научный журнал «Актуальные исследования» #24 (51), июнь '21

Государственная финансовая поддержка молодых семей в Оренбургской области

Молодая семья является важнейшим социальным институтом, состояние которого во многом определяет настоящее и будущее общества. Однако данная группа населения относится к незащищенным слоям. Учитывая данный фактор, важным моментом является поддержка молодых семей со стороны государства.

Аннотация статьи
государственная поддержка
бюджетные ассигнования
молодая семья
социальная выплата
жилье
государственная программа
Ключевые слова

В настоящее время сформировались четыре основные формы государственной социальной помощи семье (материальной, социально-психологической, социально-педагогической и юридической).

Что касается поддержки семей, которые относятся к категории молодые семьи, то наибольший акцент ставится на материальную форму поддержки.

Основной инструмент финансовой поддержки молодых семей в России – это предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Данная поддержка закреплена государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Для реализации Федеральной государственной программы на региональном уровне утверждена государственная программа Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области». В рамках данной программы осуществляется поддержка молодых семей на основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области».

Целью подпрограммы – предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

Одна из основных задач подпрограммы – создание мотивации у молодых семей в части рождения детей через механизм первоочередного предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья многодетным молодым семьям.

За период 2011-2014 годов в рамках областной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» государственная поддержка оказана 5843 молодым семьям. Однако по состоянию на 1 января 2018 года количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принявших решение стать участниками программы, составляет более 24,4 тыс. человек.

Помимо государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, утвержденной на федеральном уровне, молодая семья может получить также поддержку из областного бюджета:

  • на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям молодых семей, предоставляемую за счет средств областного и местного бюджетов;
  • на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка, предоставляемую за счет средств областного бюджета;
  • на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного кредита за счет средств областного бюджета.

Информация о количестве молодых семей Приволжского федерального округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлена в таблице (табл.1).

Таблица 1

Количество молодых семей Приволжского федерального округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единиц

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Приволжский федеральный округ

156168

153504

154095

143703

137241

126237

115207

Республика Башкортостан

27663

26610

26876

26257

22237

20544

20013

Республика Марий Эл

3961

4240

4294

4238

4004

3706

3420

Республика Мордовия

9378

10289

10661

9403

9440

9147

8643

Республика Татарстан

16620

12545

10958

9464

8474

6526

5409

Удмуртская Республика

6178

9670

11952

9324

10399

8727

5317

Чувашская Республика

17979

18114

17335

16482

16018

14367

12066

Пермский край

19934

17251

16246

15579

15681

14901

13947

Кировская область

2330

1927

1851

1607

1328

1173

1129

Нижегородская область

5571

4921

4673

3964

3780

3253

2801

Оренбургская область

24447

25755

25533

26091

25279

23797

21995

Пензенская область

1471

1689

1853

2217

2280

2165

2209

Самарская область

13845

13239

14859

12318

12667

13126

13178

Саратовская область

4695

5256

4947

4805

3918

3294

3546

Ульяновская область

2096

1998

2057

1954

1736

1511

1534

Как видно из таблицы, наибольшее количество молодых семей приходится на Оренбургскую область. Это может объясняться недостаточным финансированием как из федерального, так и из регионального бюджета. При этом в сравнении с другими регионами можно наблюдать положительную тенденцию к снижению количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в республике Башкортостан и Татарстан. Так в республике Башкортостан количество к 2018 году снизилось на 7650 молодых семей, тогда как в Оренбургской области лишь на 2452.

Помимо государственной поддержки, закрепленной на федеральном уровне, в Оренбургской области реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей за счет средств областного бюджета. В таблице представлен объем бюджетных ассигнований на реализацию данных мероприятий за 2014-2019 годы (табл.2).

Таблица 2

Объем бюджетных ассигнований Оренбургской области на поддержку молодых семей в 2014-2019 гг., тыс. рублей

Наименование

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014–2020 годы»

1227102,2

786967,8

422632,8

323215,0

281689,3

387770,4

Социальные выплаты нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита

214117,8

117967,3

16339,7

7739,2

7768,7

53019,0

Социальные выплаты нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка

73185,7

57858,5

20247,3

16796,2

17712,1

80573,5

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в том числе

939798,7

517052,7

337142,2

259757,1

218236,0

194317,1

за счет средств федерального бюджета

211007,4

167952,5

159010,3

138268,5

97224,1

73317,1

за счет областных средств

728791,3

349100,2

178131,9

121488,6

121011,9

121000,0

Субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья отдельным категориям молодых семей

-

-

48903,6

38922,5

37972,5

59860,8

Таким образом, как видно из таблицы 2 объем бюджетных ассигнований областного бюджета Оренбургской области в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» имеет тенденцию к уменьшению. Объем средств к 2019 году уменьшился на 839331,8 тыс. рублей (68,4%). Кроме того, следует отметить значительный спад в средствах федерального бюджета в рамках статьи расходов: реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Субсидия из федерального бюджета уменьшилась за анализируемый период на 137690,3 тыс. рублей (65,3%).

Что касается очередности, то по состоянию на 2019 год сложилась следующая ситуация:

  • социальная выплата на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка –141 семья;
  • социальная выплата при получении кредита на приобретение жилья – 350 семей;
  • социальная выплата на приобретение (строительства) жилья – более 20 тыс. семей.

Одним из основных факторов большой очередности является то, что в правилах предоставления социальных выплат молодым семьям в Оренбургской области не прописано, что семья должна иметь достаточный доход, а также сбережения для оплаты первоначального взноса. Данный пункт позволяет встать на учет в качестве нуждающихся большому количеству молодых семей, однако в других регионах в правилах это учтено, что позволяет ограничить количество получателей социальной выплаты. Кроме того, первоочередное предоставление социальной выплаты осуществляются семьям с наибольшим количеством детей, что сводит к минимуму шанс получить социальную выплату семьям, не имеющим детей либо имеющим 1 ребенка. Это доказывает, что одной из основных задачах государственной программы Оренбургской области является создание мотивации у молодых семей в части рождения детей.

Жилье – одна из основных проблем современных молодых семей. Поэтому государственная поддержка в Оренбургской области направлена на улучшение жилищных условий. Финансирование данной поддержки за анализируемый период значительно снизилось, при этом очередность составляет более 20 тыс. молодых семей. Особенностью данной поддержки является также то, что по наступлению возраста 35 лет молодая семья исключается из списка претендентов на получение социальной выплаты, следовательно, многие из них так и не смогут получить государственную поддержку в виде социальной выплаты.

Текст статьи
  1. Ахмедова А.Г. Современное состояние и направление социальной поддержки молодых семей России /А.Г. Ахмедова // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 3. - С. 188-196.
  2. Гареев И.Ф. Совершенствование механизма федеральной программы обеспечения жильем молодых семей / И.Ф. Гареев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №14. – С. 108-119.
  3. Об утверждении государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области»  [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Оренбургской области от 21.12.2018 № 834-пп // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября