Тело – это физический объект, не несущий субъектности и духовности. Телесность же является одухотворенным телом, проявляется в форме и движении, именно благодаря ей человек ощущает связь с телом [4]. Женская телесность всегда значительно отличалась от мужской. У женской красоты есть многовековая история – стандарты менялись с каждым десятилетием, а от женщин ожидали постоянного соответствия им. М. М. Бахтин говорил, что восприятие собственной телесности формируется у личности не только через свои собственные ощущения, но и через призму чужих мнений [1, c. 337]. С приходом социальных сетей стандарты стали строже, а сменяемость этих стандартов – чаще. Но от современных женщин требуется все то же самое – вписываться в кем-то придуманные рамки.
Объект данного исследования – женская телесность. Предмет – взаимосвязь между использованием социальных сетей и восприятием женщинами своей телесности. Актуальность проблемы влияния социальных сетей на восприятие женской телесности определяется тем, что в настоящее время соцсети диктуют новые, постоянно сменяющиеся, стандарты красоты. Миллионы женщин ежедневно видят фотографии идеальных тел, безупречно чистой кожи – фотографии людей, не существующих в реальности. Идеально отретушированные фотографии вызывают комплексы у молодых женщин, заставляют задуматься о пластических операциях, приводят к пищевым расстройствам [2].
Во введении в книгу «Миф о красоте» Наоми Вульф пишет: «В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты – это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были» [3, с. 3].
Идеалы женской красоты менялись от эпохи к эпохе, и у разных народов были свои предпочтения, но если в былые времена стандарты и нормы красоты формировались художниками, писателями и теми, кто властвовал в обществе, то сегодня они в большинстве случаев создаются средствами массовой информации, кинематографом, модой и, в первую очередь, социальными сетями [5]. Конечно, наравне с пропагандируемыми социальными сетями «идеальными» стандартами, сегодня активно продвигаются и идеи бодипозитива и бодинейтральности. Но многим ли женщинам везет попасть в дискурс о принятии своего тела со всеми его «недостатками», а не в ту часть социальных сетей, где внешней оболочке выставляют ряд стандартов?
Для получения данных по проблеме исследования был проведен опрос. В исследовании приняло участие 211 студенток Дальневосточного Федерального Университета в возрасте от 18 до 25 лет. По результатам опроса было выявлено, что 51% женщин предпочитает следить за блогерами в социальных сетях (самые популярные соц. сети – «Инстаграм», «Тикток»). На вопрос «Почему вам нравятся блогеры, за которыми Вы следите в социальных сетях?» были получены следующие ответы:
- «Мотивируют развиваться, интересно наблюдать за их жизнью, просто поднимают настроение»;
- «Они живут так, как хочу жить я»;
- «Они вдохновляют меня на совершение полезных дел: макияж, спорт, рисование»;
- «Отвлекают от повседневности и рутины»;
- «Они красивые, успешные. Мне нравятся они как личности, либо мне нравится их творчество».
39% женщин говорит, что им не нравится их телосложение. 28% недовольны своей внешностью в целом. 67% респонденток утверждает, что изменили бы свою внешность, если бы могли сделать это по щелчку пальца.
Большинство женщин на вопрос «Что бы Вы изменили в своей внешности?» начинают перечислять несколько черты своего лица: нос, губы, брови. Кроме того, многие девушки отмечают, что хотели бы изменить вес/фигуру: «убрала бы лишний жир», «уменьшила бы обхват бедер», «похудее руки», «грудь чуть больше», «чтобы жира вообще не было».
60% опрошенных женщин приходилось хоть раз в жизни сидеть на диетах, 69% хоть раз в жизни занимались спортом, чтобы «привести себя в форму».
14% респонденток планируют прибегнуть к пластическим операциям. На вопрос «почему Вы хотите это сделать?» девушки отвечают: «хочу соответствовать своему идеалу», «хочу быть красивой», «не нравится то, что есть», «хочу изменить свою внешность, чтобы быть уверенной», «хотелось бы видеть в зеркале желаемое».
70% респонденток считает, что идеальные сети пропагандируют «идеальный» образ красоты. 59% считает, что «идеальный» образ красоты, представленный в социальных сетях, повлиял на их собственное восприятие своей внешности.
Таким образом, результаты опроса показывают, что молодые женщины подвергаются влиянию социальных сетей в вопросе восприятия своей телесности. И хотя кого-то аккаунты блогеров вдохновляют на совершение полезных дел, другие начинают сомневаться в себе, искать проблемы во внешности и ненавидеть свое тело.