Главная
АИ #25 (52)
Статьи журнала АИ #25 (52)
Стратегическое планирование как фактор устойчивого развития предприятия

Стратегическое планирование как фактор устойчивого развития предприятия

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

планирование
стратегическое планирование
устойчивое развитие
предприятие

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению стратегического планирования как важного фактора устойчивого развития организации.

Текст статьи

Стратегическое планирование – это функция управления, которая представляет собой процесс постановки целей организации и определение способов их достижения. Стратегическое планирование, является основой для дальнейших управленческих решений. Функции организации, такие как мотивация и контроль, направлены на разработку стратегических планов. Таким образом, можно прийти к выводу, что стратегическое планирование положительно влияет на развитие организации.

Стратегическое планирование обладает сильными сторонами. При таком планировании разработка стратегии производится руководством компании, стратегический план должен подкрепляться исследованиями и доказательствами, стратегические планы должны быть гибкими, чтобы изменить их, планирование должно приносить прибыль и способствовать достижению успеха компанией. Расходы на осуществление мер должны быть меньше суммы выгод, полученных от их осуществления.

Стратегическое планирование компании строится на следующих этапах:

1.      Формирование миссии и выявление целей организации.

2.      Анализ среды, включая сбор информации, анализ сильных и слабых сторон компании, а также ее потенциальных возможностей на основе информации, внешней и внутренней доступно.

3.      Выбор стратегии.

4.      Реализация стратегии.

5.      Оценка и контроль выполнения [2].

Стратегическое планирование, проводимое своевременно и правильно, это основа для качественного и долгосрочного функционирования компании.

Функция цели начинается с создания корпоративной миссии, которая в свою очередь выражает философию и смысл существования организации в целом.

Миссия является основной целью организации. Как правило в определении миссии, указывается текущее состояние организации, описываются основные принципы его работы, реальные намерения управления, а также определяются основные экономические характеристики компании. Миссия выражает стремление к будущему, показывает, на что направлены усилия организации, какие ценности будут приоритетными. В связи с этим, миссия не должна зависеть от текущего состояния компании, финансовые проблемы не должны отражаться на ней и т.д. Миссия не должна рассматриваться как основная цель создания компании, хотя прибыль и является определяющим фактором в работе компании.

Цель состоит в том, чтобы выполнить миссию в организации в доступной форме для управления процессом ее выполнения.

Главными характеристиками целей стратегического планирования выступают следующие пункты:

  • четкие временные рамки;
  • конкретность и измеримость;
  • отсутствие противоречий с другими миссиями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Исходя из определения миссии и целей поставленных организацией, разрабатывается стратегия развития и определяется политика организации.

Для проведения полного и корректного стратегического анализа, необходимо также анализировать окружающую среду, в которой функционирует организация. В результате анализа окружающей среды руководство получает информацию, на основании которой даются оценки относительно положения организации на рынке на текущий момент [5].

Стратегический анализ окружающей среды предусматривает изучение трех основных элементов:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Анализируя внешнюю среду, необходимо изучить такие факторы как, социальные и культурные компоненты общества, экономические факторы, юридические, политические процессы, также научно-технический прогресс и т. д.

Непосредственная среда анализируется в соответствии со следующими основными составляющими: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок труда. Анализ внутренней среды показывает возможности и потенциал, на которые компания может рассчитывать в конкуренции для достижения своих целей.

Анализируя внутреннюю среду предприятия следует рассматривать такие её компоненты как, организационная структура, квалификация работников, корпоративная культура, финансирование организации.

Выбор стратегии предусматривает разработку альтернативных сценариев развития компании, ее оценку и выбор наилучшей альтернативы для реализации. Используется специальный инструментарий, включающий методы количественного прогнозирования, разработку будущих вариантов развития, анализ портфеля [4].

Стратегия – это направление развития компании, которое имеет долгосрочную перспективу и определено качественно, которое касается объема, средств и формы ее деятельности, системы отношений внутри самой организации, а также положения организации в той среде, которая ведет ее к ее целям.

Основные компоненты успешной реализации стратегии:

  • требуется ставить в известность сотрудников о целях, стратегии и планах, чтобы получить от них представление о том, что организация стремится сделать, тем самым привлечь их внимание к процессу реализации стратегии;
  • администрация обеспечивает своевременное получение всех ресурсов, необходимых для реализации стратегии, формирует план реализации стратегии в виде целевых параметров;
  • во время реализации стратегии каждый уровень управления активирует свои задачи и выполняет возложенные на него функции.

Чтобы оценить, выбранную стратегию, необходимо ответить на следующий вопрос: достигнет ли компания поставленных целей, посредством данной стратегии? В случае, когда стратегия соответствует целям организации, ее последующая оценка будет осуществляться в таких областях как:

  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям компании;
  • соответствие выбранной стратегии состоянию и экологическим требованиям;
  • принятие риска, содержащегося в стратегии.

Оценка конечных итогов реализации стратегии происходит посредством системы обратной связи, контроль деятельности организации, позволяет скорректировать результаты предыдущих этапов.

Выбрав стратегию, для планирования дальнейших действий, руководящему составу, необходимо обязательно рассмотреть структуру компании, чтобы выявить, способствует ли она достижению целей компании [1].

Стратегическое планирование – это процесс, который в условиях неустойчивой окружающей среды, требует постоянного и своевременного контроля ситуации и определение следующего пункта плана действий. Для этого требуется абсолютное понимание организации и среды, в которой она работает. Его цель – изучить возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации, проблемы, которые могут возникнуть в предстоящий период, и, исходя из этого, эволюцию промежуточных результатов организации за плановый период.

Посредством стратегического планирования, руководство способно понять текущее положение дел, и с помощью этой информации планировать будущее. В динамично изменяющейся среде, стратегическое мышление является основой успеха. Таким образом, стратегическое планирование является одним из ключевых факторов устойчивого развития организации.

Рецензент – Еременко В. В.

Список литературы

  1. Ажаханова, Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2018. - № 19. - С. 14-15.
  2. Капитонов, С.В. Предпосылки возникновения стратегии управления организациями (предприятиями) // Основы экономики, управления и права. - 2017. - № 2. - С. 55-57.
  3. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями. - 2017. - № 1. - С. 124-127.
  4. Парахина, В.Н., Максименко, А.С. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, А.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: Кнорус, 2015. - 375 с.
  5. Савельева, Н.А. Стратегический менеджмент / Н.А. Савельева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 271 с.

Поделиться

2610

Васикова Е. В. Стратегическое планирование как фактор устойчивого развития предприятия // Актуальные исследования. 2021. №25 (52). С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/2626-strategicheskoe-planirovanie-kak-faktor-ust

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября