научный журнал «Актуальные исследования» #24 (51), июнь '21

Основы проектной деятельности в современном образовании

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности в современном образовании. Формулируются основные требования к применению метода проектирования, анализируются формы проектной деятельности и представление итогов проектной деятельности.

Аннотация статьи
проектная деятельность
образование
методика
требования
формы
Ключевые слова

Современное общество постоянно и стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной и культурной. Для того, чтобы образовательная организация соответствовала предъявляемым к ней требованиям, с изменениями общества также необходимы изменения в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования выступает достижение такого уровня образования школьников, который был бы достаточным для самостоятельного, творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Именно поэтому перед образовательным учреждением и педагогом стоит задача формирования личности, способной самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность является одним из интерактивных методов современного образования, неотъемлемой частью образовательного процесса

Проектная деятельность обучающихся - деятельность, которая связанна с решениями творческих, исследовательских задач с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории по данной теме, подбор методов исследования и их практическое освоение, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Предпосылкой проектной деятельности является наличие заранее определенного представления о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (определения целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов для их решения, создание плана, программы и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая интерпретацию и рефлексию результатов проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизни после обучения в школе

Вопросам организации проектной деятельности посвящены многие труды авторов Лысовой Н.В., Душиной И. В., Кокаревой Е. Ю., Ялышевой Л. В., Леонтович В. А., Новиковой Т. Д., Поливановой К. Н., и других специалистов.

К основным требованиям к использованию метода проектирования можно отнести следующие.

Во-первых, это наличие значимой исследовательской или творческой проблемы, или задачи, требующей комплексных знаний и исследований для ее решения (Пример: анализ движения твердых бытовых отходов; отчет по изменению погоды в определенном регионе за какое-либо время).

Во-вторых, практическая, теоретическая и познавательная значимость ожидаемых результатов (Пример: печать в сборнике научных исследований; взаимодействие с реальным сектором исследовательской работы, предоставление результатов труда в качестве материала для анализа).

В-третьих, самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность обучающихся.

В-четвертых, структурирование основной части проекта (с пошаговым отображением результатов).

В-пятых, с использованием методов исследования: определение проблемы, конечных исследовательских задач, предложение гипотез для их решения, оценка методов исследования, представление окончательных результатов, анализ результатов, обобщение, корректировка, выводы.

В проектной работе должны быть уточнены методы взаимодействия, установлены индикаторы оценки результатов и рабочего процесса. Оперативная разработка проекта – важнейшая часть плана, который определяет перечень конкретных действий с указанием ожидаемых результатов, сроков и ответственности. Проектная деятельность позволяет педагогу реализовать более индивидуальный подход. Из авторитетного источника информации педагог становится партнером научного и творческого процесса, организатором самостоятельной деятельности, консультантом и наставником.

Работая над проектом, педагог:

  • помогает учащимся найти нужные источники информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет обучающихся;
  • поддерживает постоянную обратную связь для успешной работы над проектом.

При этом формы организации проектной деятельности могут быть достаточно разнообразными: исследование, лаборатория, творческий отчет, изобретательство, рассказ об ученых, защита исследовательских проектов, экспертиза, «Патент на открытие», учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность обогащает личностный опыт обучающихся необходимыми знаниями, умениями, навыками, способствует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности. Организация проектной деятельности дает возможность повысить познавательный интерес у школьников к предмету и сформировать у них систему метапредметных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) на более высоком уровне.

Текст статьи
  1. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 4. – С.21–26.
  2. Ксенозова Г. Ю. Перспективные школьные технологии / учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксенозова. – Москва: Педагогическое общество России, 2010. – 224 с.
  3. Леонтович В. А. Исследовательская и проектная работа школьников / В. А. Лентоевич, А. С. Саввичев. – Москва : «ВАКО», 2014. – 118 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября