Здоровье – это главная человеческая ценность и дело не только личное, но и общественное, и государственное. Важным показателем качества жизни общества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и прогнозирующим ее развитие в будущем, является качество здоровья подрастающего поколения. Безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с потенциалом здоровья детей и молодежи.
На сегодняшний день существует острая необходимость объединить усилия заинтересованных сторон для реализации государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации.
По данным исследования Роспотребнадзора число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, почти у половины школьников есть хронические заболевания. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. Происходит снижение числа здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%). Частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза; хронических болезней — в два раза. Более половины школьников 7—9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни. Процент больных детей небольшой по сравнению со взрослыми. При этом новые лекарства доходят до детей позднее [1, с. 287].
На данный момент в России существует проблема, связанная с реализацией оздоровления граждан. Необходимость повышения бюджетных вложений в строительство и развитие оздоровительных учреждений в России привело к созданию гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья. На данный момент предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения.
Формирование такого института формируется за счет коммерциализации государственных медицинских учреждений, прежде всего это высокотехнологичные и специализированные центры. К частной системе здравоохранения относятся такие учреждения как: лечебно-профилактические и аптечные. Следовательно, их имущество находится в частной собственности, а лица, занимающиеся частной фармацевтической деятельностью и медицинской практикой.
Целью частной системы здравоохранения является оказание гражданам платных медицинских услуг. Исходя из этого, в основе частной системы здравоохранения можно рассматривать не систему субъектов, а значит организаций, существующих на частной форме собственности, а целую систему отношений по оказанию таких платных медицинских услуг, которые возникают с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья [2, с. 14].
Субъектами отношений могут выступать как частные организации здравоохранения, так и те частные организации, которым предоставлено право оказывать платные медицинские услуги.
В статьях 17–19 Конституции Российской Федерации представлено, что муниципальные образования и государство обязаны принимать меры, которые будут влиять на укрепление частной медицины. Стоит обратить внимание, что для стимулирования частной инициативы в сфере предоставления медицинских услуг самым необходимыми является создание льготных условий.
Без наличия соответствующих условий, которые способствуют развитию частной медицины, государственные медицинские учреждения, для реализации и обеспечения гражданами конституционного права на медицинскую помощь, могут получить возможность оказывать платные услуги помимо бесплатных, которые гарантируют право на достойную жизнь. В результате государственные медицинские учреждения на основе платной медицины показывают существенные преимущества по сравнению с частными, конкуренция вытесняет их с рынка при помощи бюджетных ассигнований и административного ресурса.
Проблема частной системы здравоохранения в настоящее время требует детального изучения.
Таким образом, предложенное понятие системы здравоохранения в федеральном законе «О здравоохранении в Российской Федерации» нуждается в уточнении.
Система здравоохранения Российской Федерации – это совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих и реализующих в целях укрепления и сохранения здоровья населения выполняя профилактику заболеваний и оказание медицинской помощи.
В «Основах законодательства об охране здоровья граждан» сформулированы принципы охраны здоровья населения:
– обеспечение прав человека в области охраны здоровья;
– приоритет оздоровительных профилактических мер;
– доступность медицинской помощи;
– социальная защищенность граждан в области охраны здоровья;
– ответственность органов государственной власти, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [3, с. 19].
Здравоохранение как социальный институт, представляемый в условиях организационно-функциональной государственной системой, не может влиять на совокупность всех факторов и условий здорового образа жизни:
Социология здравоохранения - раздел социологии, изучающий систему и организацию здравоохранения, социальные предпосылки обеспечения и охраны здоровья населения, поведения людей в сфере медицинских услуг.
Социология здравоохранения помогает рассмотреть структуру, ее связи и механизмы, проведение различных мероприятий по охране здоровья людей, рассмотреть отношения между медициной и государством, оценить экономическую эффективность системы здравоохранения. Главными аспектами в этой системе являются медицинская статистика, экономика здравоохранения и общественного здоровья [4, с. 324].
Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: стационары, подразделения врачей общей практики, поликлиники, дома сестринского ухода.
Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения является смещение акцента со стационарной медицины на бюджетную амбулаторно-поликлиническую помощь [5, с. 95].
Существует правовой, социальный, экономический характер значения системы здравоохранения, что иллюстрирует рисунок.
Рис. Классификация значений системы здравоохранения
Так, правовой характер системы здравоохранения основан на верховенстве Конституции РФ и федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации.
С обеспечением социальных норм в области охраны здоровья граждан и общества в целом тесно связан социальный характер значений системы здравоохранения.
Экономический характер системы имеет важную роль в системе здравоохранения Российской Федерации в общественном воспроизводстве как воздействие на главную производительную силу, так и ресурсного обеспечения.
Таким образом, медицина – это деятельность, а здравоохранение – ее социальное назначение и именно защита здоровья людей, его поддержка и укрепление выступают основными социальными функциями медицинской науки.
Можно сделать вывод, что объект государственного управления, который представляет вид деятельности государства и систему социальных, а также медицинский мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, и есть здравоохранение.
Здравоохранение как система не просто защищает жизнь и здоровье людей, но и формируют свойства и качества, которые необходимы для полноценной социальной жизни человека, а также его и трудовой деятельности. Медицина является важнейшим механизмом и основой обеспечения социальной адаптации человека.