Главная
АИ #24 (51)
Статьи журнала АИ #24 (51)
Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности

Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности

Рубрика

Социология

Ключевые слова

телесность
тело
женская телесность
социальные сети
идеалы красоты
стандарты красоты

Аннотация статьи

В статье рассматриваются социальные сети как один из основных факторов влияния на женскую телесность в современном мире. С развитием информационных технологий и популяризацией социальных сетей появилось все больше стандартов красоты, которые изо дня в день напрямую или косвенно влияют на восприятие женщинами своей телесности.

Текст статьи

Тело – это физический объект, не несущий субъектности и духовности. Телесность же является одухотворенным телом, проявляется в форме и движении, именно благодаря ей человек ощущает связь с телом [4]. Женская телесность всегда значительно отличалась от мужской. У женской красоты есть многовековая история – стандарты менялись с каждым десятилетием, а от женщин ожидали постоянного соответствия им. М. М. Бахтин говорил, что восприятие собственной телесности формируется у личности не только через свои собственные ощущения, но и через призму чужих мнений [1, c. 337]. С приходом социальных сетей стандарты стали строже, а сменяемость этих стандартов – чаще. Но от современных женщин требуется все то же самое – вписываться в кем-то придуманные рамки.

Объект данного исследования – женская телесность. Предмет – взаимосвязь между использованием социальных сетей и восприятием женщинами своей телесности. Актуальность проблемы влияния социальных сетей на восприятие женской телесности определяется тем, что в настоящее время соцсети диктуют новые, постоянно сменяющиеся, стандарты красоты. Миллионы женщин ежедневно видят фотографии идеальных тел, безупречно чистой кожи – фотографии людей, не существующих в реальности. Идеально отретушированные фотографии вызывают комплексы у молодых женщин, заставляют задуматься о пластических операциях, приводят к пищевым расстройствам [2].

Во введении в книгу «Миф о красоте» Наоми Вульф пишет: «В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты – это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были» [3, с. 3].

Идеалы женской красоты менялись от эпохи к эпохе, и у разных народов были свои предпочтения, но если в былые времена стандарты и нормы красоты формировались художниками, писателями и теми, кто властвовал в обществе, то сегодня они в большинстве случаев создаются средствами массовой информации, кинематографом, модой и, в первую очередь, социальными сетями [5]. Конечно, наравне с пропагандируемыми социальными сетями «идеальными» стандартами, сегодня активно продвигаются и идеи бодипозитива и бодинейтральности. Но многим ли женщинам везет попасть в дискурс о принятии своего тела со всеми его «недостатками», а не в ту часть социальных сетей, где внешней оболочке выставляют ряд стандартов?

Для получения данных по проблеме исследования был проведен опрос. В исследовании приняло участие 211 студенток Дальневосточного Федерального Университета в возрасте от 18 до 25 лет. По результатам опроса было выявлено, что 51% женщин предпочитает следить за блогерами в социальных сетях (самые популярные соц. сети – «Инстаграм», «Тикток»). На вопрос «Почему вам нравятся блогеры, за которыми Вы следите в социальных сетях?» были получены следующие ответы:

  • «Мотивируют развиваться, интересно наблюдать за их жизнью, просто поднимают настроение»;
  • «Они живут так, как хочу жить я»;
  • «Они вдохновляют меня на совершение полезных дел: макияж, спорт, рисование»;
  • «Отвлекают от повседневности и рутины»;
  • «Они красивые, успешные. Мне нравятся они как личности, либо мне нравится их творчество».

39% женщин говорит, что им не нравится их телосложение. 28% недовольны своей внешностью в целом. 67% респонденток утверждает, что изменили бы свою внешность, если бы могли сделать это по щелчку пальца.

Большинство женщин на вопрос «Что бы Вы изменили в своей внешности?» начинают перечислять несколько черты своего лица: нос, губы, брови. Кроме того, многие девушки отмечают, что хотели бы изменить вес/фигуру: «убрала бы лишний жир», «уменьшила бы обхват бедер», «похудее руки», «грудь чуть больше», «чтобы жира вообще не было».

60% опрошенных женщин приходилось хоть раз в жизни сидеть на диетах, 69% хоть раз в жизни занимались спортом, чтобы «привести себя в форму».

14% респонденток планируют прибегнуть к пластическим операциям. На вопрос «почему Вы хотите это сделать?» девушки отвечают: «хочу соответствовать своему идеалу», «хочу быть красивой», «не нравится то, что есть», «хочу изменить свою внешность, чтобы быть уверенной», «хотелось бы видеть в зеркале желаемое».

70% респонденток считает, что идеальные сети пропагандируют «идеальный» образ красоты. 59% считает, что «идеальный» образ красоты, представленный в социальных сетях, повлиял на их собственное восприятие своей внешности.

Таким образом, результаты опроса показывают, что молодые женщины подвергаются влиянию социальных сетей в вопросе восприятия своей телесности. И хотя кого-то аккаунты блогеров вдохновляют на совершение полезных дел, другие начинают сомневаться в себе, искать проблемы во внешности и ненавидеть свое тело.

Список литературы

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1979. – 412 с.
  2. Баниже, О.Н. Женская телесность как культурологическая проблема / О.Н. Баниже // Культурное наследие России. – 2017. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskaya-telesnost-kak-kulturologicheskaya-problema (дата обращения: 16.06.2021).
  3. Вульф, Н. Миф о красоте. / Наоми Вульф. – 1990. – 657 с.
  4. Самарская, В. Телесность: составляющие и социальная значимость. [Электронный ресурс] / The Wall. – URL: https://thewallmagazine.ru/telesnost/ (дата обращения: 16.06.2021).
  5. Цветус-Сальхова, Т.Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях / Т.Э. Цветус-Сальхова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2011. №351. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telo-i-telesnost-v-kulturologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 16.06.2021).

Поделиться

2521

Вахрамеева А. И. Проблема влияния социальных сетей на восприятие женщинами своей телесности // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/2608-problema-vliyaniya-sotsialnikh-setej-na-vospr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря