Народный праздник – это объединение традиций, обычаев и обрядов; эстетические и культурные ценности, накопленные веками, определяющие лицо нации, её самобытность, уникальность, её социальную и духовную особенность.
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников как результата трудовой деятельности. В стремлении и уверенности человека, что после труда обязательно будет отдых заключается стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему, необходимую сегодня в системе воспитания и образования.
В данной статье мы предполагаем рассмотреть возможности народного праздника в системе воспитания и образования обучающихся, разобрать понятия «воспитание» и «образование», каким образом эти два понятия могут сосуществовать и проявляться в народном празднике.
В педагогическом сообществе существуют две трактовки понятия «воспитание».
Воспитание в узком смысле – это специальная деятельность взрослого по включению ребёнка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития и осуществления самовоспитания. В этом значении воспитание – это педагогическое управленческое воздействие на процессы развития личности, которое тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки к самостоятельной деятельности и выступает одним из базовых педагогических процессов.
В широком смысле слова – это процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания – передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры, создание условий для появления и выработки внутренней мотивации поступков в конкретных жизненных обстоятельствах.
Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.
Образование – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания и самовоспитания, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объём знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Процесс образование распределяется по всей системе человеческой деятельности, но особое значение он имеет при подготовке подрастающего поколения.
Именно образование даёт России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала нашей страны.
На новые потребности старая система образования не может ответить, её структура, содержание и методы требуют обновления. Обновление образования необходимо вести в трёх относительно самостоятельных направлениях:
Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ.
Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.
Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. Если раньше всё было ясно – кого учить, как и для чего, то сегодня эти вопросы не всегда имеют точный ответ. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.
В отличие от образования, главная задача которого состоит в том, чтобы дать обучающимся определённый объём знаний, вооружить их соответствующими умениями и навыками, необходимыми для жизни и труда, воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, моральных норм.
Если образование определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание – деятельность», то воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение – поведение». Отсюда следует, что воспитание имеет отличные от образования логику и методы воздействия на детей.
Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет, чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться, и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа марксистско-ленинской или буржуазной. Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т. п. Ориентация не на «коммунистическую» и «буржуазную», а на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. Это справедливо не только для образования вообще, но и для воспитания как его неотъемлемой части. Ещё Л.С. Выготский говорил о «творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке», о «творчестве социальных отношений» [1, с. 100].
И помочь этому, на наш взгляд, может народный праздник. Многообразные воспитательные функции которого обуславливают целесообразность широкого использования этой формы социального, эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания и образования в первую очередь подрастающего поколения. Современная система массовых народных праздников – это своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности.
Народные праздники в определённые исторические этапы развития общества превращались в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Праздник всегда сопровождал жизненно важные события общества. На протяжении всей истории он был эффективным орудием воздействия на огромные массы населения. Вспомним праздники Древней Греции, Великой французской революции и праздники Октября в России. Они существовали как целенаправленная программа, служащая формированию того восприятия окружающей действительности, «которое было нужно». Правильными были эти праздники или нет? Однозначно ответить невозможно. Главное, что они были эффективным оружием в руках любой власти, церковной или государственной, эффективным порождением времени и отвечали тем требованиям, которые выдвигали «власть имущие». Бесспорно, лишь то, что праздник обязан выполнять педагогическую функцию, ибо она определяет его место в современной системе воспитательно-образовательной работы.
В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании и образовании подрастающего поколения посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического воздействия и творчества.
Праздник как педагогическая система одновременно обращён и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности. Как итог общественно-созидательного труда и формы организации познавательного процесса обучающихся, ставящий личность в условия активной духовной деятельности, праздник создаёт объективные предпосылки коллективной познавательно-праздничной и коммуникативной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Праздник выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передаётся индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме» в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он, посредством подражания и заимствования, сопереживания, усваивает человеческие эмоции и формы поведения и общения в обществе.
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. Родовая община поручала старшим, умудрённым опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями, с историей рода, религиозными верованиями, воспитывала у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни, былины, которые используются и в народном празднике.
Общепризнано, что воспитание и образование являются конкретно историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учёт требований общества к молодому поколению. Отсюда возникает потребность или социальный заказ общества на подготовку будущих полноправных членов общества по определённым системам. Социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций формирует идеальный тип личности, обусловливает соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию воспитания. Цель воспитания, заданная извне, за пределами собственно воспитательного процесса (воспитательной работы), реализует стратегическую функцию воспитания. В своей совокупности, последовательности и единстве субъекты воспитания реализуют функцию активации воспитания.
Социальный заказ государства и общества на идеальный тип личности представляет собой своего рода декларацию, перечисление, обоснование приоритетных ценностей, которые в идеале должны превратиться в ценностные ориентации личности. Цель воспитания, заданная извне, сформулированная в программных документах государства (законе, доктрине, национальной программе и т. п.), определяет воспитательные стратегии, а цель воспитания, заданная внутри воспитательной системы как цель практической деятельности в значительной мере, предвосхищает её результат, т. е. реализует целеполагающую функцию.
Каждое время выдвигает свои требования и задачи к воспитанию, отсюда возникает и реализуется функция конкретизации воспитания. Именно принципы являются краеугольным камнем любой теории воспитания. Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания. В реально функционирующих воспитательных системах принципы выполняют педагогически нормирующую роль, что позволяет определить их вторую функцию в системе воспитания как нормативную. В воспитании человека важно не противопоставлять одну форму другой, не отрицать их возможности, а в максимальной степени реализовать условия эффективности, действия требований принципов воспитания, обеспечивать комплексность функции форм воспитания, которая может быть определена как функция организации, т. е. организационная функция воспитания [2, с. 4-15].
Среди функций образования наиболее существенной является трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством праздника происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова: научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков, присущих различным профессиям. Важной функцией образования является и формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Социальная селекция – одна из важнейших функций образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она даёт возможность уже на самых начальных этапах осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Социальные и культурные изменения ведут к стандартизации учебного процесса. Что касается народного праздника, то наиболее полно его развивающее, обучающее и образовательное начало воплощено в информационно-познавательной и коммуникативной функциях.
Таким образом, исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:
Воспитание и образование – две социальные самостоятельные системы, выполняющие заказ общества или государства на формирование подрастающего поколения, существующие и дополняющие друг друга в тесной взаимосвязи.
Воспитание имеет отличные от образования логику и методы воздействия на детей, но воспитание не может существовать в отрыве от образования.
Народный праздник является формой объединения и воспитания, и образования.
Функции воспитания и образования перекликаются с функциями массового праздника, которые «украшают» их и, придавая им яркую образную форму, более эффективно воздействуют на обучающихся.