Определение примесей в продуктах в домашних условиях
Данные опыты предназначены для учеников 8-9 классов. Они позволят учащимся развить интерес к химии. Актуальность представленных опытов заключаются в том, что они могут быть проведены не только в лабораторных условиях, но также и дома при помощи подручных средств. Целью экспериментов является привлечение учащихся к исследовательской работе, повышение познавательного интереса к химии. Опыты, полученные в ходе работы ученики смогут применять как в жизни, так и на уроках химии. С их помощью ученик не только научится работать с химическими реактивами, но и узнает много нового и полезного. Преимущество опытов в том, что ученик может делать эксперименты дома и они полезны в жизни. Также эта работа позволит закрепить полученные знания на уроке и дополнить их.
Одним из средств изучения химии является «домашний эксперимент». Ученики проявляют гораздо больший интерес к изучению трудного предмета, если им предоставляется возможность проводить опыты самостоятельно. В данной статье представлены качественные реакции на вещества, которые можно осуществить вне лабораторных условий.
Опыт №1. Определение примесей соды с помощью уксусной кислоты.
Цель: определить нахождение соды в молоке.
Оборудование и реактивы: молоко, уксусная кислота.
Ход работы: налейте в стакан немного молоко и проверьте содержатся ли в нем примеси соды. Для этого к содержимому стакана прилейте уксусную кислоту. Наблюдайте реакцию и затем сделайте выводы по проделанной работе в виде краткого ответа на вопрос: каким становится молоко при добавлении уксусной кислоты (содержит ли оно примеси?). Если молоко без примесей соды, то оно скисает и творожится. В случае обнаружения примесей молоко в стакане вспенивается, что свидетельствует о том, выделился газ.
CH3COOH+NaHCO3 –>CH3COONa+CO2 (газ)
Опыт №2. Определение примесей соды в молоке с помощью индикаторной бумаги.
Цель: Обнаружить примеси соды в молоке при помощи лакмусовой полоски.
Оборудование и реактивы: молоко, лакмусовая бумага.
Ход работы: обмакнуть индикаторную бумагу в молоке, затем сравнить цвет с эталонной шкалой (рисунок) и определить кислотность молока. Отметить получившийся цвет и сделать выводы по работе. Нормой считается 6-7 единиц. В случае наличие примесей цвет будет зеленым (ближе к синему). Что будет свидетельствовать о щелочной среде раствора.
Рис. Эталонная шкала
Опыт №3. Определение примесей крахмала в молоке.
Цель работы: определить содержание примесей крахмала в молоке с помощью йода.
Оборудование и реактивы: образцы молока разных производителей, раствор йода
Ход работы: взять три разных образца молока, затем добавить каплю йода. Что вы наблюдаете? При обнаружении примесей цвет молока должен измениться. На какой?
Опыт №4. Что содержится в зубной пасте?
Цель работы: определить опытным путем, что содержится в зубном порошке или пасте.
Оборудование и реактивы: зубная паста от трех разных производителей, фарфоровая чашка, уксус.
Ход работы: для опыта потребуется приобрести зубную пасту от трех разных производителей. Немного зубной пасты поместить в фарфоровую чашку, затем прилить немного столового уксуса. Наблюдайте бурное вспенивание. Когда это происходит, то выделяется углекислый газ, это говорит о наличие в зубной пасте пищевой соды, которая может испортить зубную эмаль. Запишите результаты исследования в таблицу.
Наименование зубной пасты |
Наблюдения |
---|---|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Опыт №5. Определение нитратов в воде при помощи риванола (0,9 %-й р-р поваренной соли) и разбавленной соляной кислоты.
Цель работы: научиться определять нахождение нитратов (NO3-) в воде в домашних условиях.
Оборудование и реактивы: риванол, разбавленная соляная кислота, вода.
Ход работы: к 1 мл воды прилить 2 мл физиологического раствора. Затем смешать полученный раствор с риванолом. Если появляется бледно- розовая окраска, значит, уровень нитратов в воде высок. Провести данный опыт с разными образцами воды (вода из дома, школьной столовой, магазинной воды). Записать результаты в таблицу.
Образцы воды |
Результаты (окрасился образец: да или нет) |
---|---|
1. Вода из дома |
|
2. Вода из школьной столовой |
|
3. Магазинная вода |
|
- Бресткин Ю.В., Резлер Р.Я., Эдилян Э.С. Приборы и техника эксперимента, 1981, № 5, С. 239.
- Большая книга «Почему». М.: РОСМЭН, 2011. – 367 с.
- Роговина Л.3, Слонимский Г.Л. Успехи химии. 1977, р. 46, № 10, С. 1871
- Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ,1996.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
- Химический энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.
- Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.