Влияние мировой военно-политической обстановки на военную безопасность Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #25 (52), июнь '21

Влияние мировой военно-политической обстановки на военную безопасность Российской Федерации

В статье исследуется влияние военно-политической обстановки на обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется такому фактору как рост военной угрозы вследствие глобализации. Рассматриваются внешние угрозы безопасности Российской Федерации, в числе которых, наличие крупных группировок войск у границ Российской Федерации, территориальные претензии, обострение межнациональных и межэтнических отношений, распространение оружия массового поражения. Формулируются предложения по снижению уровня данных угроз.

Аннотация статьи
угрозы национальной безопасности
геополитика
военная безопасность
военно-политическая обстановка
информационная политика
Ключевые слова

В настоящее время основные угрозы военной безопасности Российской Федерации находятся, преимущественно, во внешнеполитической сфере [1, c. 98]. О наличии угроз свидетельствуют действия политических оппонентов Российской Федерации, наращивание их наступательных потенциалов. При развитии ситуации по неблагоприятному сценарию угрозы могут быть реализованы посредством применения военного насилия.

Стабильность системы международных отношений базируется на равновесии межгосударственных отношений всех стран, в условиях уменьшения авторитета международных институтов, отвечающих за поддержание и укрепление мира. Нарушение этого баланса приводит к эскалации конфликтности в межгосударственных отношениях, поэтому исследование геополитических интересов и влияние геополитических факторов на обеспечение военной безопасности страны становится все более актуальной задачей.

Военный конфликт в Сирии, который начался как гражданская война, превратился в борьбу с участием десятков стран, влияющую не только на ситуацию в регионе, но и на мировую военно-политическую ситуацию.

Правительственные силы Сирийской Арабской Республики при поддержке Вооруженных Сил Российской Федерации борются с вооруженными оппозиционными группами террористической и экстремистской направленности. На севере страны вооруженные формирования Турции борются против курдов. Соединенные Штаты и их союзники выступают против Российской Федерации, Ирана и Сирии, поддерживают оппозицию, наносят ракетные удары по сирийским правительственным силам, обвиняя Дамаск в применении химического оружия. Израиль также наносит ракетные удары по объектам в Сирии с учетом своих национальных интересов. На текущий момент, Сирийское правительство с помощью российского Центра по примирению враждующих сторон добилось приостановки огня со многими вооруженными оппозиционными группами, активно обсуждаются вопросы сохранения перемирия, обмена пленными и контроля над текущей ситуацией.

С момента вывода советских войск из Афганистана угроза национальной безопасности с этого направления только усилилась. Несмотря на то, что у Российской Федерации нет прямых границ с этой страной, рост террористических и религиозно-экстремистских бандитских формирований на ее территории обязывает внимательно следить за ситуацией в регионе. Почти треть боевиков «Исламского движения» и «Союза исламского джихада» состоит из выходцев центральноазиатских республик, цель которых, создать исламское государство в республиках Центральной Азии. Внешние угрозы интересам Российской Федерации в этом регионе заключаются, прежде всего, в проведении извне антироссийских действий, как через приграничные государства, так и с использованием экстремистских сил в самой Российской Федерации.

Важным фактором, влияющим на развитие военно-политической ситуации в мире, является укрепление Китая как регионального и глобального игрока. Китайские частные военные структуры уже действуют на территории Центральноазиатского региона, якобы для защиты экономических интересов Китая, связанных с тенденцией отказа от ископаемого топлива [5, c. 184].

Соединенные Штаты Америки активно укрепляют военные связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Они выступают в качестве международного арбитра в решении спорных вопросов Китая с Вьетнамом и Филиппинами на островах в Южно-Китайском море; под предлогом защиты Северной Кореи создали на ее территории базу ракетной обороны. Соединенные Штаты Америки отстаивают и проводят в жизнь свои геополитические интересы агрессивной политикой глобализации. Эта политика включает целый комплекс насильственных, в том числе военных методов, а также самых разнообразных способов социокультурного, экономического и политического воздействия, целью которого является навязывание американского образа жизни и либеральных ценностей [2, c. 37]. В научном плане, активно развиваются нанотехнологии и евгеника. Обеспечение информационно-технического превосходства стало неотъемлемой частью боевых действий армии Соединенных Штатов Америки. Настораживающим обстоятельством для нашей страны является создание киберцентра НАТО в Эстонии.

Латинская Америка и Африка также вносят свой вклад в военно-политическую ситуацию в мире. Основные проблемы латиноамериканских стран во многом лежат в политико-экономическом плане: усиление конкуренции и борьбы за природные ресурсы, низкий контроль над некоторыми территориями [4, c. 52]. На политическую ситуацию в регионе оказывают влияние спорные территориальные вопросы.

В Африке основной угрозой стабильности военно-политической ситуации, по-прежнему остается Ливия, где продолжается вооруженный конфликт между сторонниками и противниками радикальной исламизации с участием местных племен. В Латинской Америке – экстремистские группировки, занимающиеся контрабандой наркотиков и оружия, незаконной миграцией.

Глобальное потепление, развитие новых технологий добычи природных ресурсов значительно повысили интерес к Арктике многих стран мира. Не только страны Арктического региона, но и Китай, Корея, Индия, Сингапур хотят освоить Северный морской путь и присоединиться к добыче углеводородов в северных широтах. Региональные игроки – Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Норвегия, Дания - наращивают военное присутствие в полярных регионах своих стран. Российская Федерация восстанавливает свои военные базы на архипелаге Новая Земля, проводит военные учения, воздушное патрулирование арктических регионов и стратегические авиационные полеты. Норвегия организовывает склады вооружения и военной техники для размещения сил усиления. Таким образом, политический мир в Арктике живет на фоне нарастания военной мощи.

Не спокойно и на западной границе Российской Федерации. В странах Балтии развернуты четыре батальонные тактические группы, созданы координационные центры по приему и развертыванию дополнительных сил в Болгарии, Польше и Румынии. Количество сосредоточенного у границ Российской Федерации оружия возрастает с каждым днем.

Серьезная угроза безопасности Российской Федерации исходит и с Южного Кавказа, где остаются неурегулированными межнациональные и межгосударственные конфликты. Их неурегулированность ведет к сохранению в регионе опасных и устойчивых очагов напряженности, а также к созданию условий, при которых могут возникнуть прямые угрозы безопасности Российской Федерации. Ситуация усугубляется концентрацией в регионе финансовых и экономических интересов ведущих западных государств, их стремлением обеспечить здесь на долговременной основе свое доминирование. Примыкающий к региону богатый углеводородами и важный в стратегическом отношении Каспий только усиливает интерес внерегиональных субъектов. Конфликты в этом районе могут также создать предпосылки к вмешательству в них Турции и Соединенных Штатов Америки.

После заключения Минских соглашений, определивших дорожную карту по воссоединению отдельных районов Луганской и Донбасской областей и прекращению боевых действий, надежды на мир так и не оправдались. Продолжаются взаимные обстрелы Вооруженных Сил Украины и самопровозглашенных республик. Ситуация на востоке Украины во многом является отражением ситуации в мире, где усиливается противостояние глобальных игроков.

В целом, особенности современной военно-политической ситуации в мире свидетельствуют об увеличении числа региональных конфликтов и вызовов национальной безопасности Российской Федерации [3, c. 121].

В сложившихся условиях наша страна просто обязана найти адекватный выход из создавшейся ситуации. Для решения этой задачи потребует проведения ряда серьезных геополитических действий, например таких, как формирование новых механизмов продвижения и отстаивания национальных интересов, диверсификация экономики. В обеспечении военной безопасности приоритет должен отдаваться использованию дипломатических методов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, методам мониторинга и аналитического прогнозирования военно-политической обстановки.

Текст статьи
  1. Белозеров В.К. Военная доктрина России // Власть. 2015. № 2. С. 98-103.
  2. Ковалев А. А. Информационная политика и военная безопасность России в эпоху противостояния цивилизаций: теоретико-методологические аспекты проблемы: монография. СПб.: Поликона, 2016. 216 с.
  3. Синчук Ю.В. Основные направления совершенствования военной безопасности России (политологический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 25. C. 119-130.
  4. Старостин А. М., Самыгин С. И., Верещагина А. В. Эволюция войны и многообразие ее форм в условиях кризиса национальной идентичности и динамики угроз информационной безопасности современного общества // Социум и власть. 2016. № 5 (61). С. 49-54.
  5. Танайлов C.B. Геополитика и энергетическая безопасность // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2011. № 2. С. 182-190.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа