Введение
В обучении индивидуальный подход – одна из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам в школе. Эта проблема не нова. Эта тема достаточно изучена, но, ввиду сложности использования данных технологий на практике, продолжает привлекать внимание учителей. Над его разработкой работали и продолжают работать многие зарубежные, отечественные, российские и советские исследователи, такие как А.Г. Русских, А.А. Кирсанов, И.М. Чередов, И.Е. Унт и другие: создано огромное количество монографий, практических руководств, статей и др. написаны диссертации. Исходя из этого, возникает научная проблема: что нужно сделать, чтобы дифференцировать и индивидуализировать, что приводит к положительным результатам обучения?
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является процесс обучения школьников на уроках иностранного языка.
Предмет изучения – индивидуальный подход к обучению школьников на уроках иностранного языка.
Основная цель нашего исследования – выявить особенности индивидуального подхода к обучению детей школьного возраста на уроках иностранного языка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить концепцию индивидуального подхода к обучению иностранному языку; анализировать успешность овладения иностранным языком с использованием индивидуального подхода; рассмотреть технологию реализации индивидуального подхода в обучении английскому языку; проанализировать способы индивидуализации обучения.
В образовании индивидуальный подход – одна из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам в школе. Эта проблема не нова. Сам термин «индивидуальный подход» трактуется как система дидактических средств организации учебного процесса на иностранном языке, содержащая изменение формы цели, урока, процесса и содержания. Индивидуальный подход к обучению иностранному языку анализируется как сложное педагогическое явление, приписывающее эффективность обучения иностранному языку и предполагающее активную роль субъекта учебной деятельности. Основными условиями реализации индивидуального подхода являются дифференциация, которая проявляется в оценке начальной языковой подготовки студента, развитии навыков самостоятельной занятости, постановке личностно значимых для него целей и умении осуществлять системную подход к овладению новыми знаниями [2, с.24].
На первый взгляд эта, казалось бы, простая задача вызывает большие затруднения практически у любого второго учителя, работающего в школе. Основная трудность заключается в невозможности найти идеальное сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных характеристик личности ученика и с организацией на этой основе деятельности учителя, которая должна быть направлена на развитие умственных способностей любого ученика. Неоспоримый факт – разная степень подготовки студентов. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости в классе, вам необходимо выявить причины чьей-либо задержки и попытаться понять их. Причины могут быть разными: один пропустил занятия по болезни, другой не понял объяснения учителя в классе, а третий был невнимателен в классе [1, с.18].
Многие методисты и психологи считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основана не на индивидуальных особенностях личности ученика, а только на индивидуальных пробелах в его знаниях. При этом следует иметь в виду тот факт, что способность изучать иностранный язык неодинакова: одни язык дается легко, другие – с большим трудом. Изучение студентов, их возможностей обучения, их интересов и склонностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны служить отправной точкой в индивидуальном подходе к обучению английскому языку. Но реализовать это на практике непросто. Основная сложность заключается в выборе и применении задач дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способные и менее способные студенты могут достичь одного и того же результата только за разное время. Знание индивидуальных особенностей ребят разрешает предвидеть возникновение допустимых конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. На уроках английского языка есть такие условия, которые разрешают развивать индивидуальные учебные способности школьников [3].
Лингвистические способности учащихся могут выражаться не только в скорости, легкости и мощности усвоения учебного материала, но и в предпочтительных и наиболее эффективных формах учебной деятельности, проводимой учащимися. Таким образом, учащиеся с низким уровнем изучения иностранного языка отдают предпочтение репродуктивным заданиям, например, исправлению ранее выученного текста; средний уровень обучения позволяет студентам совмещать полученные знания с элементами самовыражения; достаточная способность к обучению выражается в том, что учащиеся готовы выполнять задания, требующие самостоятельности; в случае повышенного уровня обучения иностранному языку учащиеся выступают против репродуктивных форм работы и предпочитают творческую самостоятельность. Дифференцированное обучение, в свою очередь, предусматривает такие формы организации, в которых любой ученик работает на уровне своих навыков, преодолевая реальную трудность, но вполне осязаемую для него. Таким образом, индивидуализация обучения предполагает учет уровня подготовки студентов и их потенциальных возможностей. Следовательно, та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированное обучение основано в основном на выборе индивидуальных заданий в зависимости от подготовки учащихся и уровня сформированности речевых навыков и умений. Дифференцированное обучение, в основном, строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых умений и навыков. Имеется много форм дифференцированного обучения. К ним можно отнести следующие: использование заданий различной степени сложности, разное число повторений для исполнения одного и того же задания, применение различных вариантов однотипных заданий, исполнение упражнений по индивидуальным карточкам, оказание разной помощи обучающимся при исполнении одного и того же задания, разная длина пауз для исполнения заданий, разные виды ключей, опор, чтение текстов различной трудности [5, с.44].
Совершенно очевидно, что самые сложные вопросы, которые возникают перед учителем, индивидуальный подход в обучении иностранному языку – это вопросы о том, как отличить характеристики ученика, как определить исходный уровень развития, от которого он находится. Необходимо встроить в организацию учебного процесса, а также какие области работы с определенными детьми будут наиболее значимыми [7, с.112].
Результаты и их обсуждение
Как известно, иностранный язык объективно является общественной ценностью. И именно в этой ценности иностранного языка убеждаются студенты. Но субъективно для большинства из них иностранный язык – это потенциальная ценность, а не реальная. Студенты очень плохо понимают, практически не видят и не чувствуют, что дает (может) сам процесс овладения иностранным языком.
Учить в подобных «антимотивационных» условиях малоэффективно, да и безнравственно. Указанное противоречие лишает процесс образования основного – смысла деятельности обучающегося, его личной ориентированности на цель, что только и может разрешить ему ответить себе на вопрос «зачем учить?» Ведь личностный смысл есть «отношение мотива к цели» (А.Н. Леонтьев). Но если задаётся цель кем-то извне, а мотива по различным причинам не появляется, то нет и смысла. В подобных условиях вместо учащегося-субъекта учебной деятельности возникает учащийся-объект, который «подвергается обучению» [4, с.12].
Надо четко представлять, что получит каждый обучающийся как индивидуальность, если и учитель, и методика окажутся на высоте:
- У ученика будет ощущение, что вся система работы над его личностью настолько сфокусирована и структурирована, что непосредственная деятельность ученика, его мировоззрение, его опыт, его внеклассные и образовательные интересы и склонности, его чувства не игнорируются, но они учитывается при организации общения на занятиях. По сути, содержание коммуникативных уроков иностранного языка строится не на «наличии учебной темы», изучении подготовленных текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. В этом случае учащимся предоставляется возможность обсудить собственные действия и поступки, текущие события из своей жизни, жизнь страны и города. Они учатся выражать свое отношение к происходящему, отстаивать и обосновывать собственное мнение. Коммуникационные технологии, предлагаемые учителями, имеют особые средства учета и применения всех аспектов индивидуальности ученика, которые он неизбежно может видеть и чувствовать [6, с.85].
- Обучающийся почувствует, что все общение не только ориентировано на человека, но и основано на уважении к нему. Поскольку сами проблемы не имеют однозначного решения, участники их обсуждения – ученики и учитель – такие же речевые партнеры: мнение ученика уважается так же, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважение к нему, свободный выбор должности и отсутствие навязывания благотворно влияют сначала на психологический климат в целом и на комфорт любого человека, а затем на развитие демократических отношений как ценность.
Изучение личностных характеристик студентов на разных этапах обучения в связи с индивидуальными особенностями, характерными для владения иностранным языком [9, с.74].
Исходя из цели индивидуального аспекта (разработать то, что играет наиболее существенную роль для процессов познания, обучения и воспитания), а также сущности процесса развития человека, логично будет считать, что объекты развитие должно быть навыками, которые позволят правильно функционировать трансформирующей, эмоционально-оценочной и познавательной сферах деятельности студента. Это способности, которые могут развиваться на основе имеющихся у человека наклонностей и могут развиваться только в деятельности. А.А.Леонтьев одну из трактовок способностей к языку раскрывает следующим образом. Он полагает, что под способностями к языку часто понимают отличия в особенностях личности, которые связаны с общением. Ребенок может затруднения испытывать не в самом овладении языком и не в порождении иноязычной речи, а в социально-психологических взаимоотношениях с воспитателем, другими детьми, школьным учителем. Он бы и рад заговорить, но мешает ему „психологический барьер”. Данное, является очень частым случаем в педагогической практике, но похожие затруднения при доброй воле взрослого являются вполне преодолимыми [8, с.23].
Таким образом, А.А. Леонтьев считает, что способности к языку складываются из многих компонентов, чаще всего не специфических. Следовательно, необходимо и возможно развивать соответствующие навыки и умения на разных учебных материалах. Таким образом, обучение коммуникативным навыкам на родном языке снимает «психологический барьер». Существует реальная потребность в формировании в организации индивидуального подхода, который неразрывно связан с выявлением сильных и слабых сторон возможностей конкретного ученика, терпеливо преодолевает вместе с ним различные трудности, опираясь на все то прогрессивное и сильное, что присуще данной личности. В настоящее время существует довольно большой выбор различных способов организации индивидуального обучения иностранному языку. Сегодня очень важно последовательно применять те методы организации обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность любого ученика, продуктивное и творческое усвоение навыков и знаний, создание положительного эмоционального фона, начало самостоятельной работы, активное общение [10, с.185].
В обучении одной из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам в школе является индивидуальный подход. Эта проблема не нова. Само понятие «индивидуальный подход» трактуется как система дидактических средств организации учебного процесса на иностранном языке. Таким образом, индивидуализация обучения заключается в учете как уровня подготовки студентов, так и их потенциальных возможностей. Следовательно, та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие как психологических, так и индивидуальных особенностей учащихся. Студенту желательно чувствовать, что вся система работы ориентирована на его личность и выстроена таким образом, чтобы не оставались непосредственная деятельность студента, его мировоззрение, опыт, интересы и внеклассные и образовательные задатки, его чувства вне внимания, и при организации общения на уроке учитываются... Таким образом, ученик почувствует, что все общение не только ориентировано на личность, но и основано на уважении к нему [12, с.6].
Поскольку проблемы как таковые не имеют однозначного решения, участники их обсуждения – ученики и учитель – равны как говорящие партнеры: мнение ученика уважается так же, как и мнение учителя. Таким образом, способность изучать язык в процессе обучения развивается и дает человеку возможность более самостоятельно и эффективно преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, знать, как их решать и разрешать, успешно применять имеющиеся возможности. Способность учиться в языковых исследованиях включает: навыки обучения; общие фонетические навыки и умения; эвристические навыки; с учетом механизмов языка и коммуникативного процесса. Такое раскрытие содержания умения изучать иностранные языки дает возможность разработать и определить средства решения сложных актуальных проблем формирования языковых навыков учащихся.
Средствами индивидуализации обучения могут быть групповые и индивидуальные задания, выбор и распределение языковых ситуаций, а также коммуникативные задачи. Но без учета личностных качеств ученика, а также без его ментальных аспектов индивидуализация уроков невозможна.
Принципы индивидуального и дифференцированного подхода взаимосвязаны и направлены на оптимизацию учебного процесса. Оба принципа влияют на все компоненты системы обучения иностранному языку от объективного до контроля обучения. К индивидуальным характеристикам обучающихся относятся: интерес, мотивация, общее развитие, степень уверенности в собственных силах, культурные особенности, способности, уровень обучения, языковые навыки, обучаемость, интеллектуальные способности, трудоспособность, отношение к предмету, механизмы, деловой язык, трудолюбие.
Поэтому в контексте разработки государственного образовательного стандарта Республики Казахстан именно учитель должен думать о построении урока так, чтобы была возможность взаимодействия с любым учеником.
Во время работы необходимо учитывать особенности учащихся при выборе и использовании тех или иных методов и приемов обучения, при назначении домашних заданий. Можно совместить фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с индивидуальными учениками. Методы обучения должны быть разными, варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. И каждый учитель ищет свои приемы и методы для достижения цели. А главная цель дифференциации и индивидуализации – это дальнейшее развитие и сохранение индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который бы представлял собой уникальную, неповторимую личность.
Заключение
Индивидуальный подход к обучению – одна из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам. Проблема эта не нова, но, наверное, не раскрыто все разнообразие ее аспектов, вся ее значимость в решении задач совершенствования учебного процесса.
Термин «индивидуальный подход» трактуется как система дидактических средств организации учебного процесса на иностранном языке, включающая изменение содержания, цели, формы и хода урока. Индивидуальный подход анализируется как сложное педагогическое явление, определяющее эффективность обучения иностранному языку и играющее активную роль как предмет учебной деятельности.
Условиями успешной реализации индивидуального подхода являются дифференциация, которая проявляется в учете начальной языковой подготовки студентов, постановке личностно значимых для студента целей, развитии рациональных и устойчивых навыков самостоятельной работы и умения реализовывать системный подход к усвоению знаний.
Таким образом, при изучении английского языка необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. Для этого необходимо разработать комплекс упражнений по типам восприятия студентов. Однако, поскольку нет чистых типов восприятия, в некоторых случаях можно дополнять упражнения для аудитории письменными текстами, а для визуальных – прослушиваниями, или комбинировать их, то есть варьировать упражнения.
Реализация индивидуального подхода при обучении иностранному языку от учителя требует большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, которые складываются в группе, и возможности каждого учащегося, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов любого из них.