интеллекта в производственно-сбытовые цепочки. Данные технологии уменьшат участие людей в процессах производства и сбыта, что значительно снизит риск передачи инфекции и зависимость от кадровых ресурсов, позволят быстро адаптироваться к неожиданному сокращению или увеличению спроса.

Шок платежеспособного спроса

Шок платежеспособного спроса является одним из ключевых факторов снижения промышленного производства.

Эпидемия коронавируса вызывает шоки как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Нарушение нормальной коммерческой деятельности привело к снижению производства, создавая шоки на стороне предложения. А нежелание потребителей и предприятий к расходованию средств вызвало снижение спроса.

По оценке ОЭСР, общий потребительский спрос на товары и услуги может сократиться на 1/3 в большинстве развитых стран после применения всего комплекса противоэпидемиологических мер. Величина падения спроса зависит от особенностей страны и сектора экономики. Так, закрытие магазинов и ограничение на передвижения приведут к практически полному падению потребительского спроса на автомобили, одежду, обувь, предметы мебели. При этом расходы на предметы первой необходимости останутся прежними.

Всемирный банк отмечает, что пандемия COVID-19 повлияла на спрос и предложение в области добычи полезных ископаемых. Падение спроса и разрывы производственно-сбытовых цепочек привели к падению цен на энергоносители на 18,4% в первом квартале 2020 г. Цены на нефть в марте снизились на 50% по сравнению с показателями января 2020 г. (падение цен на нефть обусловлено снижением спроса в таких областях, как транспорт и путешествия, поскольку совокупно две сферы обеспечивают около 2/3 спроса); Газ подешевел на 12% в США и 25% в Европе; Иные виды полезных ископаемых, которые упали в цене: уголь (от 5% до 17%); медь и цинк (15%); железная руда (7%); платина (23%).

Влияние пандемии на отрасли промышленного производства

Отрасли промышленного производства оказались самыми уязвимыми перед новой коронавирусной инфекцией. Специфика отрасли зачастую не позволяет выполнять работу в удаленном режиме, и большая часть рабочей силы задействована на производстве, что является фактором распространения инфекции. В большей степени кризис повлиял на энергетическую, автомобильную и авиационную отрасли, так как эти сферы промышленности столкнулись с трудностями поставки и добыче промышленного сырья и материалов. Основным поставщиком материалов, центром, производимых компонентов и центром мирового рынка является Китай, который первым из лидирующих стран испытал на себе экономические последствия. И в результате разрыва большинства цепочек поставок данные сферы испытали серьезнейший кризис:

В марте 2020 г. компания Samsung Electronics объявила о переносе части своего производства смартфонов из Южной Кореи во Вьетнам, чтобы минимизировать потенциальное влияние «коронавирусного» кризиса.

Компании Daimler и Volkswagen временно остановили производство автомобилей и двигателей на своих заводах в Европе из-за вспышки коронавируса с целью обеспечения безопасности своих работников. Закрытие заводов крупными производителями привело к падению производства автомобилей, что в свою очередь сказывается на автомобильном секторе Европы

Были вынуждены временно закрыть заводы Peugeot, Renault и Citroën во Франции, Kia Motors в Словакии, Subaru и Nissan в Японии. В Индии приостановили производство крупные производители электроники: Xiaomi, Samsung Electronics, LG Electronics, Apple

Экология

Положительный эффект

В рамках реализованных противоэпидемиологических мер экологическая обстановка значительно улучшилась, что напрямую связано со снижением экономической активности. Основной вклад в улучшение экологической обстановки внесло прекращение работы промышленных предприятий, снижение транспортного потока, а также прекращение пассажирских авиаперелетов. Согласно анализу Всемирной метеорологической организации, указанные меры в Китае привели к сокращению выбросов диоксида углерода на 25 % за четыре недели.

Кроме того, ученые отмечают, что CO2 остается в атмосфере и океанах на протяжении столетий, в связи с чем временное сокращение выбросов в результате последствий пандемии COVID-19 пока не изменит климатические условия окружающей среды. Причем именно улучшение обстановки в Китае дало толчок началу обсуждений о всевозможном положительном влиянии пандемии на экологическую ситуацию. Наблюдения, проводимые Европейским экологическим бюро и космические снимки показали, что загрязнение воздуха над территорией Китая уже возвращается к уровню, который имел место до введения жестких ограничительных мер.

Отрицательный эффект

Безусловно, глобальная пандемия не является способом, который исключительно положительно изменил бы обстановку в окружающей среде. Глобальная пандемия является не только причиной всемирного кризиса, но и отчасти фактором ухудшения окружающей среды:

Издание Politico отмечает о том, что Китай «тонет в медицинских отходах, производимых больницами, включая маски для лица и одноразовые салфетки». В Ухане объем медицинских отходов уже достигает более 200 тонн в день, что в четыре раза больше привычного.

Президент российского отделения Фонда дикой природы И. Честин указывает на то, что в периоды ухудшения глобальной экономической обстановки в связи с потерей источников доходов и средств к существованию увеличилась активность браконьеров, многие вынуждены прибегать к незаконной охоте и рыбалке как к единственному источнику пищи. Как подчеркивает ВМО, за предыдущими экономическими кризисами достаточно часто следовали периоды «подъема», сопровождавшиеся значительно более высоким ростом выбросов, чем до кризиса. Важно обратить внимание на то, чтобы меры по стимулированию, которые будут применяться после завершения эпидемии COVID-19, способствовали более экологичному восстановлению экономики.

Согласно результатам исследования, опубликованным в научном журнале Nature Climate Change, на которые ссылается ВМО, после глобального финансового кризиса 2008−2009 гг. объемы выбросов в странах с формирующейся рыночной экономикой существенно увеличились, объемы выбросов в развитых странах продолжили расти, а ископаемое топливо продолжило использоваться в мировой экономике с еще большей интенсивностью

Рис. 3. Увеличения объема выбросов в странах с формирующейся рыночной экономикой

Вывод

На основе анализа, можно сделать вывод о том, что с момента появления пандемии Covid-19 был нанесён значительный экономический ущерб во всех секторах промышленности, что сказалось на снижении спроса, нехватки персонала, ограничении предложений и принудительном закрытии предприятий. Кризис оказал отрицательное влияние на мировую рабочую силу, в том числе были работники в сфере промышленности. Снижение спроса и предложения привело к падению доходов предприятий, которым пришлось сократить заработную плату и уволить огромное количество востребованных доныне сотрудников. Наиболее пострадавшими от кризиса отраслями промышленности являются: автомобилестроение, авиастроение, электроника, добывающие отрасли. Негативные последствия распространения COVID-19 повлияли на разрыв крупнейших производственно-сбытовых цепочек в Китае, США и Европе. Это привело к падению промышленного производства, уменьшению экспорта и импорта, остановкам производства. Потребителям пришлось уменьшить свои расходы на фоне снижения доходов, страха заражения и повышения неопределённости, что привело к платежеспособному шоку.

Текст статьи
  1. U.S. power demand falls to 16-year low as coronavirus cuts use by companies [Электронный ресурс]. – Режим доступа: –https://www.reuters.com/article/us-usa-power-demand/u-s-power-demand-falls-to-16-year-low-as-coronavirus-cuts-use-by-companies-idUSKCN21Q36R
  2. How the pandemic disrupts global value chains [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iap.unido.org/articles/how-pandemic-disrupts-global-value-chains
  3. Environmental impacts of coronavirus crisis, challenges ahead [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://unctad.org/news/environmental-impacts-coronavirus-crisis-challenges-ahead
  4. Экономические последсвия пандемии Covid-19 для России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-posledstviya-pandemii-covid-19-dlya-rossii/viewer
  5. Пандемия и окружающая среда: экология пластика
  6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rapsinews.ru/incident_publication/20200425/305756871.html
  7. Зависимость экологии от пандемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-ekologii-ot-pandemii/viewer
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря