Школа играет очень важную роль в жизни человека. Это образовательная среда, в которой протекает процесс воспитания, социализации и развития личности ребенка.
Нами был проведен предпроектный анализ на территории школы №1 имени Гриши Акулова в мкр. Гундоровский города Донецка Ростовской области.
Климат в городе Донецке умеренно-континентальный. Минимальная температура воздуха в январе –25,7 0С. Максимальная температура воздуха в июле +39,1 0С. Среднегодовое количество осадков 473 мм. Самым влажный месяц июнь – 53 мм, самый сухой сентябрь – 27 мм.
Объект проектирования расположен в центре микрорайона. С северной и юго-восточной стороны территория граничит с малоэтажными жилыми застройками частного сектора, а с западной, восточной и южной сторон окружена проезжей частью (рис.1).
На территории школы располагаются 9 капитальных строений. Из них: одноэтажное учебное здание для младших классов, библиотека, столовая, двухэтажное учебное здание для старших классов, котельная, гараж, туалеты для младших и старших классов.
Рис. 1. Генеральный план
Инвентаризации зеленых насаждений на территории школы показала наличие 12 деревьев и 3 кустарников. Из них 3 растения требуют удаления, так как находятся в неудовлетворительном состоянии. Видовой состав насаждений представлен тополем пирамидальным (Populus pyramidalis), робинией лжеакацией (Robinia pseudoacacia) елью обыкновенной (Picea abies) и сиренью обыкновенной (Syringa vulgaris).
Анализ возрастной структуры насаждений показал, что преобладают деревья в возрасте от 40 до 50 лет.
Нами был проведен анализ инсоляционного режима территории объекта проектирования с целью выявления зон с избыточным по времени присутствием тени от различных сооружений, жилой застройки, который влияет на выбор ассортимента древесно-кустарниковой и травянистой растительности (рис.2).
Рис. 2. Анализ инсоляционного режима
Таблица
Площади теней на озеленяемой территории
Тип наложения теней |
Площадь, м2 |
Соотношение площадей, % |
---|---|---|
Одинарное наложение |
765 |
11,3 |
Двойное наложение |
82,5 |
1,2 |
Тройное наложение |
120 |
1,8 |
Территория без наложения |
5809,5 |
85,7 |
Территория общая |
6777 |
100 |
Данные таблицы говорят, что большую площадь объекта проектирования занимает территория без наложения 5809,5 м2 (85,7%) [2, c. 13]. Проведенный анализ позволил правильно подобрать ассортимент древесно-кустарниковых декоративных растений и разместить площадки различного целевого назначения.
На пришкольном участке имеются инженерных коммуникаций, такие как: водопровод, канализация, электрические и кабельные сетей. Нами были определены защитные зоны этих коммуникаций, что позволило нам запроектировать посадку зеленых насаждений в соответствии со строительными нормами и правилами (по СП 42.13330.2011) [2, c. 17].
Нами было проведено функциональное зонирование территории школы, на которой выделены следующие функциональные зоны: входная, учебно-познавательная, спортивная и хозяйственная (рис.3).
Рис. 3. Функциональное зонирование
Учебная зона представлена самим зданием школы и учебными площадками.
Спортивная зона занимает центральную часть территории и нуждается в реконструкции и обновлении инвентаря.
Хозяйственная зона располагается на объекте проектирования с северо-западной стороны (гараж, котельная, трансформаторная будка мусоросборники и туалет) и южной стороны (столовая). Въезд с пер. Технического обеспечивает доступ спец автотранспорта к школьным учебным и технологическим объектам [1, c. 1].
Благоустройство территории школы находится в неудовлетворительном состоянии.
Дорожно-тропиночная сеть представлена дорожками с асфальтовым покрытием протяженностью 93 м. Покрытие дорожек потрескалось и требует замены. По периметру здания школы имеется грунтовая дорога, которая так же нуждается в твердом покрытии.
Малые архитектурные формы как утилитарного, так и декоративного характера практически отсутствуют. Единственными малыми архитектурными формами являются спортивные конструкции: баскетбольное кольцо, турник, гимнастическая лестница – они морально и физически устарели и нуждаются в замене.
В результате предпроектного анализа пришкольной территории нами будут запроектированы следующие мероприятия: уборка усохших и заражённых вредителями и болезнями деревьев (2шт) и кустарников (1шт), формировочная обрезка крон, обрезка кустарников, посадка деревьев, реконструкция дорожно-тропиночной сети, устройство малых архитектурных форм и спортивного оборудования.