Главная
АИ #24 (51)
Статьи журнала АИ #24 (51)
Бюджетирование как эффективный способ обеспечения экономической безопасности орг...

Бюджетирование как эффективный способ обеспечения экономической безопасности организации

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

бюджетирование
экономическая безопасность организации
платежный календарь
финансовые показатели

Аннотация статьи

В статье рассмотрена методика бюджетирования как один из рекомендуемых способов обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Дано определение бюджетированию, рассмотрен порядок действий при его организации, основные преимущества с точки зрения обеспечения экономической безопасности организации.

Текст статьи

Экономическая безопасность организации – это обеспечение неприкосновенности ресурсов и интересов предприятия от внешних и внутренних угроз, создаваемая руководителями и специалистами организации посредством реализации мероприятий экономического, инженерно-технического, правового, организационного, и социально-психологического направлений.

Одним из инструментов обеспечения надежной системы экономической безопасности предприятия является внедрение в практику управления хозяйствующим субъектом методики бюджетирования.

Бюджетирование можно рассматривать как систему, используемую в управлении, позволяющую осуществлять мониторинг достижения целей. Базируется на планировании ключевых показателей деятельности предприятия, начиная от затрат и ресурсов, до составления балансового отчета о финансовых результатах, а также на проведении планового анализа возникающих отклонений в использовании ресурсов организации, доходов и расходов, которые получают от ведения хозяйственной деятельности на любом управленческом уровне в течение отчетного периода и по его итогам. Процесс бюджетирования носит непрерывный характер.

Организация бюджетирования начинается с постановки плана, в рамках которого определяются наиболее важные стратегические задачи в соответствии с целью фирмы.

После завершения этого этапа переходят к программированию. Оно состоит из выбора программ и расчета приблизительного объема ресурсов, выделяемых на реализацию каждой программы. Программы - это основные направления деятельности, которые организация определила для себя, как необходимые для выполнения своей стратегии.

Следующим этапом является подготовка краткосрочных бюджетов. Как и подготовка программы, составление бюджета является процессом планирования. Основная разница между ними - это период, на который составляется бюджет и программа. Программа, как правило, составляется на несколько лет вперед, а бюджеты рассчитываются на предстоящий отчетный период. Согласно управленческой структуре предприятия, когда руководством выделяются центры ответственности, каждая программа закрепляется за конкретным специалистом.

Опыт показывает, что при определении эффективности развития организации, а также при планировании ее деятельности в будущем, важно правильно выбрать ключевые показатели, исходя из тенденций развития современного общества, отрасли, конкретных условиях существования предприятия [3, с. 82].

При использовании метода бюджетирования ведется текущий учет информации о движении ресурсов организации в процессе исполнения бюджетов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Основной задачей специалистов любого уровня является поддержание запланированного режима работы. Однако хозяйственная деятельность подчинена воздействию разнообразных рисков, поэтому необходима корректировка бюджетов.

В течение отчетного периода деятельности производится учет фактически потребляемых ресурсов и фактически получаемых доходов. Учет может производиться в разрезе программ и центров ответственности. В первом случае эти данные используются в качестве основы для последующего программирования функционирования организации, а во втором - как основа для расчета показателей эффективности деятельности специалистов соответствующих центров ответственности [1, с.32].

Управленческая информационная система должна обеспечивать информационный обмен между специалистами всех уровней, используя бухгалтерские и другие данные, накопленные внутри компании. Эти данные, которые позволяют координировать работу отдельных центров ответственности, оформляются и представляются в виде отчетов.

В целях управленческого контроля отчет, который содержит информацию о фактических показателях, считается бесполезным. Он становится полезным тогда, когда ведется в разрезе с показателями, заложенными в соответствующем бюджете [4, с. 62].

Эффективность бюджетного метода руководства существенно повышается за счет наличия обратной связи в виде анализа. Основываясь на формальных контрольных отчетах, личных наблюдениях и неформальной информации, менеджеры производят оценку характера действий, которые должны быть предприняты, исходя из фактического развития ситуации. При выявлении отклонений от заданного режима функционирования возможны четыре типа ответных действий:

  1. Можно отрегулировать текущие операции с целью обеспечения выполнения плановых заданий.
  2. Возможна необходимость пересмотра оперативных бюджетов.
  3. Ситуация может потребовать пересмотра или даже полного отказа от осуществления определенной программы.
  4. Динамика изменений стратегических целей организации в соответствии с развитием текущей ситуации.

По методам разработки различают гибкий бюджет и статический. Статический бюджет не изменяется в течение всего периода планирования, а гибкий бюджет предусматривает возможность изменения отдельных позиций в зависимости от сложившихся условий.

Особым видом бюджета является платежный календарь, который является планом движения денежных средств в разрезе всех видов такого движения (налоговые платежи, расчеты с поставщиками, обслуживание долга и т.д.). Платежный календарь является очень подробным планом: он составляется на предстоящий месяц с разбивкой по декадам, неделям и даже дням, и включает график расходования и график поступления денежных средств [2, с.39].

Точная обработка целевых ориентиров деятельности с помощью бюджетов и знание сотрудников о неизбежности контроля и оценки их действий при применении бюджетного метода руководства способствует реализации превентивного подхода к обеспечению экономической безопасности, а контроль целевого режима функционирования обеспечивает своевременное выявление возникающих угроз, создавая тем самым основу для реагирования и внесения корректив, направленных на устранение угроз или минимизацию их последствий.

Таким образом, методику бюджетирования можно рассматривать как эффективную систему обеспечения и укрепления экономической безопасности организации.

Список литературы

  1. Загарских В.В. Система бюджетирования как основа сметного планирования // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 44. С. 30-40.
  2. Шумилина В. Е., Раецкий А. А. Методы управления предпринимательскими рисками // Экономическая безопасность, учет и право в Российской Федерации: реалии и перспективы. Том 3. Aus publishers. 2019. С. 36-40.
  3. Шумилина В. Е., Грушина В. А., Головко Е. А. Экономическая безопасность в системе устойчивого функционирования предприятия // Экономическая безопасность, учет и право в Российской Федерации: реалии и перспективы. Том I. Aus Publishers. 2019. С. 81-85.
  4. Шумилина В. Е., Абдуллаева К. Н., Сушкова Т. В. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия для обеспечения экономической безопасности // Современные проблемы экономической безопасности, учета и права в Российской Федерации. Том Aus publishers. 2019. С. 55-64.

Поделиться

2384

Васильева А. О., Васильев А. И. Бюджетирование как эффективный способ обеспечения экономической безопасности организации // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/2613-byudzhetirovanie-kak-effektivnij-sposob-obesp

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа