Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества дошкольного образования

Реализация ФГОС ДО как условие повышения качества дошкольного образования

В статье исследуется и анализируется реализация ФГОС ДО как условие повышения качества дошкольного образования, рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели при внедрении ФГОС ДО, а также предлагаются пути решения проблем.

Аннотация статьи
мотивация
дошкольное образование
дети с ОВЗ
ФГОС ДО
кадровые проблемы
Ключевые слова

Внедрение ФГОС ДО – это многоплановый, требующий координации деятельности процесс, который необходим образовательной организации в образовательной системе дошкольного учреждения.

ФГОС – документ, определяющий на федеральном уровне важнейшую общеобразовательную программу для дошкольных учреждений, который определяет цели, образовательное содержание и организацию образовательного процесса.

Основным принципом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение неотъемлемой и уникальной ценности дошкольного времени как одного из основных этапов развития личности.

В рамках образовательной деятельности воспитатели должны направлять детей, чтобы они участвовали в живом и интересном общении с взрослыми и сверстниками в различных видах детских занятий, основой которых по-прежнему остаются игры. Общая схема стандарта - индивидуализация и социализация детей.

Государство впервые провозгласило теорию политического детоцентризма, суть которого заключается в том, что принятие любого правительственного решения связано с детьми. Необходимо позволить ребенку вдоволь поиграть, создать для него доступную среду развития и помочь ему развиваться.

Основной мотивацией воспитания детей является фраза «Хочу знать»! Пусть дети говорят, думают сами и находят ответы на вопросы. Необходимо прививать детям любознательность ведь это главная задача дошкольного образования, которое теперь стало первой ступенью обучения [2, с.86].

По новым стандартам детские сады продолжают готовить дошкольников к школе. Но такая подготовка заключается не в формировании определенной базы знаний, а в развитии основных способностей личности таких как, культурных и социальных навыков, здорового образа жизни.

В данной статье я планирую рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические коллективы при реализации ФГОС ДО как условия повышения качества дошкольного образования.

Для реализации задач образовательного плана необходимо создание основы научно-методического обеспечения: обучающих демонстраций и раздаточных материалов, методической литературы, а также профессиональное программное обеспечение по пяти направлениям образования.

«Кадры решают все!» – слоган, определяющий нынешнее отношение руководства к кадровым вопросам. В данное время залогом успеха организации (в том числе образовательной), является обеспечение качественными человеческими ресурсами, что, в свою очередь, должно способствовать повышению эффективности образовательных учреждений [4, с. 31].

Ответственному лицу необходимо проанализировать кадровую ситуацию и решить такие задачи:

  • какой опыт и квалификацию необходимо иметь дошкольным образовательным учреждениям для внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО;
  • обладают ли воспитатели достаточной квалификацией, нуждаются ли они в повышении квалификации, дополнительном обучении или переподготовке;
  • организовать отбор, повышение квалификации и / или переподготовку персонала для реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО.

Как следует реорганизовать воспитателей? Это необходимо не только для того, чтобы прививать навыки и передавать знания, не для продвижения, но и для пробуждения позитивного мышления, воображения и любопытства, для развития личности и активизации речи. Все должно способствовать личностному развитию ребенка, достижению цели, то есть личностным качествам, всего того, что всегда будет существовать в ребенке [5, с. 95].

Воспитателям необходимо активно участвовать в публикациях, конкурсах и семинарах.

Одним из важных условий ФГОС ДО является организация среды разработки дисциплины. Среда дисциплинарного развития – это главный путь источника знаний и развития личности ребенка.

Недавно наметился новый метод обучения взаимодействию семьи и детского сада. Некоторые воспитатели считают, что традиционные формы общения не принесли больших результатов, интерес родителей к такому взаимодействию снижается, и они начинают негативно относиться ко всем занятиям в детском саду. Сотрудничество и доверие между семьей и дошкольным образованием необходимо для воспитания ребенка [3, с.121].

Одним из условий преемственности является установление педагогического взаимодействия между центром дошкольного образования и семьей.

Для решения данной проблемы в работе дошкольных образовательных учреждений используются ниже перечисленные методы и формы общения с родителями:

  • групповая и индивидуальная консультации;
  • информированность родителей о деятельности группы;
  • развлекательные мероприятия с участием родителей;
  • рассмотрение вопросов по обучению и воспитанию дошкольников в семье и дошкольном образовании.

Работа с членами семьи по-прежнему остается важной частью социально-психологической помощи детям с ОВЗ.

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья у которых препятствует пониманию образовательной программы вне рамок специального образования и родительских условий. Группа детей с ограниченными возможностями очень разнообразна. В первую очередь, это обусловлено тем, что в него входят дети с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта и опорно-двигательного аппарата, а также с серьезными нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Внедренный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования прописывает особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ:

  • в детских садах, реализующих программы адаптивного дошкольного образования, должны быть внедрены специальные условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования.
  • особыми условиями для детей с ограниченными возможностями здоровья для получения дошкольного образования необходимо понимание условий обучения, развития и воспитания детей. Необходимо использовать специальные учебные планы и методы обучения и воспитания, а также специальные учебники, учебные пособия и материалы [1, с.30].

При внедрении и реализации ФГОС ДО некоторые педагоги и воспитатели сталкиваются с проблемами, которые требуют более детального рассмотрения. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, не существует единой методики оценки качества ДО. Требования родителей в дошкольном образовании определяются многими факторами, они зависят и от места жительства семьи и от уровня их материального благополучия. Поэтому и оценка качества, и понимание «хорошего» дошкольного образования тоже бывает разным. Некоторых людей просто устраивает еда, присмотр и любые занятия с детьми. Другим же нужны определенные условия и перечень занятий, а так же объем знаний, которые дети должны усвоить. Однако все родители без исключения стараются, чтобы их дети сталкивались с как можно меньшими трудностями при переходе на следующую ступень обучения. Потребности детских садов и воспитателей в дошкольном образовании также разнообразны. Система оценки качества образования направлена на обеспечение единства подготовки учащихся для начальной школы, объективности оценки успеваемости и преемственности дошкольного и начального образования. Кроме того, наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования должно обеспечить согласованность действий по всем предметам системы образования. В результате это будет способствовать реализации прав граждан на получение качественного дошкольного образования.

Во-вторых, проблема организации личной работы с детьми. Когда группа переполнена, трудно проводить индивидуальное обучение.

И третьей проблемой является кадровая. Современные кадровые условия требуют для образовательных учреждений квалифицированные кадры, которые должны быть способны:

  • организовывать различные виды мероприятий;
  • осуществлять взаимодействие с родителями детей или законными представителями, а также с сотрудниками образовательных учреждений;
  • организовывать мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья и физическое развитие детей;
  • внедрять информационные и коммуникационные технологии;
  • изучать методологическое обеспечение учебного процесса;
  • обеспечивать инклюзивный подход при работе с дошкольниками с ОВЗ.

В заключение хотелось бы сказать о дальнейших перспективах своей работы по ФГОС ДО.

  1. Продолжать находить новые и современные техники и методы взаимодействия воспитателей и родителей, стремясь повысить энтузиазм родителей как полноправных участников образовательного процесса.
  2. Необходимо применять современные инновационные педагогические и психологические системы в сфере образования.
  3. Изучать материально-техническое обеспечение образовательного процесса с целью улучшения детской среды.
  4. Построить общее образовательное пространство для перехода детей из дошкольного образовательного учреждения в школу.

Таким образом, качество ФГОС ДО определяется как систематическое образование, формируемое дошкольниками в процессе освоения основных общеобразовательных курсов дошкольного образования. Это показатель, формируемый в их личном, физическом и интеллектуальном планах и способствующий развитию дошкольников. А также, помогающий самостоятельно решать соответствующие возрасту жизненные задачи.

Это только начало долгого пути. Нам необходимо сделать так, чтобы ФГОС ДО стал основным инструментом повышения и развития качества дошкольного образования.

Текст статьи
  1. Асмолов А.Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше / А.Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования. 2012. – 40 с.
  2. Инновационный опыт обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных требований: сборник материалов / Авт.-сост. А.Х. Сундукова, М.Г. Копытина, Л.В. Бех. - Ростов н/Д.: Изд-во: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2012. – 112 с.
  3. Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. - М.: Федеральный институт развития образования. 2013. – 144 с.
  4. Тимошенко Л.В. Мониторинг качества образования дошкольников: методические рекомендации / Л.В. Тимошенко. - Омск: Изд-во ОмГПУ. 2013. – 82 с.
  5. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: / авт.-сост. И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.: ил.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа