В Узбекистане с первых лет Независимости, огромное внимание уделяется молодым людям, которые в будущем должны решать судьбу страны. Повышению правовой культуры молодежи, расширение интеллектуальности, образования, духовности, просвещения, эстетики, художественного мировоззрения в Узбекистане всегда является актуальным вопросом государственной политики. Необходимо отметить, что молодёжь Узбекистана с года в год на основе происходящего прогрессивных перемен в стране становится целеустремленным к интеллектуальности и получения высоких знаний во всех сферах. Это служит импульсом для ещё большего внимания к молодёжи со стороны государство. Подталкивает общество на более объективное рассмотрение, вопросов касательно совершенствования и формирования прав и обязанности молодёжи.
Исторический процесс разработки законов основывается исходя из задач и механизмов их решение проблем определенной деятельности. В случае связанных, с процессом разработки и принятия законов о молодежи следует рассматривать определенный исторический опыт и практику реализованных работ по выполнению законов молодёжной политики в регионах республики Узбекистан, в том числе в Навоийской области.
В 90-е года молодое поколение тех лет воспитывалась и развивалась в соответствии с принятыми Законами и другими нормативно-правовыми документами Узбекистана (об основах Государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан, далее – ГМПУ) [1, 2], направленное на всеобщий охват деятельности государственной молодёжной политики. Принятие законов осуществлялось с учетом решений главных задач в регионах страны (в областях, городах и районах). Эти законы в основном были направлены на всестороннее становления молодых людей данного исторического периода. Для реализации эффективной работы с молодёжью, как на республиканском [1, 2] (создание ГМПУ и фонда молодёжи «Камолот») [1, 3], так и на региональном (в Навоийской области) [4] уровне предпринимаются кардинальные меры деятельности по молодёжи.
С 2001 по 2016 года в стране разрабатывались Законы относительно молодёжи, с учетом тесной взаимосвязи с созданием в республике общественным движением молодёжи ОДМ «Камолот» [1, 5], которая всячески поддерживалось государством в лице правительство Узбекистана в течение определенного исторического периода (с 2001 по 2017гг.) в соответствии с решением правительство страны [6]. В этой связи в Навоийском регионе также проводились комплексные мероприятий по работе с молодёжи. Особенностью данного периода истории является утверждение в 2008 году правительством Узбекистана государственной программы «Год молодёжи», которая состояла из 113 пунктов [7]. В основе государственной программы входили необходимые задачи для всестороннего охвата интересов молодёжи Узбекистана. В частности, осуществление широкого комплекса мер по современному решению по защите интересов и прав молодёжи [1, 8]. Соответственно в регионах республики на основании вышестоящих указаний правительство было проведено ряд мероприятий реализации государственной программы в «Год молодёжи» [9].
Навоийское областное отделение ОДМ «Камолот» в данный исторический период играла ключевую роль в реализации государственной программы в 2008 году. В отчетах молодёжной организации за 2008 год по проделанной работе со стороны молодёжной организации области, видны ход действий принятых решений [10]. Было проведено инвентаризация разработки предложений, по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы, ее части, связанной с защитой интересов и прав молодежи, на основании статьи 6, об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан [2, 11].
Исторический процесс принятия предложений от молодёжи происходил в течение 2008 года с участием управленческого персонала, активных студентов и учащихся Навоийского государственного горного института, Навоийского государственного педагогического института и профессиональных колледжей состоявшийся в актовом зале НГПИ 10-11 апреля 2008 года, где приняли 250, 267 предложений [1, 12]. Исполнения государственной программе «Год молодёжи» проводились 6-11 октября 2008 года. Во всех районах и городах, Навоийской области были организованы пресс-конференции, семинары с участием более 550 активной молодёжи [2, 13]. Основной целю, обсуждения на этих встречах, являлось изменения и дополнения тогдашнего действующего закона государственной молодёжной политики. Так же во всех районах и городах области со стороны молодёжной организации были организованы акции и внедрены ящики предложений. Целью которой являлось защита прав и интересов молодёжи [1, 14].
Исходя из вышеизложенного, следует понять сущность принятых решений по реализации некоторых пунктов молодёжной политики Узбекистана. Особенность принятых решений на региональном уровне говорит о том, что Навоийкая область очень активно участвовало в делах государства касательно молодёжной политики. Исторический период Узбекистан по проделанной работе в сфере молодёжной политики даёт определенный опыт нынешнему поколению страны.