Военно-патриотический туризм как приоритетное направление развития регионального туризма с возможностью интеграции программ воспитательной работы с молодежью

Военно-патриотический туризм как приоритетное направление развития регионального туризма с возможностью интеграции программ воспитательной работы с молодежью

В статье рассматриваются опыт реализации военно-патриотического туризма при проведении воспитательной работы и его возможности стать приоритетным направлением в рамках реализации национального проекта Туризм и индустрия гостеприимства.

Аннотация статьи
национальный проект
воспитание
военно-патриотический туризм
Ключевые слова

С 2016 года Российским военно-историческим обществом реализуется масштабный федеральный проект, представляющий собой социально ориентированный портал МестоПамяти.РФ (местопамяти.рф). Соорганизаторами проекта являются Российское историческое общество, МИД России, Волонтеры Победы. Проект представляет собой мировую карту памятных мест военной истории Отечества, расположенных в России и за рубежом, и позволяет вести общественный мониторинг их состояния, планировать и популяризировать мероприятия по приведению мест памяти силами граждан, организаций и государства в достойный вид.

Цели проекта «Место памяти» позволяют вовлечь активных граждан и объединить их усилия для создания народной карты объектов военно-исторического наследия России (места массовых захоронений, памятники, постаменты, мемориалы, вечные огни, огни памяти и т.д.) на территории Российской Федерации и за рубежом, предоставив удобную форму для общественного мониторинга состояния мемориальных объектов.

На портале «Место памяти» можно найти исторические объекты регионов РФ. Данное направление деятельности способствует социальной стабильности в РФ, несомненному повышению воспитательного воздействия (воспитание становится частью образовательных программ) российского образования как важнейшего фактора формирования патриотизма.

Анализ востребованности военно-исторических маршрутов, проведенный Федеральной службой по туризму показывает, что в настоящее время успешно реализованы более трёх сотен маршрутов по местам военных событий разных эпох. С большой долей вероятности к вступлению в силу изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов – переводчиков и инструкторов – проводников большинство из них получит статус «национального туристского маршрута», т.е. имеющего особое значение для развития внутреннего туризма и въездного туризма и определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Самые известными маршрутами являются «Прорыв Блокады Ленинграда», «Героическая оборона Ленинграда», «Поезда Победы – живые уроки истории» в различных регионах РФ; «Курская дуга – Великая победа» и т.д.

Анализируя заявленную тематику необходимо отметить, что при Федеральном агентстве по туризму активно функционирует рабочая группа по созданию и продвижению военно-исторических маршрутов. При этом продвижение данных маршрутов представляется наиболее актуальным в современных условиях развития туризма, в т.ч. и регионального туризма. Паспорт национального проекта (программы) Туризм и индустрия гостеприимства в качестве одного из показателей предполагает увеличение доли детей до 18 лет, обучающихся в образовательных организациях, принимавших участие в экскурсионных и туристских поездках за последние 12 месяцев, в общей численности детей этой возрастной группы.

В настоящее время дан импульс создания региональных проектов внутреннего туризма в субъектах Российской Федерации, что приведет и к росту интереса к военно-историческому наследию регионов России. При разработке новых военно-исторических маршрутах в регионах и муниципалитетах необходимо систематизировать работу по паспортизации объектов туризма, связанных с военной историей.

Воспитание (согласно новой редакции Федерального закона об образовании) – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшего поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурного наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Данное определение приводит к необходимости систематизировать военно-патриотическую работу с молодежью.

Указанные мероприятия нужно грамотно популяризировать, а также системно формировать на их основе туристские продукты. Возникают новые задачи организации грамотного и своевременного взаимодействия сотрудников туристских администраций с бизнес-сообществом, формирующим ту или иную туристскую услугу с тем, чтобы она была востребована и доступна для широкого круга потребителей. Перед Российской Федерацией, идущей по пути коренных экономических изменений, построении правового государства и формирования гражданского обществ, проблема обеспечения национальной безопасности страны вновь встала особенно остро. В связи с этим серьезное значение имеет смысл осмысление отечественного военно-исторического опыта, деятельности региональных и муниципальных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В настоящее время идет вопрос по созданию системы российских брендов в сфере военно-патриотического туризма. При этом необходимо учесть обоснование принципов военно-патриотического воспитания молодежи на примерах героического прошлого края и формирование на этой основе исторического сознания населения как базы патриотизма; повышение мотивации молодого поколения в регионе к военной службе.

В 2017 году в 30 регионах России был проведен Всероссийский конкурс на лучший и юношеский военно-патриотический туристский маршрут, что ещё раз обуславливает необходимость создания новых маршрутов по заявленной тематики.

Конкурс проводился по нескольким номинациям:

  • «Идем к местам сражений» – пешеходные экскурсии, походы выходного дня (одно-, двух-, трехдневные) по памятным, историческим местам родного края;
  • «Памятники Победы и скорби» – экскурсионные программы с посещением памятников землякам, воинским соединениям в своем населенном пункте, включая историю их соединения;
  • «Здесь ковалась Победа» – экскурсионные маршруты, связанные с предприятиями тыла, обеспечивавших военные действия, передовиков производства и их историей;
  • «Военно-исторический маршрут «Моя Родина» – военно-патриотический маршрут.

Анализ сайтов туристских администраций регионов европейской части РФ или подведомственных организаций показал, что на них представлены несколько военно-патриотических маршрутов, которыми могут воспользоваться потребители туристских услуг.

Российские сервисы бронирования жилья периодически проводят опросы туристов в социальных сетях (особенно в преддверии 21 сентября – День воинской славы России). Города-герои Севастополь и Санкт- Петербург признаны самыми востребованными для военно-патриотического туризма россиян. В первой пятерке городов также Владивосток, Новороссийск и Феодосия. Попали в ТОП по результатам обработки результатов опроса город-герой Мурманск, Псков и Выборг.

Одним из сдерживающих факторов динамичного развития туризма в России является сезонность, приводящая к высоким колебаниям уровня спроса и как следствие, низкой загрузки объектов туристской индустрии. Отсутствие равномерной сезонной загрузки отражается не только на экономических показателях деятельности, но и негативно влияет на обеспечение круглогодичной занятости в сфере туризма. В большинстве туристских территорий невозможно полностью устранить пики и спады туристского потока, но возможно сгладить. Военно-патриотический туризм мог бы стать как тем направлением, которое могло бы сгладить эту негативную тенденцию. Для каждой из туристских территорий при составлении планов военно-патриотического туризма необходимо определить индивидуальный набор инструментов поддержания и стимулирования прироста потока в периоды «низкого сезона», таких как, проведение конгрессно-выставочных мероприятий, посвященных военной тематике, проведение событийных мероприятий (военно-патриотические фестивали), создание тематических парков, спортивных и тематических фестивалей, развитие региональных туристских маршрутов «низкого сезона».

Важной задачей стимулирования спроса является реализация социальной функции туризма – повышение доступности туризма для тех групп населения, которые в настоящее время не имеют возможности совершать туристские поездки. Таким образом, ключевой группой для стимулирования спроса является социальный туристский поток и прежде всего дети. Военно-патриотический туризм может стать частью серьезной социальной программы по воспитательной работе с участием большого количества заинтересованных сторон.

Новый национальный проект Туризм и индустрия гостеприимства обязательно изменит подходы к значимости и востребованности военно-патриотического туризма в регионах.

Целевые субсидии из федерального бюджета бюджетам Субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, необходимой для реализации инвестиционных проектов развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, дополняется инновационными для сферы туризма методами поддержки (возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги – потребительский кэшбек, грантовая поддержка общественных и предпринимательских инициатив, льготная ставка кредитования инвесторам для реализации инвестиционных проектов, государственная поддержка организаций – туроператоров, обеспечивающих прирост турпотока.

Анализ лучших практик показывает, что становится актуальным участие всех субъектов РФ в этой работе и создание региональных проектов, в т.ч. и на основе военно-патриотического туризма. Таким образом, мы можем утверждать о широком охвате географии территорий, обладающих потенциалом по развитию военно-патриотического туризма; назревшей необходимостью координации работы заинтересованных лиц.

Текст статьи
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа