Данная тема является востребованной по причине того, что развитие малого предпринимательства благоприятно отражается на развитии всего производства в стране. Кроме того, успешное развитие малого предпринимательства влечет рост качества провизии и различных товаров и услуг, а также ведет к созданию конкуренции, то есть ситуации, когда производители предлагают на выбор несколько видов однородной продукции.
В связи с этим, эффективное правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства благоприятно сказывается на жизни самих предпринимателей, а также играет большую роль в жизни общества и всего государства.
Малое предпринимательство представляет собой одно из звеньев рыночной экономики, наряду с крупными корпорациями и компаниями [4, с. 111]. Предпринимательская деятельность такого вида в Российской Федерации зародилась относительно недавно, фактические с появлением рыночной экономики в стране.
Стремление к большим масштабам, то есть выполнение государственных заказов в советское время на протяжении нескольких десятилетий являлись препятствием к развитию малого предпринимательства. Качественное и успешное развитие малого предпринимательства является регулятором экономического воздействия, и в целом определяет динамику и структуру всего производства, задает производству необходимый темп.
Анализ системы налогообложения является очень актуальным и перспективным научным исследованием, учитывая реформирования налогового законодательства 2018 года. Серьезным препятствием к успешному развитию экономики представляет уклонение от уплаты налогов, а также уход в теневые структуры экономики. Все это требует реформации системы налогообложения малого предпринимательства [2, с. 75].
В настоящее время в Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства закреплено две шкалы налогообложения: прямое и косвенное налогообложение. Прямое налогообложение предусматривает прогрессивную шкалу подоходного налога с физических лиц, также включает в себя налоги на прибыль, на имущество и включает в себя платежи за использование ресурсов.
Система косвенного налогообложения представлена в виде налогов на товары и услуги, и устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу. Система косвенного налогообложения представляется акцизами, налогом на добавленную стоимость (НДС). Данные виды косвенного налогообложения формируют значительную часть бюджетных рентных доходов, а в частности на товары особого государственного значения, таких как нефть и газ.
В рыночных условиях, в частности в периоды кризисов, субъекты малого предпринимательства испытывают затруднения в связи с тем, что:
- происходит снижение спроса на товары и услуги в различных отраслях;
- давление оказывает крупный бизнес;
- устанавливаются различные административные барьеры – это такие правила поведения, которые складываются в определенной сфере деятельности на рынке. Соблюдение данных барьеров – ограничений является императивным условием к ведению определенной деятельности, при несоблюдении которых предусматриваются санкции – платежи за прохождение бюрократических процедур, которые не пополняют государственный бюджет.
Вышеперечисленные «барьеры» к ведению беспрепятственной деятельности субъектов малого предпринимательства нуждаются в государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.
Проблемы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации осуществляются на протяжении более двадцати лет, несмотря на это уровень поддержки до настоящего времени не является ненадлежащим [3, c. 208].
Наличие малого бизнеса гарантирует стабильность всей экономической системы в стране, а также ведет основе всего государства – формирует «средний класс».
Самая действенная мера регулирования малого предпринимательства – это эффективная система налогообложения. На протяжении всего времени существования малого бизнеса в Российской Федерации предпринимались различные меры к созданию эффективной данного пласта в экономике: вводились льготы, вводились особые налоговые режимы. Несмотря на это, уровень развития малого бизнеса в Российской Федерации остается ниже уровня развитых стран.
Также одной из центральных проблем в сфере правового регулирования субъектов малого предпринимательства остается система налогообложения с применением налога на добавленную стоимость – Общая система налогообложения (ОСНО). Данная система является единственной с применением такого налога.
Такой режим налогообложения допускается совмещать с ЕНВД. При использовании ОСНО субъектом малого предпринимательства уплачивается весь спектр налогов и сборов, закрепленных в Налоговом кодексе [5].
Применение данного режима оправданно не всегда, а только в определенных случаях:
- При импорте товара на территорию Российской Федерации, когда налогоплательщик будет признан находящимся на территории Российской Федерации.
- Эффективность данного режима наблюдается также в том случае, когда значительное число субъектов малого предпринимательства платит налог на добавленную стоимость.
Центральным минусом применения Общей системы налогообложения признается высокая налоговая нагрузка на субъект малого предпринимательства.
Целью введения специальных налоговых режимов на субъекты малого предпринимательства было заявлено снижение налогового бремени. Специальные налоговые режимы отличаются от иных режимов своими достоинствами: они являются более экономичными, так как субъекты освобождаются от крупных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество); в отношении них предусмотрен диспозитивность перехода на данный режим, и также отказ от данного режима.
Несмотря на достоинства специальный налоговый режим имеет и негативные стороны, среди которых выделяют запрет на открытие филиалов и представительств, запрет к занятию отдельными видами деятельности (страховой, банковской), обязанность уплаты минимального фиксированного налога при любых обстоятельствах, даже в случае получения убытков (расходы выше доходов).
Таким образом, можно заключить, в отношении субъектов малого предпринимательства была разработана своя система налогообложения - Общая система налогообложения (ОСНО), которая имеет свои достоинства и недостатки. Цель разработанной системы налогообложения – ОСНО, концентрация на определенном виде деятельности, которая была заявлена при создании субъекта малого предпринимательства.
Это ведет к ограничению развития компании, не позволяет создавать обособленные структурные подразделения – филиалы и представительства, а основная задача субъекта малого предпринимательства – концентрация на конкретной деятельность.