Туризм и экскурсии являются одной из важнейших форм воспитания, а также организации свободного времени и досуга современной молодежи. Ряд исследователей различных научных областей констатируют, что с помощью путешествий, независимо от возраста и социального статуса, человек способен наладить свое как физическое, так и психическое здоровье, развить и усилить познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности, а также восстановить и повысить уровень работоспособности [1-4].
Объектом настоящего маркетингового исследования являлись молодые люди, родившиеся на стыке XX–XXI вв., в эпоху бурного развития современных технологий и средств связи, в том числе сети Интернет. Большинство исследователей называют данную когорту «поколением Z» [2-5]. Впервые теорию поколений предложили американские ученые У. Штраус и Н. Хау в 1991 г. [5]. Согласно их теории к поколению Z причисляется молодежь от 2000-го года рождения.
В настоящее время число исследований, касающихся поколения Z, нельзя назвать обширным. Наиболее распространенными темами эмпирических исследований в аспекте теории поколений можно назвать демографические прогнозы в условиях быстро меняющегося времени [3]. Указанное обстоятельство можно объяснить тем, что поколение Z является последним и самым молодым из существующих поколений. Но с течением времени, по мере взросления поколения Z, актуальным становится изучение его влияния на все процессы, происходящие в обществе, том числе и экономические, что в свою очередь обусловило интерес к проведению маркетинговых исследований потребительского поведения представителей поколения Z.
В рамках выбранной тематики представляет интерес результаты маркетинговых исследований, посвященных изучению туристических предпочтений поколения Z. Так, по результатам исследования крупнейшей в мире американской сети онлайн-бронирования отелей Expedia.com неотъемлемой частью путешествий для поколения Z являются отдых и посещение популярных достопримечательностей. Наибольшую сумму молодежь готова потратить на развлечения, питание и проживание. В тоже время для представителей поколения Z бюджет – это главный фактор при поиске или бронировании путешествия. На основе информации из СМИ и Интернета молодежью чаще всего принимаются решения о месте отдыха и путешествия [2].
Согласно исследованию Booking.com, проведенному в 2019 г., представители поколения Z отличаются высокой заинтересованностью в экотуризме, а также воздействием туризма на окружающую среду. Молодежь старается использовать экологичные виды транспорта при посещении новых мест и стремится оказать как можно меньшее воздействие на местную природу [4].
В исследовании, проведенном отечественными авторами Е. Н. Артемовой и В. А. Козловой, демонстрируется, что основной целью путешествий молодых людей является отдых, а основным мотивом путешествий – посещение новых мест и развлечения. Полученные результаты корреспондируются с результатами исследования компании Expedia.com, согласно которому основным барьером совершения поездки для молодежи является ее стоимость, а наиболее популярным туристическим направлением – путешествия по России. Среди самых посещаемых зарубежных стран представителями поколения Z были названы: Турция, Германия, Болгария, Польша, Египет, Италия. Чаще всего поездки совершаются один раз в год [1].
В июне 2021 г. авторами было проведено собственное маркетинговое исследование, цель которого состояла в изучении потребительских предпочтений поколения Z в аспекте привлекательного туристского продукта. Метод исследования – опосредованный опрос, проведенный посредством анкеты, созданной в Google Form. В опросе участвовало 100 человек, 88 из которых девушки и 12 юноши. Социальный статус респондентов следующий: 16 % – работают, 35 % – учатся, 47 % – работают и учатся одновременно, 3 % опрошенных не учились и не работали на момент проведения опроса. Возраст респондентов 17–21 лет, место жительства – Иркутская область. Уровень дохода (по мнению респондентов) у 18 % – низкий, у 21 % – ниже среднего, у 56 % – средний, у 7 % – выше среднего.
На вопрос о наиболее популярном туристическом направлении 73 % респондентов ответили, что предпочитают путешествовать по России, только 27 % опрошенных предпочитают путешествовать за рубежом. Тремя самыми популярными странами для молодежи поколения Z, предпочитающей зарубежное направление, оказались Таиланд, Китай и Турция. Полученные результаты, в частности, корреспондируются с результатами исследования Е. Н. Артемовой и В. А. Козловой. Кроме того их можно объяснить и уровнем дохода опрошенных респондентов, из которых больше трети, оценили свой доход на уровне ниже среднего.
Наиболее предпочтительными целями путешествия были названы – «пляжный отдых» (57 %), «общение с природой» (51%) и «познание нового, самосовершенствование» (47 %). Ниже представлен рейтинг целей путешествий представителей поколения Z (табл.).
Таблица
Рейтинг цели путешествий поколения Z
Цель путешествия |
Популярность у респондентов, % |
---|---|
Пляжный отдых |
57 |
Общение с природой – походы, сплавы, рыбалка и т.д. |
51 |
Познание нового, самопознание, самосовершенствование |
47 |
Посещение природных мест относительно незатронутых человеком и его деятельностью (национальные парки, заповедники) |
38 |
Экстремальный отдых (экстремальные виды спорта и развлечений, сплав на байдарках и т.д.) |
25 |
Участие в праздниках, фестивалях, конкурсах |
21 |
Отдых в деревне, изучение быта, работа на ферме и т.д. |
16 |
Шопинг |
14 |
Санаторно-курортное лечение |
12 |
Участие в этнических мероприятиях |
5 |
Деловые поездки (бизнес-встречи, форумы и др.) |
5 |
Посещение промышленных объектов |
4 |
Посещение научных мероприятий (симпозиумов, конференций, саммитов) |
3 |
Отметим, что полученные результаты корреспондируются с результатами исследования [1]. Таким образом, в большинстве своем представители поколения Z отправляются в путешествие не только, чтобы отдохнуть физически, но и для познания окружающего мира и себя.
Согласно полученным результатам, большинство опрошенных респондентов (88 %) организовывают свои путешествия самостоятельно. Однако есть и такие, кто обращается в туристические фирмы (12 %). Самостоятельная организация путешествия вероятно во многом обусловлена невысоким доходом у большинства опрошенных.
Основываясь на полученных результатах можно сделать несколько выводов. Молодежь в силу своего социального статуса весьма ограничена в средствах. Это обуславливает тот факт, что немногие способны выехать на отдых за границу, и большинство путешествий осуществляется молодым поколением по России. В связи с этим представители поколения Z становятся весьма важным сегментом рынка, на который должен ориентироваться в своем развитии внутренний туризм России. Результаты показали, что современная молодежь является экологически ориентированной, а одной из главных целей ее путешествий и поездок является общение с природой. Все это говорит о благоприятной возможности развития экологического туризма в России в будущем.