Главная
АИ #3 (3)
Статьи журнала АИ #3 (3)
Девиантное поведение государственных служащих

Девиантное поведение государственных служащих

Автор(-ы):

Абзалилова Эвелина Альбертовна

Афанасьева Анна Юрьевна

Каплун Ангелина Дмитриевна

Наумкина Мария Олеговна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

девиантное поведение
государственный служащий
государство
мотивация
государственная служба

Аннотация статьи

В настоящей статье авторы рассматривают девиантное поведение государственных служащих, его причины и возможные пути его избежания. Для этого проводится анализ таких понятий как «государственный служащий», «девиантное поведение», «государственная служба». В обоснование своей позиции авторы приводят пример девиантного поведения государственного служащего директора департамента молодежной политики Свердловской области и его последствия.

Текст статьи

Чтобы раскрыть данную тему нужно разобраться в том, что же такое девиантное поведение. Отметим, что девиантное поведение – это проблема, изучению которой уделяли внимание многие ученые: Е. Гейер, Ж. Пинатель, Змановская Е.В., Менделевич В.Д., Хомич А.В. и многие другие.

В.Д. Менделевич определял девиантное поведение как систему поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В.В. Коваль в своей работе дает следующее определение девиантного поведения. Он считает, что это отклоняющееся от принятых в данном обществе социально-психологических и нравственных норм поведение. 

Проанализировав работы ученых о девиантном поведении, выведем более точное и понятное определение.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся в обществе норм и правил. В свою очередь отклонения могут иметь совершенно разную трактовку (рисунок).

Рис. Виды отклонения от социальных норм

Позитивные – направленные на преодоление устаревших норм или стандартов (гениальность, творчество, талант, креативность). Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Альберт Эйнштейн.

Негативные - ведущие к разрушению социальной системы, приводящие к девиантному поведению (преступления, правонарушения, алкоголизм, сквернословие)

Разберемся в понятии «государственный служащий». Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» в пункте 1 статьи 10 дает определение государственному служащему:

«Государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета».

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ.

Она является одним из важнейших социальных институтов и имеет ряд принципов, позволяющих ей быть основой обеспечения полномочий органов государственной власти.

Государственная служба построена на таких принципах как: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Однако государственная служба как социальный институт имеет ряд проблем, одна из которых – девиантное поведение госслужащих. Полагаем, что государственная служба обладает девиантным потенциалом.

Основными причинами этих проявлений девиантного поведения госслужащих являются:

1. Низкий уровень профессиональной культуры;

2. Невозможность реальной защиты населения от девиантного поведения госслужащих;

3. Большой ряд ограничений и запретов для работников государственной и муниципальной службы;

4. Общественная пассивность;

5. Попустительство властей по отношению к коррупции.

Рассмотрим некоторые из них. Поскольку, в последние десятилетия особую значимость приобрели проблемы, повышения эффективности деятельности органов государственной власти, Правительство РФ делает большие усилия по формированию системы, которая ориентирована на повышение качества оказываемых государством услуг.

Поведение государственного служащего, его действия, слова и поступки играют важную роль в его деятельности. От того, как служащий будет вести себя с коллегами, подчинёнными и гражданами, будет зависеть имидж государства в целом. А также будет зависеть уровень доверия и отношение граждан государству.

К сожалению, не всегда государственные служащие придерживаются этих «правил». Все чаще новостные ленты сотрясают скандалы, связанные с девиантным поведением государственных служащих. Откровенное казнокрадство чиновников разного уровня, оскорбления, «необдуманные» высказывания в адрес различных категорий граждан уже не вызывают в обществе «большого удивления».

К примеру, можно привести высказывание директора департамента молодежной политики Свердловской области о том, что государство ничего не должно молодежи.

«Никто не просил вас рожать» – эта фраза с космической скоростью распространилась в сети Интернет. Что вызвало бурю эмоций и гневных комментариев, начиная от того, что государство, как минимум, просит рожать и улучшать демографическую ситуацию в стране, гарантируя за это различные льготы, заканчивая тем, что люди платят налоги, которые должны идти именно на нужды народа.

Отметим, что затем последовало объяснение от самой чиновницы, где она пыталась оправдаться, аргументируя тем, что «фраза была вырвана из контекста», «диалог имел совсем другое содержание». Под своим высказыванием она подразумевала, что «государство является лишь вспомогательным ресурсом», а «за воспитание детей несут ответственность родители».

Несомненно, чиновница допустила некорректное высказывание о государственной политике в отношении детей и молодежи, впоследствии чего была уволена с занимаемой должности. Говорить о необразованности чиновницы, будет не совсем верно. Причиной данного «скандала» послужила некорректность высказывания своих мыслей. Предварительно обдумав смысл, своих слов и какой может быть реакция на них, конфликта можно было избежать.

Предупреждение и профилактика девиантного поведения государственных служащих должны являться одним из самых важных приоритетов государственной системы управления. Если рассматривать индивидуальный уровень противодействия девиации чиновников, то немало важное значение имеет место профессиональная защищенность и обеспечение государством результативной деятельности государственных служащих.

Чтобы избежать девиантного поведения на государственной службе нужно замотивировать сотрудников, которые показаны в таблице.

Таблица

Способы мотивации сотрудников

1

Карьерный рост

Другими словами возможность продвижения по службе означает, что размер его оклада будет зависеть от объема его задач, который он выполнил.

2

Создать поддерживающую рабочую среду для мотивации в государственной службе

Поощрять взаимодействие на рабочем месте в духе сотрудничества. Создать и поддерживать стимулы, которые увязывают миссию организации и мотивацию работников в государственной службе.

3

Качество жизни

Это обеспечение ему и его семьи соответствующему качеству жизни, которое будет соответствовать уровню развития общества.

Мотивация, которая будет зависеть от специфики службы, должна соответствовать обеспечению государством защищенности своих сотрудников, где исполнение должностных обязанностей связано с повышенными нагрузками и риском.

Данная таблица отображает то, как можно с помощью мотивации со стороны руководителей избежать девиантного поведения среди подчиненных в сфере государственной службы. Однако на практике данные способы мотивации действуют не всегда, т.к. роль играет ещё и человеческий фактор (негативные эмоции, напряжённость, стресс, плохое самочувствие). Государство уделяет внимание мотивации госслужащих, создавая для них комфортные условия (повышенные пенсии, расширенные социальные блага, поощрения в виде премии).

Таким образом, девиантное поведение государственных служащих является серьезной проблемой, связанной с осознанным невыполнением социальных норм не только внутри организации, но и в масштабах целой страны.

Список литературы

  1. Высыпкова Ю.С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 141-143.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001 – 160 с.
  3. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М.: ИПКгосслужбы, 2003. – 433 с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
  5. Порохов А.П. Русская модель управления М.; 2002. – 376 c.

Поделиться

10918

Абзалилова Э. А., Афанасьева А. Ю., Каплун А. Д., Наумкина М. О. Девиантное поведение государственных служащих // Актуальные исследования. 2019. №3 (3). С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/263-deviantnoe-povedenie-gossluzh

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня