Главная
АИ #24 (51)
Статьи журнала АИ #24 (51)
Обучение и тренировка младших школьников в секции футбола как единый педагогичес...

Обучение и тренировка младших школьников в секции футбола как единый педагогический процесс

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

футбол
внеурочные занятия
младший школьный возраст
методы тренировки
физические качества

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются различные условия внеурочных занятий по футболу обучающихся 1-4-х классов в государственных образовательных организациях. Показаны основные методы обучения игре в футбол. Оценивается эффективность применяемых условий обучения игре в футбол младших школьников во внеурочное время.

Текст статьи

Введение. Проблема физического воспитания всегда актуальна, но на современном этапе развития общества она приобрела глобальный масштаб. Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, напряженная умственная работа в школе и дома вызывают у обучающихся значительное переутомление организма. Вместе с тем, большую часть свободного времени дети проводят в положении сидя, чаще всего за компьютером. С одной стороны, работа с компьютером упрощает обучающимся жизнь, например, в поисках нужной и интересующей информации, также помогает при подготовке домашних заданий, но в то же время негативно влияет на здоровье. Также и в школе обучающиеся ведут малоподвижный образ жизни, а это негативно сказывается на их физическом развитии, состоянии здоровья и на уровне физической подготовленности.

На сегодняшний момент данная проблема актуальна. Поэтому жизненно необходимыми являются уроки физической культуры и спорт, которые помогают укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм, совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

В настоящее время одной из актуальных задач физического воспитания является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы повышению работоспособности детского организма, делали бы его выносливым, сильным, стойким. О данной ситуации постоянно говорят педагоги, врачи и ученые. Основная проблема состоит в низкой двигательной активности детей и подростков.

Исходя из этого, единственной возможностью нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у обучающих при продолжительном и напряженном умственном труде, является активная и организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе, в том числе во внеурочное время.

Укрепление здоровья детей, развитие интереса к спорту и физкультуре – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися во внеурочное время лидирующее место занимает футбол. Футбол – один из самых любимых видов спорта в нашей стране. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических действий, эмоциональностью, слаженностью действий игроков команд. Кроме того, данная игра имеет большие сберегающие ресурсы для укрепления здоровья [2, с. 6].

Несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников.

Методы и организация исследования. Младший школьный возраст является важным для создания фундамента личности: происходит закладывание нравственного поведения, происходит усвоение норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Дети, занимающиеся футболом во внеурочное время, становятся более крепкими, сильными, выносливыми и реже болеют.

Занимаясь физической культурой с обучающимися младших классов, очень важно учитывать их эмоциональное состояние, поскольку дети 6-10лет часто пере возбуждаются.

Младшие школьники зачастую бывают обидчивы и вспыльчивы. Поэтому следует избегать резких замечаний и обидных сравнений при неудачном выполнении упражнения, так как они вызывают у детей стрессовые состояния и нежелание заниматься физической культурой. Для развития волевых качеств обучающихся младших классов следует давать более трудные упражнения, но в то же время доступные для выполнения. Выполнение непосильных упражнений может оказать отрицательное воздействие на занимающего.

Обучение младших школьников, занимающихся во внеурочное время в секции футбола, составляет единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Этот возраст идеально подходит для тренировочных занятий начальной стадии, тем самым подготавливая организм ребенка к более значительным физическим и интеллектуальным нагрузкам. В условиях тренировки этот процесс можно разделить на два года обучения.

Основная часть. На первом году обучения (7-8 лет) занимающимся прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются основные теоретические сведения;

На втором году (9-10 лет) тренером ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики футбола [1, с. 188].

Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.

Развитие физических качеств у младших школьников, занимающихся футболом во внеурочное время, осуществляется с помощью самых разных методов.

Поскольку футбол является игрой, где основным фактором является скоростно-силовые способности рекомендуется использовать следующие методы:

  • метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;
  • переменный метод, отличающийся от предыдущего лишь длительностью выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в футбол;
  • повторный метод - разновидность прерывистой работы в самой игре. Рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;
  • интервальный метод, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться;
  • метод максимальной интенсивности – это метод предельных нагрузок, выполняемых с максимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности [3, с. 57].

Следует отметить в своей работе на первом году обучения чаще используют повторный и интервальный методы для большей заинтересованности занимающихся.

В начале обучения особое внимание детей направляю на овладение простых приемов и движений, а затем стремлюсь, чтобы они освоили точные передачи, удары по воротам и скорость движений. Обучение технике провожу постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, сначала даю обычный удар по неподвижному мячу в ворота, затем даю удар в ворота уже по катящемуся мячу и последнее – удар по воротам, после обыгрыша фишек, проброса мяча вперед и ударом по воротам.

Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой от фишки к фишке. Обязательным требованием считаю касание мяча на каждый шаг. Скорость ведения при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, перехожу к обучению ведения в разных направлениях с обводкой фишек.

Следующий этап обучения ведению мяча – при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях и самой игре в футбол.

Программа обучения младшей (7-8 лет) и старшей (9-10 лет) групп состоит из теоретического и практического разделов. Занятия по теоретическому разделу провожу в течение всего года обучения в виде бесед в процессе занятий. Практический раздел программы включает в себя общую и специальную физическую подготовку, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.

Специальная физическая подготовка включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста. Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями детей и уровнем их подготовки. Техническая подготовка включает специальные приемы: удары по мячу, остановки, ведение мяча, обманные движения, вбрасывание и отбор мяча, а также техника игры вратаря. По мере освоения технической подготовки усложняется условия выполнения упражнений: остановка мяча в движении, передача мяча с различной степенью силы и т.д. Увеличивается быстрота исполнения приема, вводится пассивное и активное сопротивление со стороны партнера. В ходе технической подготовки основное внимание уделяется правильности выполнения движений и приемов.

Совершенствование владения основными техническими приемами проводится в игровых упражнениях и в процессе самой игры. Конкретный подбор упражнений определяется возрастом занимающихся, уровнем подготовленности. Важной составляющей обучения является тактическая подготовка, которая проводится различными методами. Отрабатывается взаимодействие в парах и тройках.

Результаты исследования и их обсуждение. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуются в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, в игре в одни ворота, в игре в развернутые ворота и непосредственно в игре.

На первом и втором годах обучения два раза в год провожу прием контрольных нормативов по физической и технической подготовке. Для каждой возрастной группы существуют свои величины показателей. Но самым эффективным и наилучшим средством оценки является участие команд в соревнованиях.

С каждым годом количество желающих заниматься футболом только растет. Повышение мотивации к занятиям футболом во внеурочное время, прежде всего, связан с победами на соревнованиях старшей группы. Так же популярности этого вида спорта в нашей стране способствуют высокие показатели выступлений сборной команды России.

На внеурочные занятия футболом приходят заниматься обычные ученики, не имеющие возможности в силу определенных обстоятельств заниматься «большим» спортом.

Также активно идет работа по привлечению в тренировочный процесс учеников с девиантным поведением. Они регулярно ходят на занятия, активно тренируются и удачно выступают на соревнованиях. Мною и педагогическим коллективом было замечено, что тренировки благоприятно сказываются на их моральном, физическом воспитании. Также стоит отметить, что у таких обучающихся повысилась успеваемость.

Выводы и рекомендации. Таким образом, систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях оказывают всестороннее влияние на обучающихся: повышаются функциональные возможности их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятия спортом способствуют также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики. Воспитание нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества.

Список литературы

  1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний / В.П. Лукьяненко: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2013. - 224 с.
  2. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
  3. Дахновский, В.С. Особенности построения процесса тренировки юных футболистов / В.С. Дахновский [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 2-7.

Поделиться

2931

Виноградов Д. П., Шерстнев А. М. Обучение и тренировка младших школьников в секции футбола как единый педагогический процесс // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 130-133. URL: https://apni.ru/article/2607-obuchenie-i-trenirovka-mladshikh-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января