Главная
Конференции
Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук
Инструменты организационной культуры как факторы мотивации персонала

Инструменты организационной культуры как факторы мотивации персонала

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

организационная культура
корпоративная культура
мотивация персонала
трудовая мотивация
модель организационной культуры

Аннотация статьи

В статье рассматриваются инструменты организационной культуры как факторы мотивации персонала. Ведь в современном менеджменте организационная культура по праву считается мощным стратегическим инструментом, который позволяет предприятию ориентировать все его подразделения и персонал на достижение общих целей. Организационная культура ставит перед собой важную цель, заключающуюся в оказании помощи сотрудникам конкретной организации в осуществлении более продуктивного труда, с получением удовлетворения не только от его результатов, но и от самого процесса, способствуя реализации потребностей и ожиданий каждого индивида.

Текст статьи

В современных условиях в практике управления персоналом становится все более актуальным обращение внимания на повышение эффективности деятельности сотрудников с учетом культурологических аспектов деятельности организации. Различные исследования такого феномена как организационная культура указывают на то, что персонал в том случае остается на работе, если она не только приносит материальный доход, но и позволяет поддерживать собственные смыслы, не провоцирует появление нравственных проблем, а также обеспечивает комфортное пребывание на рабочем месте. Организационная культура ставит перед собой важную цель, заключающуюся в оказании помощи сотрудникам конкретной организации в осуществлении более продуктивного труда, с получением удовлетворения не только от его результатов, но и от самого процесса, способствуя реализации потребностей и ожиданий каждого индивида.

В современном менеджменте организационная культура по праву считается мощным стратегическим инструментом, который позволяет предприятию ориентировать все его подразделения и персонал на достижение общих целей. В литературе можно найти различные определения понятия «организационная культура». Однако концепция организационной культуры, как и многие другие категории организационно-управленческих дисциплин, не имеет единственно «верного» толкования. Здесь каждый автор предлагает собственное определение рассматриваемого понятия, в связи, с чем существуют очень узкие и наоборот широкие пояснения относительно того, что же такое организационная культура предприятия.

По мнению В.В. Борискина, организационная культура представляет собой определенную систему общепринятых на предприятии представлений и подходов к постановке дел, ко всем формам отношений и достижению результатов деятельности, отличающих данный хозяйствующий субъект от других [2, с. 127].

Часто на практике организационную культуру рассматривают как набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, а также мировоззрения работников, то есть все то, что выдержало испытание временем и доказало свою эффективность.

Развитие новых подходов к управлению требует разработки качественно новой системы мотивации персонала предприятия. Руководители организаций должны отходить от устаревших принципов управления мотивацией. Сегодня мотивационный механизм предполагает ориентацию на следующие принципы [1, с. 52]:

  • осмысленность руководства к осуществляемым действиям в области мотивации;
  • необходимость создания условий для достижения, как общего, так и личного успеха;
  • признание со стороны высшего руководства ценности подчиненных.

При проектировании системы трудовой мотивации необходимо учитывать, что она должна [5]:

  • соответствовать корпоративной стратегии и задавать тот трудовой настрой, который обеспечит достижение поставленных целей;
  • быть гибкой в отношении использования различных методов мотивации и видов стимулирования;
  • быть адаптивной и приспосабливаться к изменениям во внешней среде;
  • быть комплексной, то есть учитывать все аспекты проблем в области мотивации персонала предприятия;
  • обеспечивать системность, то есть согласование, увязку и устранение противоречий между различными элементами системы мотивации;
  • быть ясной, то есть понятной сотрудникам;
  • обеспечивать эффективность, то есть отдачу от затрат на персонал.

Главная задача организационной культуры заключается в оказании персоналу помощи в осуществлении более продуктивного труда. Работнику важно получать удовольствие от своего труда, что позволяет реализовать свои потребности и оправдать имеющиеся ожидания. В связи с этим организационную культуру следует рассматривать в качестве важного ресурса, оказывающего влияние на мотивацию, а, следовательно, и на само поведение работников. Для достижения указанного необходимо путем формирования в организации общих принципов, закономерностей, а также потребностей и интересов создать систему ценностей, служащих определенными ценностными ориентациями и установками, как для работника, так и самого хозяйствующего субъекта. Ценность корпоративной культуры обусловлена ее влиянием на сотрудников в качестве мотивирующего фактора. Такая культура способна удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании. Выделим наиболее важные элементы организационной и корпоративной культуры в таблице.

Таблица

Важные элементы организационной и корпоративной культуры

Элементы организационной и корпоративной культуры

Комментарий

Символы

Они представляют собой различные объекты, действия или же события, которые имеют какой-либо смысл для окружающих. Сами символы, связанные с организационной культурой, призваны доносить до потребителей организации и ее персонала важнейшие ценности.

Предания

Их основой являются происходивших в организации реальные события. Так же это могут быть часто повторяемые повествования, которые известные буквально всем сотрудникам компании.

Герои

Это люди, олицетворяющие собой подвиги, различные дела и атрибуты корпоративной культуры. Герои превращаются в образцы тех личностей, которым хотят подражать сотрудники организации.

Девизы, слоганы и лозунги

Они необходимы для отражения в виде кратких формулировок основных ценностей корпоративной культуры.

Церемонии

Они представляют собой проводимые по особым поводам плановые мероприятия. Их задача заключается в передаче всем присутствующим членам коллектива наиболее ярких примеров выражения корпоративных ценностей. Важность церемоний в том, что они призванные укрепить веру персонала в ценности компании, а также способствовать объединению работников и формированию корпоративного духа. Через церемонии сотрудники принимают участие в важных событиях жизни организации.

Отметим, что в большей степени качество системы корпоративного управления обусловлено сложившейся культурой доверия в организации. Без доверия сотрудников к компании и ее руководству не может быть эффективного управления персоналом. Для формирования и развития здоровой организационной культуры на предприятии следует уделять внимание развитию всех составляющих целого комплекса, который включает в себя [3, с. 3684]:

  • принципы работы компании, копии выступают ее система ценностей, цели и миссия;
  • полную информацию о сотрудниках, собранная на основании анализа индивидуальных характеристик;
  • систему поощрений персонала, включающая материальную и нематериальную мотивацию;
  • отношение руководства к ошибкам, допущенным работниками в ходе выполнения трудовых обязанностей:
  • степень прозрачности корпоративных процессов и наличие в коллективе доверительных отношений;
  • поддержка инициатив со стороны руководства;
  • сочетание в рамках единой системы инноваций и традиций, где инновации призваны стимулировать развитие бизнеса, а соблюдение традиций способствует укреплению имиджа и самобытности организации;
  • проведение различных корпоративных мероприятий.

Считается, что если организационная культура предприятия будет включать в себя все указанные компоненты и показывать их развитие, тогда коллектив становится единой командой, способной вести организацию к достижению поставленных целей.

Также можно сравнить особенности организационной культуры в различных странах. Например, американская модель формирования культуры организации построена на сплоченности коллектива, построения своеобразного подобия второй семьи, где так же отмечают праздники, радуются повышению или назначению на новую должность. Но в отличие от японской модели - упор делается на построение карьеры и достижения максимально возможной прибыли, привлечением высококвалифицированных специалистов извне.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.

Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Изначальная основа европейской корпоративной культуры - христианская мораль, в основе которой лежит взаимное уважение, трудолюбие и скромность, вместе с тем каждая европейская страна привнесла в нее особенности, связанные с собственной национальной культурой.

С точки зрения иерархии потребностей по А. Маслоу, организационная культура призвана удовлетворять потребность человека в его социальном статусе и причастности к деятельности предприятия. Также она способствует его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей. Развитие новых подходов к управлению требуют разработки качественно новой системы мотивации персонала предприятий. Руководители компаний должны отходить от устаревших принципов управления мотивацией.

Главная цель организационной культуры заключается в оказании персоналу помощи в осуществлении более продуктивного труда.

Список литературы

  1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников в организации // Управление персоналом. 2016. – №1. – С.50-54.
  2. Борискин В.В. Совершенствование организационной культуры компании как один из факторов повышения эффективности ее работы / В.В. Борискин, В.Ю.Сидорова // Управление корпоративной культурой. - 2015. - № 2. - С. 126-131.
  3. Гешко О.А., Зубахина А.А. Организационная культура как фактор совершенствования мотивации трудовой деятельности персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3681–3685.
  4. Ларская Ю.А., Кривокора Е.И. Корпоративная культура – как метод мотивации персонала // Время науки: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2020. – 418 с.
  5. Серебренников М.С., Фатеев Н.Б., Алимарданова Н.А. Корпоративная культура как фактор мотивации // Аграрный вестник Урала. – Издательство Уральский государственный аграрный университет № 2, 2017.

Поделиться

2122

Ларская Ю. А., Кривокора Е. И. Инструменты организационной культуры как факторы мотивации персонала // Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 38-42. URL: https://apni.ru/article/2595-instrumenti-organizatsionnoj-kulturi-kak-fakt

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа