В современном мире реклама оказывает значительное воздействие не только в социализацию человека, но и на бизнес, а также, конечно, и на развитие экономики мира.
Сегодня невозможно представить успешное продвижение товара без использования грамотно подобранных рекламных инструментов. Все это обусловлено высокой конкуренцией рынка товаров и услуг.
Однако, существуют и такие области бизнеса, рекламу которых ограничивает или вовсе запрещает закон, хотя своей огласки они требует не меньше остальных. Именно о таком виде бизнеса и пойдет речь в данной работе.
Cложностью использования рекламы при продвижении адвокатских услуг, вызванной прежде всего тем, что в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорится о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Это говорит о том, что адвокат оказывает не услуги, а правовую помощь. Часто, реклама адвокатской деятельности ограничивается вывеской с названием конторы непосредственно на здании, где она находится и интерпретируется как указатель, а не рекламное сообщение, а этого недостаточно в современном мире высоко конкурентного рынка товаров и услуг.
В связи с этим, необходимо выявить наиболее эффективные инструменты продвижения адвокатской деятельности, не нарушающие законы «О рекламе» и «Об адвокатской деятельности».
Рекламы адвокатских услуг до XX века не производилось. В Советском Союзе и прочих странах социалистических республик институт частной адвокатуры отсутствовал. После развала СССР корпоративные связи адвокатуры заметно ослабли. Тогда перед сообществом адвокатов стояла ключевая задача – добиться принятия нового закона об адвокатуре. 26 апреля 2002 года был подписан закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Приблизительно 2000 до 2013 года, адвокаты продвигали свои услуги непосредственно через фирмы, в которых работали. А именно, продвигалась сама фирма, а адвокат получал огласку по средствам сарафанного радио.
Начиная с 2014 года, благодаря востребованности среди рекламодателей таких социальных сетей как Instagram, YouTube, В Контакте и прочих, адвокаты стали рекламировать непосредственно себя как личностей и свои услуги через эти платформы. Происходит это посредствам ведения блогов, в которых адвокаты рассуждают на темы законопроектов, существующих законов, рассказывают о своем опыте, достижения и тому подобное.
Сегодня, правовые Instagram-аккаунты набирают популярность. Возможно, это связанно с перенасыщение контента в социальных сетях, много негативного и странного производят другие блогеры. Среди аккаунтов, посвященных закону и праву уже есть популярные личности. Примером того, как раскрученный аккаунт в социальных сетях помогает добиться успеха не только брендам, но и адвокатам, может служить звездный адвокат Сергей Жорин. Благодаря своему профилю в сети Instagram он получает новую аудиторию и популярность.
Размещение информации об адвокате и адвокатском образовании, в том числе в сети Интернет, регулируется статьей 17 Кодекса профессиональной этики адвоката. Согласно пункту 1 данной статьи информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:
- оценочных характеристик адвоката;
- отзывов других лиц о работе адвоката;
- сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;
- заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.
Указанные правила имеют особое значение, так как одним из основных приоритетов адвокатской деятельности является доверие к адвокату и адвокатской корпорации со стороны граждан и общества, которое формируется, в том числе, при ознакомлении потенциального доверителя с информацией об адвокате или адвокатском образовании, в котором тот состоит.
По мимо этого, запрещено продвижение адвокатуры на платной основе. Однако, на практике, крайне мало случаев, когда за данное правонарушение к адвокату или адвокатскому образованию применялись реальные санкции. Это объясняется тем, что, прежде чем адвокату или адвокатскому образованию вынесут наказание за данное деяние, проходит проверка с последующим предупреждением.
А именно:
- Специальный отдел по контролю этического поведения адвокатских образований в социальных сетях проводят систематический анализ поведения адвокатов в сети Интернет;
- Затем, при выявлении нарушений, составляется список этих нарушений, ставится дата выявления и дата оповещения нарушителя о его деянии;
- Далее отдел связывается с руководителем данного образования и уведомляет его о выявленных нарушениях.
- В случае, если адвокат противится исправлять ошибки, то документ, где все запротоколировано, направляется в Адвокатскую палату на рассмотрение судей.
- Однако, если адвокат оперативно реагирует на данное сообщение и сразу исправляет свои ошибки, а также отправляет отчет о проделанной работе в специальный отдел по этике адвокатских образований в сети Интернет – в таком случае, после проверки и доказательств что адвокат действительно исправил все предъявленные ему замечания, данный протокол аннулируется, проверка закачивается, не доходя до Адвокатской палаты.
На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что в вопросе методов размещений информационного сообщения об адвокатском образовании есть одно ограничение – инструмент не должен быть платным.
Бесплатных методов продвижения так же достаточно на рынке, однако не все могут подойти к адвокатским образованиям.
Возможные виды инструментов для продвижения адвокатских образований:
- Листовки, брошюры, буклеты;
- Баннер возле самой конторы;
- Сарафанное радио;
- Социальные сети (без использования таргета).
Конечно, для каждого инструмента существует свой алгоритм оценки эффективности данного действия. В нашем исследовании нами будет проведена оценка эффективности размещения информации об адвокатском образовании в социальных сетях, а именно в Instagram и Telegram.
Нами были выбраны данные две социальные сети по причине того, что:
- Instagram – самая быстрорастущая и популярная социальная сеть в мире, через которую максимально удобно продвигать любой род деятельности.
- Telegram – одна из самых популярных социальных сетей сегодня, использование которой не противоречит Кодексу Профессиональной Этики Адвоката.
Конечно, продвигать адвокатские образование крайне непросто из-за требований в законах «О рекламе», «Кодекс Профессиональной Этики Адвоката», «Об адвокатской деятельности», но все же существует достаточно интересных, эффективных и бесплатных инструментов SMM продвижения, например,
1. Работа через свой профиль в Instagram:
- Подключение бизнес – аккаунта в Instagram, что позволяет сделать профиль более солидным и вызвать большее доверие у аудитории: создать расширенное описание, указать кнопки связи (телефон, почта, схема проезда). Так же, после подключения к бизнесу - аккаунту, можно следить за статистикой (просмотры, сохранения, количество подписок и отписок за последние дни и т.п.);
- Подобрать запоминающееся название (логин) аккаунта и выбрать имя, которое будет отличаться от логина;
- Загрузить яркий, качественный и «говорящий» аватар;
- Проанализировав аудиторию, выставлять посты, обязательно проверив их на орфографию и другие нюансы;
- Добавлять хештеги под своими постами;
- Использование геотегов. Другими словами – отмечать разные места к публикации. Можно использовать как популярные места, так и точку именно конторы – это сделает локацию более популярной в округе;
- Создание масок. Один из самых популярных трендов 2020 – 2021 годов. Обязательный пункт здесь – нужно создавать уникальную маску, которой захочется пользоваться;
- Привлекать свою аудиторию с других площадок;
- Создать лид-магнит. Лид-магнит – это когда вы даете пользователю свой уникальный и ценный продукт в обмен на какое-либо действие с его стороны (подписка, лайки, репосты и т.д.). Это могут быть чек листы, видео-туториалы и прочее;
- Создавать коллаборации с блогерами или устраивать взаимопиар в сторис;
- Проведение совместных прямых эфиров. Это позволит вам сблизиться с аудиторией и завоевать большее доверие и ее стороны;
- Устраивать интерактивы (игры, опросы, голосования и тому подобное);
- Комментировать посты в популярных аккаунтах. В этом пункте хорошо сыграет уже упомянуты пункт про аватар. Это объясняется тем, что пользователи вероятнее всего перейдут в профиль того, чья аватарка их заинтересует. Здесь важно – не пиарить свой аккаунт через комментирование других пользователей, а просто давать реакцию на их посты.
2. Создание профиля на местных интернет-ресурсах.
У каждого города есть свои местные платформы, где жители ищут для себя ценную информацию о товарах, месторасположении, читают отзывы и прочее.
3. Создание своего сайта:
Наличие сайта конторы так же важно, как и наличие Instagram аккаунта. Сегодня не обязательно создавать «навороченный» сайт. Он может выглядеть даже как некая визитка. На сайте необходимо прописать:
- О компании;
- Виды предоставляемых услуг;
- Контакты;
- Месторасположение;
- Фотографии;
- Прайс (если это необходимо).
4. Использование Taplink:
Taplink – это сервис для создания мультиссылки. С его помощью можно создавать мини-лендинг и разместить его, к примеру, в шапке профиля Instagram.
Достоинства данного инструмента:
- Объединяет несколько активных ссылок в одну;
- Избавляет от большого количества слов в описании профиля;
- Позволяет создать страницу – визитку.
5. Управление сообществом в В Контакте:
Данный инструмент так же эффективен, в том числе из-за того, что только на данном сервисе можно устроить рассылку всем подписчикам сообщества с необходимой информацией;
6. Организация конкурсов:
Конкурсы используются для привлечения внимания к товару или услуге. Важно, чтобы конкурс был просты и понятным, чтобы пользователю, для участия, необходимо было выполнить всего пару не сложных заданий. Конечно, награда за победу должен быть действительно интересен целевой аудитории. В направлении адвокатских услуг, призом может быть бесплатная консультация или приятная скидка на нее.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что использование SMM инструментов для продвижения адвокатской деятельности, не нарушив при этом законы «О рекламе», «Об адвокатской деятельности», а также Кодекс Профессиональной Этики Адвоката, возможно. При этом данные возможности не менее эффективны, чем иные существующие методы продвижения товаров или услуг.
Таким образом, актуальность и проблематика данного вопроса насущна, так как существует высокая сложность продвижения адвокатских услуг в сети Интернет. В ходе исследования была изучена история продвижения услуг адвокатов, а также правила и способы этического поведения адвоката в социальных сетях.