Главная
Конференции
Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук
Технологии организации отдыха детей с ОВЗ в условиях смешанного коллектива

Технологии организации отдыха детей с ОВЗ в условиях смешанного коллектива

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

смешанный детский коллектив
здоровьесберегающие технологии
современные требования и условия организации летнего отдыха

Аннотация статьи

Статья рассматривает вопросы организации отдыха детей с ОВЗ в летний период; проблемы создания смешанного детского коллектива; апробацию новых педагогических технологий работы с детьми с ОВЗ.

Текст статьи

Организация детского отдыха детей с ОВЗ является приоритетной задачей системы образования, преследующей образовательные, воспитательные и коррекционные цели. Задачи, решаемые согласно поставленных целей рекреационного отдыха детей с ОВЗ способствуют оздоровлению детей, успешной социализации, развитию индивидуальных черт личности через общение со сверстниками, природой и через игровую, спортивную, познавательную деятельность. Необходимость организации детского отдыха определяется законодательством Российской Федерации: Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

В условиях работы со смешанным детским коллективом рекомендуется использовать наиболее положительный опыт участия детей с ОВЗ в мероприятиях летнего периода: выезды и выходы на новые территории, освоение новых адаптированных программ, участие в мероприятиях согласно климату и ландшафту, создание временного коллектива детей. Повышенное внимание оказывается формированию групп согласно возрасту и нозологиям.

Одной из основных задач руководителя образовательного учреждения является обеспечение безопасности воспитанников во время летнего отдыха, обеспечение максимального времени пребывания детей на свежем воздухе в условиях смешанного коллектива. В части планирования оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в летний период в условиях смешанного детского коллектива создаются особые условия для повышения безопасности среды с учетом двигательной активности детей. В этой связи рекомендуется корректировать работу специалистов по части организации проведения занятий и прогулок на соответствующей территории с детьми разных возрастов и разных нозологий.

«Закон об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Поэтому в летний период рекомендуется наиболее тщательно планировать работу с детьми с ОВЗ в новых форматах, в новых условиях, создавая мастерские, лаборатории, викторины, состязания, конкурсы, акции и прочее.

Рекомендуется строить воспитательно-образовательную работу с детьми с ОВЗ согласно их возросших интересов, усложняя прежние сценарии игр и развлечений: проводить работу с детьми с ОВЗ по предупреждению бытового и дорожного травматизма (беседы, игры на ознакомление с правилами дорожного движения, экскурсии, пешие прогулки, используя имеющиеся возможности); организовывать экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию учреждения (в детскую библиотеку, городской сквер или парк, цирк, культурный центр, клуб и др.); заниматься экологическим воспитанием детей (беседы, наблюдения за погодой, мониторинг температуры воздуха, прогулки, экскурсии в ближайшее природную зону (сад, теплица, сквер), наблюдение и эксперименты с живой и неживой природой, труд на участке, в цветнике, клумбе и т.п.); реализовывать участие в различных экологических акциях совместно с родителями и членами семей.

В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие;
  • дифференцированное обучение;
  • моделирование, эксперимент, метод проектов;
  • игровые технологии и прочие.

Рассмотрим использование здоровьесберегающих технологий необходимых в работе с детьми с ОВЗ.

  1. Медико-профилактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.
  2. Физкультурно-оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно-развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз.
  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в организации отдыха и оздоровления.
  4. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно-психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств).

Виды и методы арт-терапии: игротерапия, которая помогает ребенку осознать себя как личность, поднять самооценку, проанализировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства; изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяются следующие методики:

  • рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название;
  • монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов;
  • техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать; смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова); музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей; сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки); драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности; песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию детей смешанных групп, позволяет развиваться каждому в соответствии с имеющимися задатками и способностями на момент начала летнего сезона.

Таким образом, комплексная организация образования, отдыха, оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами организации среды их пребывания. Особое внимание необходимо уделить формированию временного детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата, а также созданию условий для оздоровления детей, нуждающихся в особом педагогическом внимании.

Поделиться

1972

Андреева Н. П., Павловская Е. А. Технологии организации отдыха детей с ОВЗ в условиях смешанного коллектива // Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/2643-tekhnologii-organizatsii-otdikha-detej-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января