Современные информационные технологии в процессе обучения французскому языку
научный журнал «Актуальные исследования» #25 (52), июнь '21

Современные информационные технологии в процессе обучения французскому языку

В статье рассматривается проблема о современных информационных технологиях, которые могут использоваться в преподавании французского языка, как иностранного. Анализируется влияние современных технологий на образовательный процесс как в целом, так и на его составляющие. Разбираются основные практические задачи по освоению иностранного языка и даются практические советы по использованию и применению мультимедийных технологий в процессе языковой коммуникации на французском языке.

Аннотация статьи
мультимедийный проектор
речевая компетенция
Интернет-ресурсы
информационные технологии
социокультурная компетенция
французский язык
интерактивные упражнения
Ключевые слова

Основополагающим положением нового образовательного стандарта по иностранным языкам является использование информационной культуры обучающихся при изучении ими любого иностранного языка. В условиях информационного развития современного общества и появления новых тенденций в общественной, социальной, политической, экономической и культурной жизни нашей страны, преподаватель иностранного языка должен быть истинным профессионалом своего дела, которому недостаточно только отличных знаний по иностранному языку, педагогике, психологии и методике преподавания предмета [1, с.200]. Именно современные информационные технологии помогают нам в образовательном педагогическом процессе, направленном на овладение практическими умениями и навыками по иностранному языку. Использование и применение новых информационно-коммуникативных технологий, а также Интернет-ресурсов помогают всем участникам образовательного процесса реализовывать свои как личностно-индивидуальные, так и дифференцированные подходы к обучению французского языка, как иностранного. При этом всегда возможен индивидуальный подход к обучающемуся, учитывающий как особенности личности, так и его склонности и потребности [3, c.137].

Компьютерные технологии в современной системе обучения французскому языку позволяют преподавателю разнообразить не только стили и приемы обучения, но и дают возможность сочетать различные речевые знания, умения и навыки. Например, при обучении аудированию, считаем целесообразным дать каждому обучающемуся не только прослушать иноязычную речь, но и воспроизвести услышанное в своей интерпретации или записать прослушанное [4, с.371]. При переходе к овладению навыком говорения на уроке французского языка всегда есть возможность в микрофон воспроизвести связное монологическое или диалогическое высказывание, используя изученную и усвоенную тематическую лексику и применяя известные речевые образцы и грамматические явления, свойственные иностранному языку.

При работе с текстовым материалом на французском языке студенты нашего института учатся создавать и воспроизводить коммуникативно важные для них тексты высказывания на иностранном языке: описания исторических событий, состояния процессов, анкеты, краткие сообщения, анонсы, а также тематические и проблемные варианты текстов: рефераты, проекты, презентации и проекты. Именно благодаря работе над текстом активизируется не только навык чтения, но и коммуникация, что очень важно в обучении иностранному языку на любом уровне его освоения.

Имеющиеся в настоящее время CD-ROM-диски на французском языке позволяют преподавателю представить информацию не только в виде текстового документа, но и в виде видеоизображения. Данный вид речевой деятельности благоприятно сказывается на активизации мыслительной активности, побуждает думать, сравнивать, анализировать имеющийся материал на иностранном языке. Современные информационные технологии, применяемые сегодня в изучении французского языка, преследуют следующие основные практические задачи:

  • овладение новыми языковыми средствами для выражения своих мыслей и чувств;
  • создание условий для развития языковой и речевой компетенции через овладение навыками говорения, аудирования, чтения и письма на иностранном языке;
  • развитие социокультурной компетенции благодаря знакомству с реалиями франкоговорящих стран;
  • совершенствование компенсаторной компетенции через проектную деятельность с опорой на Интернет-ресурсы;
  • развитие культуры общения и работы в команде на иностранном языке [5, с.22-25].

Использование информационных технологий позволяет преподавателю «оживить» и разнообразить учебный процесс и познание предмета. Применение мультимедийных технологий на занятиях французского языка делает процесс обучения более эмоциональным, ярким и запоминающимся. Работа с Интернетом возможна на любом этапе занятия [2, с.22]. Например, просмотр видеоматериалов, представляющих реалии французской жизни помогают обучающимся точнее понять тему занятия, усвоить новые лексические единицы и речевые образцы. Особенно часто мы используем подобный материал на занятиях по страноведению, истории и культуре Франции и фонетике. На сайтах типа Lexique FLE удобно пользоваться тематическими словарями по многим темам устной речи. Интерактивные упражнения, тематически организованные, помогают наглядно закрепить изучаемый лексико-грамматический материал. Например, сайт Appui FLE мы часто используем не только для изучения лексики, но и грамматического материала. С помощью сайта momes.net советуем развивать умения и навыки устной речи на французском языке. Активно пользуемся Интернетом и для закрепления изученного материала. Например, можно использовать мультимедийный проектор с презентациями слайдов, в которых есть задания (http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm).

Для приобретения жизненного опыта рекомендуем создавать с обучающимися анкеты, которые могут им помочь в будущем. С этой целью чаще работаем с сайтом http.//French-book.net или http.//www.frsong.ru.

Сейчас Интернет является хорошим средством для получения информации о последних событиях в нашей стране и в мире. На дисциплине «Теория и практика перевода» мы используем web-страницы современных французских печатных изданий, например: http,//lieu commun.canalblog.com, а блог www.phosphore.com – это виртуальная версия популярного молодежного издания Phosphore.

Использование Интернет-ресурсов играет большую роль при подготовке к монологическому высказыванию на французском языке по заданной теме (монолог или диалог).

На наш взгляд, особое внимание заслуживает проектная деятельность на иностранном языке. Она позволяет повысить творческий потенциал обучающихся, расширяет их кругозор, способствует углублению языковых знаний. Проект – это выражение своей индивидуальности и неповторимости, процесс творчества, фантазии, самореализации.

Процесс изучения любого иностранного языка с помощью современных технологий позволяет индивидуально и самостоятельно работать с иноязычным материалом [6, с.245-246]. Интернет создает уникальную возможность для изучающих французский язык пользоваться аутентичными материалами, возможность общения с носителями языка, т.е. создает естественную и благоприятную среду для освоения этой дисциплины. Используя информационные ресурсы, мы можем эффективно решать дидактические задачи по обучению иностранному языку: развивать и совершенствовать навыки говорения, чтения, аудирования и письма. Мультимедийные средства направлены на создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков. А ведь именно они помогают перейти к творческим видам и формам иноязычной деятельности! Они формируют коммуникативную культуру общения на иностранном языке!

Текст статьи
  1. Аллен, Майкл Е-learling. [Электронный ресурс]: Как сделать электронное обучение понятным и доступным/пер.с англ. И.Окуньковой, ред. В.Ионов-Москва: Альпина Паблишер 2017г. – 200 с.
  2. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием; ИЯШ 2008, №3, С.20-24.
  3. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам, 2009 г., М., Изд. Академия С.144.
  4. Кобцева И.Н., Конюшенко С.М. Intel – Обучение для будущего, учеб.пособие , 5-е изд.,исправл.,М. Русская редакция, 2016 г., С.366-369.
  5. Тараканов А.В., Крайнова Е.А., Садова К.В. – Технологии дистанционного обучения, учеб.пособие, Самара, Самарский Государственный технический университет, 2017 г., С.20-34.
  6. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении, теория и практика – 2017 г., М., Эдитус, С.245-247.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа