Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники

В статье представлена система работы по формированию связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
связная речь
мнемотехника
мнемоквадрат
мнемодорожка
Ключевые слова

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи; нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т.д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по мнению Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению Выготского Л.С., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Для достижения эффективных результатов по развитию связной речи применяется метод мнемотехники. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Данный метод помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память и внимание, воображение, связную речь, диалогическую речь.

Суть мнемотехники такова: главное содержание памяти дошкольника составляют представления – конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Для того чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у дошкольника, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания. На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными.

На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Исследованиями психологов установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если необходимо развивать у ребенка богатое воображение, способность к замещениям и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Такими заместителями в мнемотехнике выступают мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Л. А.Венгер писал: «Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах».

Таким образом, мнемотехника – технология, которая облегчает запоминание, увеличивает объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.

 Мнемотехника используется по принципу «от простого к сложному». Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, наглядный материал усваивается лучше. Картинка для ребенка – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель.

Вначале дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемоквадраты должны быть в цветном изображении, так как в памяти у младших дошкольников быстрее остаются отдельные образы. Впоследствии, для детей старшего возраста применяются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, устанавливаются условные обозначения, вводятся элементы схем и символов, обозначающих цвет, форму, величину, действие.

Начинать нужно с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, который задан. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти.

Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, ему дается бумага и цветные карандаши. К каждому слову предлагается сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.

В результате такой работы с мнемоквадратами дети учатся перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

В зависимости от эффективности указанных упражнений, можно понять – задержаться на них или идти дальше. Можно экспериментировать вместе с ребенком. При этом нельзя забывать, что независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно.

Затем задание усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения Работа с мнемодорожками стимулирует развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Следующая усложненная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляет педагог, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблицы-схемы используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Важно приучить детей к последовательности работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме, пересказ сказки или чтение стихотворения с опорой на символы.

Результатом работы с мнемотаблицами является умение детей выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа, фиксировать полученный результат в доступной схематичной форме, легко воспроизводить текстовую информацию, описывать предложенный сюжет, использовать в речи выразительные средства и конструкции, логично выстраивать предложения.

Текст статьи
  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 400 с.
  2. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большева. – С.-П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  3. Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер – М.: Знание, 1994.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня