Главная
АИ #24 (51)
Статьи журнала АИ #24 (51)
Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности

Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности

Автор(-ы):

Вахрамеева Анна Игоревна

Секция

Социология

Ключевые слова

телесность
тело
женская телесность
социальные сети
идеалы красоты
стандарты красоты

Аннотация статьи

В статье рассматриваются социальные сети как один из основных факторов влияния на женскую телесность в современном мире. С развитием информационных технологий и популяризацией социальных сетей появилось все больше стандартов красоты, которые изо дня в день напрямую или косвенно влияют на восприятие женщинами своей телесности.

Текст статьи

Тело – это физический объект, не несущий субъектности и духовности. Телесность же является одухотворенным телом, проявляется в форме и движении, именно благодаря ей человек ощущает связь с телом [4]. Женская телесность всегда значительно отличалась от мужской. У женской красоты есть многовековая история – стандарты менялись с каждым десятилетием, а от женщин ожидали постоянного соответствия им. М. М. Бахтин говорил, что восприятие собственной телесности формируется у личности не только через свои собственные ощущения, но и через призму чужих мнений [1, c. 337]. С приходом социальных сетей стандарты стали строже, а сменяемость этих стандартов – чаще. Но от современных женщин требуется все то же самое – вписываться в кем-то придуманные рамки.

Объект данного исследования – женская телесность. Предмет – взаимосвязь между использованием социальных сетей и восприятием женщинами своей телесности. Актуальность проблемы влияния социальных сетей на восприятие женской телесности определяется тем, что в настоящее время соцсети диктуют новые, постоянно сменяющиеся, стандарты красоты. Миллионы женщин ежедневно видят фотографии идеальных тел, безупречно чистой кожи – фотографии людей, не существующих в реальности. Идеально отретушированные фотографии вызывают комплексы у молодых женщин, заставляют задуматься о пластических операциях, приводят к пищевым расстройствам [2].

Во введении в книгу «Миф о красоте» Наоми Вульф пишет: «В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты – это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были» [3, с. 3].

Идеалы женской красоты менялись от эпохи к эпохе, и у разных народов были свои предпочтения, но если в былые времена стандарты и нормы красоты формировались художниками, писателями и теми, кто властвовал в обществе, то сегодня они в большинстве случаев создаются средствами массовой информации, кинематографом, модой и, в первую очередь, социальными сетями [5]. Конечно, наравне с пропагандируемыми социальными сетями «идеальными» стандартами, сегодня активно продвигаются и идеи бодипозитива и бодинейтральности. Но многим ли женщинам везет попасть в дискурс о принятии своего тела со всеми его «недостатками», а не в ту часть социальных сетей, где внешней оболочке выставляют ряд стандартов?

Для получения данных по проблеме исследования был проведен опрос. В исследовании приняло участие 211 студенток Дальневосточного Федерального Университета в возрасте от 18 до 25 лет. По результатам опроса было выявлено, что 51% женщин предпочитает следить за блогерами в социальных сетях (самые популярные соц. сети – «Инстаграм», «Тикток»). На вопрос «Почему вам нравятся блогеры, за которыми Вы следите в социальных сетях?» были получены следующие ответы:

  • «Мотивируют развиваться, интересно наблюдать за их жизнью, просто поднимают настроение»;
  • «Они живут так, как хочу жить я»;
  • «Они вдохновляют меня на совершение полезных дел: макияж, спорт, рисование»;
  • «Отвлекают от повседневности и рутины»;
  • «Они красивые, успешные. Мне нравятся они как личности, либо мне нравится их творчество».

39% женщин говорит, что им не нравится их телосложение. 28% недовольны своей внешностью в целом. 67% респонденток утверждает, что изменили бы свою внешность, если бы могли сделать это по щелчку пальца.

Большинство женщин на вопрос «Что бы Вы изменили в своей внешности?» начинают перечислять несколько черты своего лица: нос, губы, брови. Кроме того, многие девушки отмечают, что хотели бы изменить вес/фигуру: «убрала бы лишний жир», «уменьшила бы обхват бедер», «похудее руки», «грудь чуть больше», «чтобы жира вообще не было».

60% опрошенных женщин приходилось хоть раз в жизни сидеть на диетах, 69% хоть раз в жизни занимались спортом, чтобы «привести себя в форму».

14% респонденток планируют прибегнуть к пластическим операциям. На вопрос «почему Вы хотите это сделать?» девушки отвечают: «хочу соответствовать своему идеалу», «хочу быть красивой», «не нравится то, что есть», «хочу изменить свою внешность, чтобы быть уверенной», «хотелось бы видеть в зеркале желаемое».

70% респонденток считает, что идеальные сети пропагандируют «идеальный» образ красоты. 59% считает, что «идеальный» образ красоты, представленный в социальных сетях, повлиял на их собственное восприятие своей внешности.

Таким образом, результаты опроса показывают, что молодые женщины подвергаются влиянию социальных сетей в вопросе восприятия своей телесности. И хотя кого-то аккаунты блогеров вдохновляют на совершение полезных дел, другие начинают сомневаться в себе, искать проблемы во внешности и ненавидеть свое тело.

Список литературы

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1979. – 412 с.
  2. Баниже, О.Н. Женская телесность как культурологическая проблема / О.Н. Баниже // Культурное наследие России. – 2017. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskaya-telesnost-kak-kulturologicheskaya-problema (дата обращения: 16.06.2021).
  3. Вульф, Н. Миф о красоте. / Наоми Вульф. – 1990. – 657 с.
  4. Самарская, В. Телесность: составляющие и социальная значимость. [Электронный ресурс] / The Wall. – URL: https://thewallmagazine.ru/telesnost/ (дата обращения: 16.06.2021).
  5. Цветус-Сальхова, Т.Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях / Т.Э. Цветус-Сальхова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2011. №351. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telo-i-telesnost-v-kulturologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 16.06.2021).

Поделиться

2020

Вахрамеева А. И. Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/2608-problema-vliyaniya-sotsialnikh-setej-na-vospr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля