В настоящее время сформировались четыре основные формы государственной социальной помощи семье (материальной, социально-психологической, социально-педагогической и юридической).
Что касается поддержки семей, которые относятся к категории молодые семьи, то наибольший акцент ставится на материальную форму поддержки.
Основной инструмент финансовой поддержки молодых семей в России – это предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Данная поддержка закреплена государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Для реализации Федеральной государственной программы на региональном уровне утверждена государственная программа Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области». В рамках данной программы осуществляется поддержка молодых семей на основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области».
Целью подпрограммы – предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Одна из основных задач подпрограммы – создание мотивации у молодых семей в части рождения детей через механизм первоочередного предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья многодетным молодым семьям.
За период 2011-2014 годов в рамках областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» государственная поддержка оказана 5843 молодым семьям. Однако по состоянию на 1 января 2018 года количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принявших решение стать участниками программы, составляет более 24,4 тыс. человек.
Помимо государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, утвержденной на федеральном уровне, молодая семья может получить также поддержку из областного бюджета:
- на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям молодых семей, предоставляемую за счет средств областного и местного бюджетов;
- на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, предоставляемую за счет средств областного бюджета;
- на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного кредита за счет средств областного бюджета.
Информация о количестве молодых семей Приволжского федерального округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлена в таблице (табл.1).
Таблица 1
Количество молодых семей Приволжского федерального округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единиц
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Приволжский федеральный округ |
156168 |
153504 |
154095 |
143703 |
137241 |
126237 |
115207 |
Республика Башкортостан |
27663 |
26610 |
26876 |
26257 |
22237 |
20544 |
20013 |
Республика Марий Эл |
3961 |
4240 |
4294 |
4238 |
4004 |
3706 |
3420 |
Республика Мордовия |
9378 |
10289 |
10661 |
9403 |
9440 |
9147 |
8643 |
Республика Татарстан |
16620 |
12545 |
10958 |
9464 |
8474 |
6526 |
5409 |
Удмуртская Республика |
6178 |
9670 |
11952 |
9324 |
10399 |
8727 |
5317 |
Чувашская Республика |
17979 |
18114 |
17335 |
16482 |
16018 |
14367 |
12066 |
Пермский край |
19934 |
17251 |
16246 |
15579 |
15681 |
14901 |
13947 |
Кировская область |
2330 |
1927 |
1851 |
1607 |
1328 |
1173 |
1129 |
Нижегородская область |
5571 |
4921 |
4673 |
3964 |
3780 |
3253 |
2801 |
Оренбургская область |
24447 |
25755 |
25533 |
26091 |
25279 |
23797 |
21995 |
Пензенская область |
1471 |
1689 |
1853 |
2217 |
2280 |
2165 |
2209 |
Самарская область |
13845 |
13239 |
14859 |
12318 |
12667 |
13126 |
13178 |
Саратовская область |
4695 |
5256 |
4947 |
4805 |
3918 |
3294 |
3546 |
Ульяновская область |
2096 |
1998 |
2057 |
1954 |
1736 |
1511 |
1534 |
Как видно из таблицы, наибольшее количество молодых семей приходится на Оренбургскую область. Это может объясняться недостаточным финансированием как из федерального, так и из регионального бюджета. При этом в сравнении с другими регионами можно наблюдать положительную тенденцию к снижению количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в республике Башкортостан и Татарстан. Так в республике Башкортостан количество к 2018 году снизилось на 7650 молодых семей, тогда как в Оренбургской области лишь на 2452.
Помимо государственной поддержки, закрепленной на федеральном уровне, в Оренбургской области реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей за счет средств областного бюджета. В таблице представлен объем бюджетных ассигнований на реализацию данных мероприятий за 2014-2019 годы (табл.2).
Таблица 2
Объем бюджетных ассигнований Оренбургской области на поддержку молодых семей в 2014-2019 гг., тыс. рублей
Наименование |
Год | |||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 | |
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014–2020 годы» |
1227102,2 |
786967,8 |
422632,8 |
323215,0 |
281689,3 |
387770,4 |
Социальные выплаты нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита |
214117,8 |
117967,3 |
16339,7 |
7739,2 |
7768,7 |
53019,0 |
Социальные выплаты нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка |
73185,7 |
57858,5 |
20247,3 |
16796,2 |
17712,1 |
80573,5 |
Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в том числе |
939798,7 |
517052,7 |
337142,2 |
259757,1 |
218236,0 |
194317,1 |
за счет средств федерального бюджета |
211007,4 |
167952,5 |
159010,3 |
138268,5 |
97224,1 |
73317,1 |
за счет областных средств |
728791,3 |
349100,2 |
178131,9 |
121488,6 |
121011,9 |
121000,0 |
Субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям молодых семей |
- |
- |
48903,6 |
38922,5 |
37972,5 |
59860,8 |
Таким образом, как видно из таблицы 2 объем бюджетных ассигнований областного бюджета Оренбургской области в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» имеет тенденцию к уменьшению. Объем средств к 2019 году уменьшился на 839331,8 тыс. рублей (68,4%). Кроме того, следует отметить значительный спад в средствах федерального бюджета в рамках статьи расходов: реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Субсидия из федерального бюджета уменьшилась за анализируемый период на 137690,3 тыс. рублей (65,3%).
Что касается очередности, то по состоянию на 2019 год сложилась следующая ситуация:
- социальная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка –141 семья;
- социальная выплата при получении кредита на приобретение жилья – 350 семей;
- социальная выплата на приобретение (строительства) жилья – более 20 тыс. семей.
Одним из основных факторов большой очередности является то, что в правилах предоставления социальных выплат молодым семьям в Оренбургской области не прописано, что семья должна иметь достаточный доход, а также сбережения для оплаты первоначального взноса. Данный пункт позволяет встать на учет в качестве нуждающихся большому количеству молодых семей, однако в других регионах в правилах это учтено, что позволяет ограничить количество получателей социальной выплаты. Кроме того, первоочередное предоставление социальной выплаты осуществляются семьям с наибольшим количеством детей, что сводит к минимуму шанс получить социальную выплату семьям, не имеющим детей либо имеющим 1 ребенка. Это доказывает, что одной из основных задачах государственной программы Оренбургской области является создание мотивации у молодых семей в части рождения детей.
Жилье – одна из основных проблем современных молодых семей. Поэтому государственная поддержка в Оренбургской области направлена на улучшение жилищных условий. Финансирование данной поддержки за анализируемый период значительно снизилось, при этом очередность составляет более 20 тыс. молодых семей. Особенностью данной поддержки является также то, что по наступлению возраста 35 лет молодая семья исключается из списка претендентов на получение социальной выплаты, следовательно, многие из них так и не смогут получить государственную поддержку в виде социальной выплаты.