Эффективность правового регулирования сферы образовательных услуг во многом зиждется на понимании специфики образовательных услуг. Статья 128 ГК РФ [2] называет оказание услуг в числе объектов гражданских прав. Содержание словосочетания «оказать услуги» раскрыто в п. 1 ст. 779 ГК РФ [3]: совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности [12, с. 64].
Вопрос о том, являются ли правоотношения в сфере образования гражданско-правовыми (особенно в случае предоставления бесплатного образования) можно ли образование рассматривать в качестве услуги, становился объектом исследования неоднократно. Анализ положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] позволяет показать нечеткость правовой регламентации в вопросе о возможности использования понятия «услуга» к сфере образования. Не определяя образование как услугу (п. 1 ст. 2), Закон неоднократно применяет термин «услуга». Речь идет об оказании платных образовательных услуг (ст. ст. 29, 32, 35, 54 и др.), а также об оказании государственных услуг в сфере образования (ст. ст. 36, 88, 99 и др.). Одновременно законодатель вводит понятия образовательных, методических и научных услуг, закрепляя право педагогических работников на бесплатное пользование обозначенными услугами (п. 8 ч. 3 ст. 47). Следует указать на отсутствие в рассматриваемом Федеральном законе дефиниции «образовательная услуга» [10, с. 57].
Выявление двойственного характера образовательной услуги в рыночных условиях позволяет определить особенности ее правового регулирования, которые заключаются в необходимости сочетать публично-правовые и гражданско-правовые нормы.
Следовательно, в этом смысле все правовые нормы, направленные на регулирование указанных общественных отношений, взаимно переплетаются и оказывают друг на друга определенное влияние. Так, юридический статус, установленный Гражданским кодексом РФ для образовательных организаций, указывает на некоммерческий, целевой характер их деятельности и закрепляется соответствующими организационно-правовыми формами. Одновременно специфика образовательных отношений обусловливает определенные ограничения в применении отдельных гражданско-правовых норм при регулировании оказания образовательных услуг.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Если законодательством РФ устанавливаются специальные требования к лицам, оказывающим услуги, которые являются объектом закупки, то такие требования должны быть предъявлены к участникам соответствующей закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ [5]).
В частности, при закупке образовательных услуг требование о наличии лицензии на образовательную деятельность необходимо установить в извещении и документации о закупке [11, с. 35].
Итак, исходя из буквы закона, образование – это не услуга, а процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом.
Многообразие (виды) правоотношений в сфере образования:
- бесплатные образовательные услуги, оказываемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
- платные образовательные услуги, оказываемые по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц Образовательные услуги предоставляются в ходе реализации образования различных видов: общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
Для оказания платных образовательных услуг потребуется:
- разработать образовательную программу, по которой будет оказываться услуги, с учетом требований Закона об образовании. Образовательные программы дошкольного образования разрабатывайте в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных образовательных программ. То же в основном относится к разработке образовательных программ, когда организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам. При этом определенные примерные образовательные программы должны включать в себя примерные рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы;
- получить лицензию на образовательную деятельность. В некоторых случаях этого делать не нужно. Например, если ИП оказывает услуги сам, не нанимая для этого сотрудников, лицензия ему не нужна. Перечень услуг по образовательным программам, требующим лицензии, приведен в Приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности [7].
Так, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.02.2016 г. между ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ) (исполнителем) и Б. (заказчиком) был заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программам среднего профессионального образования № 10-0669, по которому исполнитель принял на себя обязательство оказать платные образовательные услуги по основной программе среднего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» по очной форме обучения, сроком обучения 1 год 5 месяцев, стоимостью 70 140 рублей в год без учета стоимости всех видов практик). Согласно пояснениям сторон в их неоспариваемой части истец сдал экзамены, прошел итоговую аттестацию, получил диплом и обратился в Уральское МТУ Росавиации с целью получения свидетельства коммерческого пилота. При рассмотрении данного гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что ЧПОУ «ЧЛУГА» реализовывало программу среднего профессионального образования 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и дополнительного профессионального образования – профессиональной переподготовки «Программам подготовки коммерческих пилотов», вопреки требованиям норм Воздушного кодекса Российской Федерации [1], без соответствующего сертификата.
В отсутствии сертификации авиационного учебного центра установить соответствие качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала защите прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ не представляется возможным, что в силу действующих норм прав является недопустимым [8].
Недостатком платных образовательных услуг является их несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказание услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы) (п. 2 Правил № 1441 [6]).
При ненадлежащем оказании платных образовательных услуг целесообразно сначала обратиться с претензией к исполнителю, а в случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить требования – в суд.
Если заказчик обнаружил недостатки оказания платных образовательных услуг, в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), он вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного оказания образовательных услуг;
- соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Так, Л.Н. обратилась в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт–Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» (далее – Университет, СПбГУП) о взыскании суммы предоплаты за обучение на 2 курсе в размере 150 000 руб. и 50% предоплаты за проживание в доме студентов – 88 481 руб. 50 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 825 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 825 руб., начисленных за период с 01 июля 2019 года по 10 октября 2019 года, и штрафа в размере 50% от внесенной предоплаты. Требования мотивированы тем, что 13 июля 2018 года сторонами был заключен договор № 1-57788-18 о подготовке по основным образовательным программам высшего образования, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства обеспечить истцу условия для получения высшего образования, а истец – пройти подготовку с целью удовлетворения своих потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получения высшего образования и квалификации (степени), частично компенсировать стоимость своей подготовки у ответчика. В период обучения на 1 курсе в соответствии с условиями договора истцом был внесен авансовый платеж в размере 150 000 руб. за обучение на 2 курсе и 176 963 руб. за проживание в доме студентов Университета в течение 2 курса. 30 мая 2019 года по окончании 1 курса обучения истцом было подано заявление об отчислении из Университета по собственному желанию, 06 июня 2019 года – заявление на возврат денежных средств. Истцу частично была возвращена сумма предоплаты за проживание в доме студентов в размере 88 484 руб. 50 коп., тогда как в возврате оставшейся суммы отказано. Решением Фрунзенского районного суда Санкт–Петербурга от 02 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены: с СПбГУП в пользу Л.Н. взысканы денежные средства по договору о подготовке по основным программам высшего образования за 2 курс обучения в размере 150 000 руб. и за проживание в доме студентов на 2 курсе обучения – 88 481 руб. 50 коп., неустойка – 4 825 руб., штраф – 121 653 руб. 25 коп., расходы по оплате государственной пошлины – 5 633 руб. 07 коп. [10]
Если в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки платных образовательных услуг, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если обнаружил существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора. Под существенным недостатком платных образовательных услуг понимается неустранимый недостаток; недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
Итак, исходя из многообразия (бесплатные и платные варианты), а также юридической природы отношений, возникающих в сфере образования, образовательные организации предоставляют безвозмездные (бесплатные) социальные образовательные услуги и возмездные (платные) образовательные услуги. Тем самым гарантируется обеспечение государственных и частных интересов. Образовательную услугу можно определить как деятельность образовательной организации, направленную на реализацию образовательной программы (программ), состоящую в формировании соответствующих компетенций, удовлетворяющую образовательные потребности и интересы гражданина и заканчивающуюся выдачей документа установленного образца, подтверждающего уровень полученного образования.