Главная
Конференции
Гуманитарные и общественные науки: проблемы, теория, практика
Потребительские предпочтения туристов поколения Z: результаты пилотного маркетин...

Потребительские предпочтения туристов поколения Z: результаты пилотного маркетингового исследования

Автор(-ы):

Рубцова Наталья Владимировна

Никифорова Вероника Владимировна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

поколение Z
туризм
маркетинговое исследование
предпочтения
теория поколений

Аннотация статьи

В статье представлены результаты пилотного маркетингового исследования предпочтений туристов, причисляемых к поколению Z. Параметрами исследования выступили предпочтительные туристические направления, цель поездки и способ организации путешествия. Полученные результаты сравниваются с результатами аналогичных исследований отечественных и зарубежных авторов.

Текст статьи

Туризм и экскурсии являются одной из важнейших форм воспитания, а также организации свободного времени и досуга современной молодежи. Ряд исследователей различных научных областей констатируют, что с помощью путешествий, независимо от возраста и социального статуса, человек способен наладить свое как физическое, так и психическое здоровье, развить и усилить познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности, а также восстановить и повысить уровень работоспособности [1-4].

Объектом настоящего маркетингового исследования являлись молодые люди, родившиеся на стыке XX–XXI вв., в эпоху бурного развития современных технологий и средств связи, в том числе сети Интернет. Большинство исследователей называют данную когорту «поколением Z» [2-5]. Впервые теорию поколений предложили американские ученые У. Штраус и Н. Хау в 1991 г.  [5]. Согласно их теории к поколению Z причисляется молодежь от 2000-го года рождения.

В настоящее время число исследований, касающихся поколения Z, нельзя назвать обширным. Наиболее распространенными темами эмпирических исследований в аспекте теории поколений можно назвать демографические прогнозы в условиях быстро меняющегося времени [3]. Указанное обстоятельство можно объяснить тем, что поколение Z является последним и самым молодым из существующих поколений. Но с течением времени, по мере взросления поколения Z, актуальным становится изучение его влияния на все процессы, происходящие в обществе, том числе и экономические, что в свою очередь обусловило интерес к проведению маркетинговых исследований потребительского поведения представителей поколения Z.

В рамках выбранной тематики представляет интерес результаты маркетинговых исследований, посвященных изучению туристических предпочтений поколения Z. Так, по результатам исследования крупнейшей в мире американской сети онлайн-бронирования отелей Expedia.com неотъемлемой частью путешествий для поколения Z являются отдых и посещение популярных достопримечательностей. Наибольшую сумму молодежь готова потратить на развлечения, питание и проживание. В тоже время для представителей поколения Z бюджет – это главный фактор при поиске или бронировании путешествия. На основе информации из СМИ и Интернета молодежью чаще всего принимаются решения о месте отдыха и путешествия [2].

Согласно исследованию Booking.com, проведенному в 2019 г., представители поколения Z отличаются высокой заинтересованностью в экотуризме, а также воздействием туризма на окружающую среду. Молодежь старается использовать экологичные виды транспорта при посещении новых мест и стремится оказать как можно меньшее воздействие на местную природу [4].

В исследовании, проведенном отечественными авторами Е. Н. Артемовой и В. А. Козловой, демонстрируется, что основной целью путешествий молодых людей является отдых, а основным мотивом путешествий – посещение новых мест и развлечения. Полученные результаты корреспондируются с результатами исследования компании Expedia.com, согласно которому основным барьером совершения поездки для молодежи является ее стоимость, а наиболее популярным туристическим направлением – путешествия по России. Среди самых посещаемых зарубежных стран представителями поколения Z были названы: Турция, Германия, Болгария, Польша, Египет, Италия. Чаще всего поездки совершаются один раз в год [1].

В июне 2021 г. авторами было проведено собственное маркетинговое исследование, цель которого состояла в изучении потребительских предпочтений поколения Z в аспекте привлекательного туристского продукта. Метод исследования – опосредованный опрос, проведенный посредством анкеты, созданной в Google Form. В опросе участвовало 100 человек, 88 из которых девушки и 12 юноши. Социальный статус респондентов следующий: 16 % – работают, 35 % – учатся, 47 % – работают и учатся одновременно, 3 % опрошенных не учились и не работали на момент проведения опроса. Возраст респондентов 17–21 лет, место жительства – Иркутская область. Уровень дохода (по мнению респондентов) у 18 % – низкий, у 21 % – ниже среднего, у 56 % – средний, у 7 % – выше среднего.

На вопрос о наиболее популярном туристическом направлении 73 % респондентов ответили, что предпочитают путешествовать по России, только 27 % опрошенных предпочитают путешествовать за рубежом. Тремя самыми популярными странами для молодежи поколения Z, предпочитающей зарубежное направление, оказались Таиланд, Китай и Турция. Полученные результаты, в частности, корреспондируются с результатами исследования Е. Н. Артемовой и В. А. Козловой. Кроме того их можно объяснить и уровнем дохода опрошенных респондентов, из которых больше трети, оценили свой доход на уровне ниже среднего.

Наиболее предпочтительными целями путешествия были названы – «пляжный отдых» (57 %), «общение с природой» (51%) и «познание нового, самосовершенствование» (47 %). Ниже представлен рейтинг целей путешествий представителей поколения Z (табл.).

Таблица

Рейтинг цели путешествий поколения Z

Цель путешествия

Популярность у респондентов, %

Пляжный отдых

57

Общение с природой – походы, сплавы, рыбалка и т.д.

51

Познание нового, самопознание, самосовершенствование

47

Посещение природных мест относительно незатронутых человеком и его деятельностью (национальные парки, заповедники)

38

Экстремальный отдых (экстремальные виды спорта и развлечений, сплав на байдарках и т.д.)

25

Участие в праздниках, фестивалях, конкурсах

21

Отдых в деревне, изучение быта, работа на ферме и т.д.

16

Шопинг

14

Санаторно-курортное лечение

12

Участие в этнических мероприятиях

5

Деловые поездки (бизнес-встречи, форумы и др.)

5

Посещение промышленных объектов

4

Посещение научных мероприятий (симпозиумов, конференций, саммитов)

3

Отметим, что полученные результаты корреспондируются с результатами исследования [1]. Таким образом, в большинстве своем представители поколения Z отправляются в путешествие не только, чтобы отдохнуть физически, но и для познания окружающего мира и себя.

Согласно полученным результатам, большинство опрошенных респондентов (88 %) организовывают свои путешествия самостоятельно. Однако есть и такие, кто обращается в туристические фирмы (12 %). Самостоятельная организация путешествия вероятно во многом обусловлена  невысоким доходом у большинства опрошенных.

Основываясь на полученных результатах можно сделать несколько выводов. Молодежь в силу своего социального статуса весьма ограничена в средствах. Это обуславливает тот факт, что немногие способны выехать на отдых за границу, и большинство путешествий осуществляется молодым поколением по России. В связи с этим представители поколения Z становятся весьма важным сегментом рынка, на который должен ориентироваться в своем развитии внутренний туризм России. Результаты показали, что современная молодежь является экологически ориентированной, а одной из главных целей ее путешествий и поездок является общение с природой. Все это говорит о благоприятной возможности развития экологического туризма в России в будущем.

Список литературы

  1. Артемова Е. Н., Козлова В. А. Молодежный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №4. С 45-73.
  2. Галенко Е. В. Теория поколений: возможности практического применения в туристской индустрии // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. №1. С. 57–67.
  3. Лапидус Л. В., Гостилович А. О., Омарова Ш. А., Кязимов К. Э., Хубиев И. Х. Портрет поколения Z как онлайн-потребителей в эпоху цифровой экономики в России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. №4. С. 260–273.
  4. Поколение Z и будущее устойчивого туризма. URL: news.booking.com/ru-ru/Поколение-Z-и-будущее-устойчивого-туризма/ (дата обращения: 23.06.2021).
  5. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.

Поделиться

3326

Рубцова Н. В., Никифорова В. В. Потребительские предпочтения туристов поколения Z: результаты пилотного маркетингового исследования // Гуманитарные и общественные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июл. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 19-23. URL: https://apni.ru/article/2641-potrebitelskie-predpochteniya-turistov-pokol

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая