Главная
АИ #25 (52)
Статьи журнала АИ #25 (52)
Гендерные аспекты социальных стереотипов о различных профессиях

Гендерные аспекты социальных стереотипов о различных профессиях

Авторы:

Барыбина Анастасия Максимовна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

образование
стереотип
гендер
социальный пол
профессия
влияние
гендерный аспект

Аннотация статьи

Взгляды какой-либо группы лиц являются обобщенными и в психологии рассматриваются в качестве компонентов системы знаний, умений и норм поведения, которые сложились в социальном опыте. Поэтому для нас важно выяснить, как влияют гендерные стереотипы на выбор будущей профессии.

Текст статьи

Гендер – это социальный пол, который определяется способами и образцами поведения и другими характеристиками человека, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. В психологии и сексологии понятие «гендер» используется в более широком смысле, включая первичные – все психические или поведенческие свойства (черты характера, модели поведения, профессии и т. д.), связанные с ними «мужским/маскулинным» и «женским /феминными». А чтобы выяснить, что представляет из себя понятие гендера, мы обратимся к разным авторам и с помощью сравнительного анализа попытаемся найти истину.

Ссылаясь на Т. Бендас, отметим, что определение термина «гендер» в социологии как социальный пол (пол, как продукт культуры) появилось сравнительно недавно (в 1975 году). Гендер в психологии – это социально-биологическая особенность, с помощью которой люди определяют понятия «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто называют эти биологически обоснованные гендерные различия «полом». Таким образом, из приведенных выше определений мы видим, что понятие «гендер» связано с полом индивида и социокультурными нормами общества [1].

Современная социальная наука проводит различие между концепциями полигендеров. Разграничение понятий пола и гендера в науке означало выход на новый теоретический уровень понимания социальных процессов. Как отмечалось ранее, в конце 1980-х годов исследования женщин постепенно перерастают в гендерные исследования, в которых подчеркивается, что все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений носят гендерный характер [3].

В современной науке очень широко используется гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений. Гендерные исследования рассматривают роли, нормы, ценности и черты характера, которые общество наделяет женщинами и мужчинами через системы социализации, разделение труда, культурные ценности и символы, чтобы построить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти. Первые традиционно использовались для обозначения тех анатомических и физиологических особенностей человека, по которым люди определяются как мужчины или женщины [5].

Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий [2].

Помимо биологических различий между людьми, существует разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Социальная роль – это набор действий, которые должен выполнять человек с определенным статусом. Человек должен выполнять определенные материальные ценности в социальной системе. Это модель поведения человека, объективно определяемая социальным положением личности в системе социальных и личных отношений. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность взглядов на «типично мужское» или «типично женское»: то, что считается мужским занятием (поведение, черта характера) в другом обществе, можно определить как женское. Разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин, наблюдаемое во всем мире, и фундаментальная идентичность биологических характеристик человека позволяют нам сделать вывод, что биологический пол не может объяснить различия в их социальных ролях, происходящие в разных обществах.

Гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Несмотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире [4].

Гендерные стереотип представляет собой упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера у мужчин и женщин. Все эти стереотипы проявляются в самосознании и в межгрупповом взаимодействии. Гендерные стереотипы можно назвать социальными нормами, потому что мы все представляем как себя должны вести в определенных ситуация люди обоих полов и сами следуем этим «негласным» правилам, потому что такое поведение считается нормой в обществе. Все гендерные стереотипы можно разделить на 3 группы.

Первая группа представляет собой стереотипы маскулинности-феминности, то есть нормативные представления о соматический, психологический и поведенческих свойствах, которые характерны для людей обоих полов. Так, считается, что мужчина по своей природе склонны к доминированию, самоуверенны, руководствуются логикой. Женщины, напротив, пассивны, эмоциональны, зависимы.

Вторая группа стереотипов основана на содержании труда женщин мужчин. Например, для мужчин доминирующей деятельностью принято считать управление, руководство, организацию, а для женщин – исполнительская и обслуживающая.

Третья группа стереотипов неразрывно связана с семейными и профессиональными ролями. Принято считать, что для женщины главное – семья, а для мужчины – карьера [6].

Гендерные отношения можно представить как взаимосвязь между людьми, которая возникает при совместной деятельности, является главным элементом социального контекста и свидетельствует о наличии многоуровневых отношениях. Такими можно назвать отношения: отношения между различными гендерными группами, с социальной точки зрения организованные отношения, отношения к себе как к личности и носителю определенного гендера. С понятием гендерных отношений так же связано определение прав и обязанностей людей обоих полов.

Только в начале 20 века были проведены рад исследований, которые в конечном итоге пытались найти метод воздействия на волю человека в связи с формированием у него потребности в рекламируемом товаре и метод в итоге был найден – можно воздействовать на людей посредством внедрения стереотипов в сознание.

Список литературы

  1. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ. 1998. - №1. - С.255-261.
  2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. Психол. 2000. №1. С. 87-95.
  3. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры – Воронеж, 2010. – 321 с.
  4. Юркова Е.В., Клецина И.С. Социально-психологический анализ гендерных ролей". - Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - СПб.: Питер 2003. - С. 207-228.
  5. Иванова Е. Введение в Гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 336 с.
  6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск: Хервест, 1998. - С. 430.

Поделиться

1516

Барыбина А. М. Гендерные аспекты социальных стереотипов о различных профессиях // Актуальные исследования. 2021. №25 (52). С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/2622-gendernie-aspekti-sotsialnikh-stereotipov

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая