Правовое регулирование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей
научный журнал «Актуальные исследования» #24 (51), июнь '21

Правовое регулирование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей

Данная статья освящает проблемы правового регулирования патентной системы налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации, их достоинства и недостатки. Стоит отметить, что структура малого бизнеса состоит из малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Аннотация статьи
малые предприятия
субъекты малого предпринимательства
упрощенная система налогообложения
патентная система налогообложения
развитие малого предпринимательства
индивидуальные предприниматели
Ключевые слова

Данная тема является актуальной по причине того, что развитие малого предпринимательства благоприятно сказывается на всем производстве в Российской Федерации. Развитие и поддержка малого предпринимательства остается актуальным направлением политики государства на протяжении 20 лет, с момента появления малого предпринимательства [1].

Это влечет необходимость в разработке упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, применительно к субъектам малого предпринимательства.

Стоит отметить, что малый бизнес включает в себя направления: развитие малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели – это такие субъекты хозяйственной деятельности, которые занимаются производством продукции, оказанием услуг, отвечают всем своим имуществом, несут все риски в своей предпринимательской деятельности.

В 2013 году был разработан проект по снижению налоговых рисков для предпринимателей – патентная система налогообложения. Данные законоположения были введены в главу 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Практическая деятельность данного проекта заключалась в том, что предпринимателям предложили вносить платежи в бюджет в виде патента по определенным родам деятельности. При этом данная система была установлена не для всех предпринимателей, а только для тех, количество наемных работников было менее 15 человек [2].

Основные признаки данной системы следующие:

  • не требуется уплачивать НДС;
  • не требуется заполнять налоговую отчетность;
  • сумма взноса является определенной, вне зависимости от доходов и расходов.

Следствием введения данной патентной системы налогообложения стало расширение полномочий органов субъектов федерации, а именно полномочия по определению дохода. Это обуславливается тем, что созданная патентная система налогообложения является не универсальной на всей территории Российской Федерации, а зависит от субъекта, в каждом из которых устанавливаются собственные критерии.

Срок действия патента и налоговый период варьируются от 1 месяца до 1 года.

Как ранее было упомянуто, патентная система налогообложения, распространяется только на определенные виды деятельности, перечисленные в статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации в 80 пунктах [2]. Стоит заметить, что перечень видов деятельности установлен Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ.

Количество патентов в Российской Федерации ежегодно увеличивается [3]. В 2017 году было выдано 383256 патентов, в 2018 году – 439088, в 2019 – 465484 патента по всем видам экономической деятельности. Как наглядно видно из показателей, сформировалась тенденция роста количества патентов за трехлетний период.

Роспатент обуславливает рост числа патентов сокращением сроков на проведение экспертиз по всем объектам промышленной собственности, а также увеличенным количеством экспертиз, и как следствие – значительно большим числом выданных патентов и свидетельств [4].

Наиболее популярными стали патенты и свидетельства по регистрации товарных знаков и по правовой охране интеллектуальной собственности.

Однако в 2020 году было опубликовано всего 56,8 тыс. патентов. Это связано с пандемией и прекращением деятельности большинства организаций.

В научной литературе отмечается, что созданная патентная система не пользуется популярностью, в первую очередь, по причине высокого налогового обложения на все виды деятельности.

С целью распространения данной системы среди предпринимателей, в 2020 году были внесены поправки в российское законодательство. Органам субъектов федерации были расширены полномочия по установлению ограничению по применению данной налоговой системы, а также контроль за размером дохода. Тем самым, регионы обязуются учитывать особенности деятельности индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации и введение ограничений, наиболее приемлемыми для мелких предприятий.

Запрет на применение данной системы устанавливается в отношении предпринимателей, занимающихся реализацией товаров, подлежащей маркировке, таким предпринимателям необходимо использовать иные альтернативные режимы налогообложения. С 1 января 2020 года введены изменения о сроке выдачи патента и допустимо выдавать патент на срок от одного дня, а расчет, предложенный в законодательстве, позволяет приобретать патент на любое количество дней в году.

Также в целях привлечения большего количества предпринимателей на данную систему установлено оформление единого патента на несколько видов деятельности, принимая во внимание однородность сферы деятельности (например: промышленность, бытовые услуги).

Там образов, исходя из выше рассмотренных положений можно свидетельствовать, что внесенные изменения в законодательство направлены на увеличение интереса предпринимателей к данной налоговой системе, распространяющейся на мелких предпринимателей.

Текст статьи
  1. Казакова Ю.В. Правовое регулирование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства // Научное сообщество студентов 21 столетия. Общественные науки. Новосибирск, 2020. С. 114-123.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. (действующая редакция). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/601ccc77a2e1a946466f51ac661e28726728f0e7/ (дата обращения: 17.06.2021).
  3. Осадчук Л.М., Баяндурян Г.Л. Анализ тенденций развития малого бизнеса: региональный аспект//Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10 -3 (75). – С. 207-210.
  4. Россияне стали больше изобретать и активнее регистрировать товарные знаки – предварительные итоги 2018 года. URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/14-01-2019-rossiyane-stali-bolshe-izobretat-i-aktivnee-registrirovat-tovarnye-znaki-predvaritelnye-itogi-2018-goda (дата обращения: 17.06.2021).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа