В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Президент В.В. Путин подчеркнул: «Коррупция – препятствие для развития России».
Очевидно, что будущее общества и государства зависит от развития духовных ресурсов человека, от создания пространства для развития способностей, включающие их личностные возможности, но на сегодняшний день существует проблема коррупции, которая не дает возможности развития потенциала России.
В самом общем плане конфликт интересов – это ситуация, вследствие которой личная заинтересованность государственного служащего может влиять на исполнение им должностных обязанностей, при этом может возникнуть противоречие между интересами государственного служащего и граждан, общества в целом, организациями [1, с. 87].
Такие понятия, как конфликт интересов и личная заинтересованность, представлены в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Говоря о конфликте интересов, мы можем рассмотреть ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет на выполнения им должностных обязанностей, не причиняя вреда законным интересам общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
На сегодняшний день проблема коррупции в России является одной из основных негативных характеристик институтов государственного управления, которые являются барьером эффективному социальному, экономическому и общественному развитию страны.
Исходя из этого, создание единой политики по противодействию коррупции стала одним из приоритетных направлений системы государственной службы Российской Федерации [2, с. 27].
Существует реальный, возможный и мнимый конфликт интересов, что иллюстрирует рисунок 1.
Рис. 1. Классификация видов конфликта
Наиболее опасным является реальный конфликт интересов, который подразумевает наличие между частными и общественными интересами, выполнение служебного долга государственного служащего. Зачастую данный термин «конфликт интересов» в законодательстве, является наиболее регулируемым в антикоррупционной практике государств.
Возможный конфликт является потенциальным, так как наличие личных интересов у чиновника может привести к конфликту интересов на государственной и муниципальной службе [3, с. 20].
Мнимый конфликт интересов представляет собой наличие у государственного служащего личного интереса, который может негативно повлиять на корректное исполнения служебных обязанностей, однако в конкретной ситуации конфликт интересов не будет реализован.
Следует отметить, что родственные связи и дружеские отношения не единственный признак конфликта интересов, ими также являются:
– выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации,
– возможность получения материальной выгоды служащим или иными лицами и причинная связь между ними [4, с. 8].
Самые часто встречающиеся случаи конфликта интересов:
– осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана индивидуальная заинтересованность служащего
– приобретение служащим, его родственником от подконтрольного или поднадзорного лица имущества в дар или пользование;
– членство служащего в собрании комиссии при рассмотрении вопроса принятие материальных благ его родственником;
– получение подарков и услуг;
– реализация служащим роли представителя нанимателя в отношении его родственника, который находится в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;
– ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере [5, с. 13].
Одним из условий их регулирования является: заявление гражданина, занимающего должность гражданской службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности. Следовательно, что под личной заинтересованностью понимается возможность получения гражданским служащим доходов, а именно материальной выгоды непосредственно для него и его семьи, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому [6, с. 62].
В случае уже возникшей у служащего личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов, он немедленно обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Урегулирование конфликта интересов может привести к:
– изменению положения должностного государственного служащего, вплоть до увольнения
– отказу государственного служащего от материальной выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов.
Государственная муниципальная и гражданская служба – это одна из областей, которая располагает большим конфликтным потенциалом, так как в этой области преимущество отдается публичным интересам, а не интересам частного государственного служащего. Государственная служба, является общественным видом профессиональный деятельности, которая имеет в виду конкретный отказ государственного служащего от своих прав и обязанностей, что предоставляет ему дополнительные гарантии [7, с. 9].
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в следующем (рис. 2):
Рис. 2. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение со службы.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, предотвращение конфликта интересов, урегулирование личной заинтересованности гражданских служащих - сложная организованная правовая работа государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества и общества. Выполнение такой деятельности требует согласованных решений, непосредственного опыта, подведения результатов. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг соблюдения государственными и муниципальными служащими требований к служебному поведению, устранение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.