Главная
АИ #24 (51)
Статьи журнала АИ #24 (51)
Эволюция нефинансовой отчетности компаний в России

Эволюция нефинансовой отчетности компаний в России

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

публичная нефинансовая отчетность
заинтересованные стороны
информационные потребности
интегрированная отчетность

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу информационных потребностей пользователей публичной нефинансовой отчетности, анализу содержания различных типов нефинансовых отчетов и общей тенденции их развития. В рамках реализации концепции устойчивого развития данная тема становится особенно актуальной, т.к. для компаний становится важным формирование и представление нефинансовой отчетности, которая максимально удовлетворит информационные запросы стейкхолдеров. Выделен ряд пользователей публичной нефинансовой отчетности и их информационных потребностей, проведен анализ содержания основных типов нефинансовой отчетности, выявлены тенденции их развития. По результатам исследования определен тип нефинансовой отчетности, максимально удовлетворяющий запросы пользователей нефинансовой информации; обобщена и усовершенствована структура данного типа отчетности.

Текст статьи

В настоящее время условием повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании является ее вклад в устойчивое развитие. Устойчивое развитие – это концепция развития общества, при которой удовлетворение текущих потребностей человечества осуществляется без ущерба для последующих поколений. В рамках реализации концепции устойчивого развития для компаний стало важным формирование и представление нефинансовой отчетности, так как в ней отражаются показатели деятельности компании в части социального развития, экономической стабильности и экологической ответственности [5]. Фактором, повлиявшим на развитие нефинансовой отчетности, стало то, что на концепцию устойчивого развития обратили внимание заинтересованные стороны – законодатели, исполнительная власть, профсоюзы, участники рынков и т.д. 

Главное назначение публичной нефинансовой отчетности состоит в предоставлении организациями значимой, полной, своевременной, сбалансированной, сопоставимой, надежной и объективной информации об их деятельности по экономическим, экологическим, социальным аспектам и системам управления для удовлетворения информационных потребностей и запросов заинтересованных сторон [2, c. 15].

Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых заинтересованными сторонами могут приниматься решения о взаимодействии с компанией. У каждой стороны свои информационные потребности и цели, в которых они используют нефинансовые данные (табл. 1).

Таблица 1

Информационные потребности заинтересованных сторон

Заинтересованная сторона

Используемая информация

Назначение используемой информации

Руководство, акционеры, инвесторы и кредиторы

Вся информация, которая влияет на стоимость бизнеса, его репутацию и инвестиционную привлекательность. Например, могут рассматривать информацию о лояльности клиентов, о соблюдении законодательства и экологических нормативов и т.п.

Выявление рисков, связанных с объектом инвестирования, а также стремления к тому, чтобы инвестиции не только выполняли свою основную задачу (повышали стоимость капитала), но и работали на благо общества.

Сотрудники и представители профсоюзов

Информация о действиях руководства по охране труда и технике безопасности, по вознаграждениям и социальным программам, т.е. по важным аспектам условий труда.

Определение дальнейших перспектив работы в организации или отстаивания своих прав и улучшения условий труда.

Государственные органы

Информация по всем аспектам, влияющим на социально-экономическую стабильность и рациональное использование окружающей среды.

Предотвращение социальных конфликтов и загрязнения окружающей среды, а также разработки, внедрения и оценки государственных программ и муниципальных политик.

Бизнес-партнеры

Информация по всем аспектам, влияющим на репутацию организации, выполнение ею обязательств и соблюдение принципов этики.

Определение дальнейших перспектив работы с организацией и возможных изменений в условиях сотрудничества.

Потребители

Информация о качестве товаров и услуг, об особенностях производства (например, содержание ГМО, управление отходами, особенности технологий производства, позволяющие сохранить полезные свойства товаров и т.п.)

Принятие решения о приобретении товаров и услуг и дальнейшем взаимодействии с компанией.

Конкуренты

Информация по всем аспектам, влияющим на стоимость бизнеса, репутацию и инвестиционную привлекательность

Сравнение результатов деятельности и разработки новых программ по примеру соперников.

Местные сообщества

Информация о выгодах и (или) проблемах, связанных с присутствием организации (создание рабочих мест, поддержка местной науки, образования, культуры, сохранение природных ресурсов и т.п.).

Принятие решения о сотрудничестве с компанией или наоборот, об отстаивании прав.

Средства массовой информации (СМИ) и некоммерческие организации

Может быть важен очень широкий круг вопросов в области устойчивого развития, который будет зависеть от их целевой аудитории

Информирование общества об экологической и социальной результативности организаций или оценка воздействия компании на окружающую среду и социальные группы.

Таким образом, стейкхолдеры могут рассматривать нефинансовую информацию по совершенно разнообразным аспектам. Однако, все компании выпускают разные типы отчетов (табл. 2) на свое усмотрение, и поэтому их отчеты чаще всего удовлетворяют информационные потребности не в полном объеме или части заинтересованных сторон.

Таблица 2

Классификация типов нефинансовых отчетов по содержанию

Тип отчетности

Особенности

Популярные формы отчетов

Отчет в определенной области деятельности

Раскрывает информацию о деятельности в одной из областей деятельности: социальной, экологической или еще более узкой, например, отчет по охране труда и обеспечению безопасности или филантропический отчет.

- Социальный отчет;

- Экологический отчет;

Комплексный отчет

Наиболее полный по содержанию, раскрывающий информацию о деятельности в трех областях: экономической, социальной и экологической (по принципу триединого итога).

Отчет об устойчивом развитии

Интегрированный отчет

Обеспечивает пользователей как финансовой, так и нефинансовой информацией о стратегии компании, ее достижениях, стиле управления (с экономической и социальной точек зрения), делая акцент на взаимосвязях между этими аспектами.

Годовой интегрированный отчет

Анализ содержания различных типов отчетов позволил выявить основные структурные блоки информации, раскрываемые в отчетах (табл. 3), и привел к выводу о том, что каждый из отчетов удовлетворяет интересы разного количества стейкхолдеров.

Таблица 3

Типичные структурные блоки информации, раскрываемые в популярных формах нефинансовых отчетов

Аспект

Отчеты в определенной области деятельности

Комплексные отчеты

Интегрированные отчеты

Форма отчета

Социальный отчет

Экологический отчет

Отчет об устойчивом развитии

Годовой отчет

Типичные структурные блоки информации, раскрываемые в отчете

- Обращение совета директоров;

- О компании;

- Взаимодействие с заинтересованными сторонами (населением места нахождения, партнерами, потребителями, руководством и сотрудниками);

- Социальные условия и программы;

- Общества соц. сферы;

- Контакты.

- Обращение совета директоров;

- О компании;

- Основные направления и проекты

Природоохранной

Деятельности компании;

- Нормативное регулирование в области

экологического менеджмента;

- Природоохранная

деятельность;

- Контакты.

- Обращение совета директоров

- О компании;

- Стратегия устойчивого развития;

- Взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- Корпоративное управление;

- Вклад в создание устойчивых отношений с потребителями и поставщиками (операционная эффективность и инновации);

- Вклад в развитие безопасных и достойных условий труда;
- Вклад в охрану окружающей среды;

- Вклад в развитие местных сообществ;

- Контакты.

- Обращение совета директоров;

- О компании;

- Годовые результаты деятельности (финансовые и операционные показатели);

- Стратегия развития;

- Корпоративное управление;

- Взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- Вклад в создание устойчивых отношений с потребителями и поставщиками (операционная эффективность и инновации);

- Вклад в развитие безопасных и достойных условий труда;

- Вклад в охрану окружающей среды;

- Вклад в развитие местных сообществ;

- Контакты.

Отчеты в определенных областях деятельности (социальный, экологический) не могут удовлетворять интересы всех стейкхолдеров, они раскрывают нефинансовую информацию лишь в соответствующих сферах деятельности, т.е. они могут захватывать лишь долю интересующих стейкхолдеров данных. Например, экологический отчет может удовлетворять часть информационных интересов руководства и акционеров, инвесторов и кредиторов, государственных органов, бизнес-партнеров, местных сообществ и СМИ и при этом совсем не иметь информационной ценности для потребителей или внутренних сотрудников.

Комплексные отчеты охватывают более существенную часть нефинансовой информации с разных областей, которая закрывает информационные интересы большего количества стейкхолдеров и уже в более значительном размере. Например, отчет об устойчивом развитии отражает показатели в областях экологии, экономики, корпоративного управления и социальной сферы. Такой вид отчетности удовлетворяет уже как минимум часть информационных интересов каждой из заинтересованных сторон, описанных выше.

Интегрированная отчетность раскрывает самый широкий спектр информации в одном документе: о финансовом, о человеческом, о производственном, об интеллектуальном, природном и социальном капиталах компаний. Анализ публикуемых интегрированных отчетов приводит к выводу, что именно интегрированная отчетность позволяет удовлетворить одновременно максимальное количество информационных потребностей пользователей нефинансовой отчетности. В этом типе отчетности раскрываются нефинансовые показатели всех важных областей деятельности, и есть возможность оценить их взаимосвязь с финансовыми данными по соответствующим вопросам стейкхолдеров.

Общая история развития нефинансовой отчетности и база нефинансовых отчетов в Национальном регистре Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП) [4] позволяют отследить тенденцию перехода от отчетов в определенных областях деятельности к комплексным, а сейчас частичного перехода от комплексных к интегрированным. Сначала были популярны отдельные социальные и экологические отчеты [3, c. 178]. С них начиналось развитие нефинансовой отчетности, но они удовлетворяли узкий круг вопросов заинтересованных сторон в какой-либо сфере. Со временем многие компании стали выпускать комплексные отчеты – «Отчеты об устойчивом развитии». За последние 10 лет их было опубликовано больше всего (343 из 878) и на сегодняшний день данный тип отчетности является самым популярным.

Однако, в последнее время компании все больше стали формировать и публиковать интегрированные отчеты, которые раскрывают в одном документе как финансовую, так и нефинансовую информацию: о финансовых результатах компании за год, об операционных показателях, о вкладе в устойчивое развитие, в обеспечение безопасных и достойных условий труда, о вкладе в противодействие коррупции, в охрану окружающей среду, в развитие местных сообществ и т.д.

Интегрированная отчетность является самой обширной по объему раскрываемой в ней информации, используемой заинтересованными сторонами. И в то же время она является самой удобной в изучении, т.к. все результаты как финансового, так и нефинансового характера, систематизированы и изложены в одном отчете. Многие компании, поняв преимущества и перспективы такой отчетности, стали применять ее на практике [7, c. 99].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: тенденция перехода от узконаправленных нефинансовых отчетов к более широким свидетельствует о том, что компании становятся все более информационно открытыми в своей деятельности и стараются удовлетворить информационные потребности максимального количества заинтересованных сторон. Ведь чем более широкий спектр вопросов охватывает их нефинансовая отчетность, тем выше уровень удовлетворенности интересов ее пользователей [6, c. 62]. Интегрированная отчетность является лучшим типом нефинансовой отчетности для удовлетворения максимального количества информационных потребностей заинтересованных сторон. Она должна составляться как отдельный итоговый отчет взамен добровольно формируемых корпорациями отчетов об устойчивом развитии или иных форм нефинансовой отчетности (экологической, социально-правовой и т.д.).

По результатам исследования содержания разных публикуемых интегрированных отчетов (ПАО «Татнефть», ОАО «Севернефтегазпром», «En+ Group», «ОМК», ПАО «МРСК Сибири» и др.) нами была обобщена и скорректирована структура разделов отчета, которая позволяет максимально удовлетворять потребности в информации заинтересованных групп лиц (табл. 4). Было целесообразно модернизировать структуры интегрированных отчетов путем объединения нескольких из часто представляемых раздельных элементов в один раздел и добавления обязательных для всех подразделов, которые раскрывают нужную для пользователей информацию.

Таблица 4

Разделы разработанной структуры отчета и их содержание

Раздел

Информация, раскрываемая в рамках раздела

1) Обзор компании

О компании; Обращение Генерального директора и т.п. лиц; фундаментальные факторы инвестиционной привлекательности; положение в отрасли и география деятельности; стратегия развития; бизнес-модель; главные события и ключевые показатели отчетного периода.

2) Корпоративное управление

Структура корпоративного управления; Общее собрание акционеров; Совет директоров и др. органы правления; Система комплаенса.

3) Финансовые и операционные результаты деятельности

Финансовая отчетность; Оценка финансовых результатов; Операционные показатели деятельности (в т. ч. отраслевые).

4) Устойчивое развитие

Приоритеты и стратегия устойчивого развития; система управления рисками; взаимодействие с заинтересованными сторонами; соблюдение этики и прав человека, показатели операционной эффективности и инновации; взаимодействие с сотрудниками; охрана окружающей среды; вклад в противодействие коррупции; развитие местных сообществ; благотворительность; операционные показатели деятельности в рамках устойчивого развития.

5) Заключение

Принципы подготовки отчета; раскрытие информации; формы обратной связи; приложения; глоссарий; контакты.

Компании раскрывают часть аспектов из второго столбца таблицы 4, т.к. на сегодняшний день все нормативные документы, регулирующие процесс подготовки и формирования интегрированной отчетности, носят рекомендательный характер и компании сами разрабатывают для себя структуру интегрированного отчета. Нами предложена пять основных крупных разделов, в рамках которых обязательно должна быть раскрыта подробно информация по пунктам, перечисленным во втором столбце. Каждый из пунктов может быть раскрыт еще рядом подпунктов в зависимости от осуществляемой деятельности в рамках рассматриваемых вопросов.

Логика построения такого порядка разделов позволит пользователям отчета сначала ознакомиться с общей информацией о деятельности компании и ее положением во внешней среде, с ее руководством и структурой управления, операционными и финансовыми показателями и результатами деятельности, и далее с нефинансовыми показателями и направлениями деятельности в рамках устойчивого развития. Таким образом получится сформировать структурированную и максимально открытую «картину» о деятельности компании, которая удовлетворит все информационные потребности заинтересованных сторон в одном отчете.

Пока интегрированная отчетность находится на этапе становления, поэтому преобладающим количеством публикации обладают комплексные отчеты. Однако, в будущем интегрированная отчетность сможет заменить многие отчеты для большинства компаний. Это станет большим плюсом и сократит время на процедуру составления отчета, позволит более творчески подходить к его составлению. Переход к ней приведет к более широкому пониманию связей компаний с общественностью, инвесторами, государственными органами и другими регуляторами рынка, т.е. к открытым отношениям компаний с заинтересованными сторонами.

Список литературы

  1. Анаев А.А. Сущность, стандарты и процессы подготовки нефинансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2009. С. 13-18.
  2. Казакова Н.А. Публичная нефинансовая отчетность в области устойчивого развития как источник информации и объект аудиторских услуг в условиях цифровой экономики // Аудитор. 2019. №12. С. 11-20.
  3. Молчанова В.А., Осикова Д.М. Перспективы развития нефинансовой корпоративной отчетности // Белгородский экономический вестник. 2019. С. 175-182.
  4. Национальный регистр публичной нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rspp.ru/tables/non-financial-reports-library/
  5. Проект Федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности". URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=1 72090#09182190544092776 (дата обращения: 19.05.2021)
  6. Рудакова Т.А., Трубченкова Е.И. Интегрированная отчетность как информационный источник группы взаимосвязанных организаций // Экономика, профессия, бизнес. – 2017. – C. 59-64.
  7. Сацук Т.П. Структура интегрированной отчетности корпорации // Бюллетень результатов научных исследований. 2020. С. 101-110.

Поделиться

2193

Коченовская А. Г., Цыркунова Т. А. Эволюция нефинансовой отчетности компаний в России // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 98-103. URL: https://apni.ru/article/2604-evolyutsiya-nefinansovoj-otchetnosti-kompanij

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября