Одной из ведущих особенностей Российской Федерации, является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадало. Современное этническое положение России определяется как евроазиатское государство. На его территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. По данным переписи населения в 2010 году русские составили 80,9% или 111,0 млн из 137,2 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей - 19,1 % или 26,2 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 5,6 млн чел. (или 3,9% от 142,9 млн жителей страны в целом) [1].
С целью координации деятельности органов государственной власти всех уровней в сфере государственной национальной политики Российской Федерации была разработана и внедрена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3], где определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Одной из основных целей Стратегии является обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения межнациональных конфликтов, в том числе и в пенитенциарных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России).
По официальным данным ФСИН России численность иностранцев, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России составляет порядка 25,7 тыс. иностранных граждан, это 5,6% от общего количества осужденных. Большую часть иностранцев составляют граждане государств, ранее входивших в состав СССР. Среди более 350 отбывающих наказание иностранцев из дальнего зарубежья 184 человека - граждане стран Юго-Восточной Азии, 48 - Африки, 45 - Ближнего Востока, 31 - Латинской Америки, 8 - США и 39 - из 11 европейских государств. Всего в российских колониях отбывают наказание граждане более 60 государств.
Кроме того, еще 7 тыс. иностранцев содержатся под стражей, 6,9 тыс. из них являются гражданами государств, ранее входивших в СССР.
Как отметили во ФСИН, чаще всего иностранцы попадают в места лишения свободы в России за наркотики (по этим статьям отбывают наказание 10,5 тыс. граждан стран ближнего зарубежья и 106 - дальнего). Среди них почти 6,7 тыс. граждан стран Центральной Азии, 2,1 тыс. - Украины (почти половина из всех отбывающих наказание в РФ граждан этой страны).
Более 5,3 тыс. иностранцев и лиц без гражданства отбывают наказание за убийства или причинение тяжкого вреда здоровью, 3,8 тыс. - за разбой или грабеж, 2 тыс. - за кражи, 1,5 тыс. - за изнасилования. 268 иностранцев находятся в колониях за мошенничество, примерно столько же - за вымогательство или иные экономические преступления, 203 - за незаконное пересечение границы, 89 - за контрабанду, 80 - за участие в бандах, 14 - за хулиганство. 117 иностранцев отбывают сроки за терроризм (114 граждан стран СНГ и трое граждан государств Ближнего Востока).
Иностранные осужденные отбывают наказание на основаниях и в порядке, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и международными договорами.
В пенитенциарных учреждениях России находятся более одной тысячи осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности.
Многонациональность спецконтингента, принадлежащего различным религиозным конфессиям, ведет к росту напряженности в межгрупповых и межличностных отношениях, что может способствовать ухудшению социально-психологической обстановки, возникновению конфликтов как на этнической, так и на религиозной почве, увеличению криминогенного потенциала в местах лишения свободы.
Основными ориентирами совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений стали все возрастающие требования к наличию положительной дисциплинарной практики: отсутствию пенитенциарных преступлений на межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной почве, случаев массового неповиновения требованиям администрации, участия осужденных, придерживающихся экстремистских взглядов, в массовых беспорядках.
В настоящее время важным является переход к медиативной практике разрешения конфликта, досудебный порядок урегулирования конфликтов в пенитенциарной учреждениях.
В этой связи в правоприменительной практике актуализируется роль одного из ключевых направлений, которой является медиация.
В федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров посредника (процедуре медиации) от 27.07.2010 №193-ФЗ закреплено следующее содержание этого понятия: «процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Иначе говоря, это способ урегулирования конфликтов в досудебном порядке с участием посредников. Как известно, в рамках урегулирования этнических конфликтов в качестве последних часто выступают сотрудники различных этнокультурных центров в областях, в регионах, а это, как правило, достаточно авторитетные люди (в том числе внутри своих сообществ), знающие ситуацию не понаслышке, что имеет важное значение при разрешении межэтнических [4].
Межэтнические противоречия и конфликтные ситуации зачастую воспринимаются общественностью крайне эмоционально. Будучи вынесенными на публичное обсуждение, они могут иметь широкий резонанс и оцениваться неоднозначно. Прагматическая сторона внесудебного урегулирования как раз в том, что сводит к минимуму моральные, материальные, временные потери сторон конфликта, сокращаются многочисленные бюрократические проволочки, достигается максимальная конфиденциальность самому процессу и его участникам, поскольку спор рассматривается непублично.
Н.С. Емельянов, исследуя конфликты с участием осужденных, предложил в диссертационном исследовании наряду с другими мерами в число задач ФСИН РФ включить «организацию деятельности по оказанию осужденным помощи в урегулировании конфликтов» [2, с. 543], но без уточнения форм и способов такого урегулирования. Представляется, что наиболее продуктивным способом реализации предложенного мероприятия является именно медиация. Немаловажно и то, что процедура медиации направлена на дружественное урегулирование конфликта, вовлеченность всех его сторон в принятие решения, тогда как в суде оно может не устраивать одну из сторон. То есть проигравших и победителей тут нет, так как выход из ситуации является взаимоприемлемым.
Сущность пенитенциарной медиации заключается в переговорах, направленных на установление мира и оптимизацию с участием нейтрального, независимого лица (медиатора) межличностных отношений осужденных и выраженных в поиске конфликтующими сторонами решения проблемы. Сотрудники ряда регионов уголовно-исполнительной системы проходят подготовку по курсу медиация при работе с несовершеннолетними осужденными в Челябинской области, Кировской области, Республики Марий Эл, Новосибирской области, Вологодской области. Но не стоит забывать о старшей возрастной категории осужденных, которые тоже имеют множество неразрешимых ситуаций.
Практика медиации – признак зрелости общества, определенного уровня гражданского самосознания. Так, в странах Евросоюза доля досудебного урегулирования конфликтов составляет более 70 процентов.
Институт медиации имеет очень долгую историю. Некоторые исследователи даже говорят, что существует он столько же, сколько существуют конфликты. Так, в древнем Китае и Японии медиация была главным средством для улаживания споров. В современной КНР есть даже специальные медиативные органы - Народные комитеты по примирению. Практика посредничества существовала в Древней Греции, его также признавало римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530-533 н. э.).
Как отмечают отечественные исследователи, казахи тоже издавна применяли обряд мирного примирения сторон «жилик устату», суть которого заключается в устранении былой вражды и общения сторон в статусе близких родственников.
В той форме, в которой концепция медиация существует сегодня, она была разработана в США с 1960-х гг. Особую роль при этом сыграл основанный в 1964 году «Community Relation «Service» американского министерства юстиции. Данные учреждения помогали разрешать конфликты расистского, этнического и национального характера посредством переговоров, тем самым внесли вклад в смягчение многих крупных конфликтов тех лет.
Датой международного (официального) признания медиации считают конец 1999 года, когда в Вене состоялась международная конференция по медиации. Уже с 2000 года она стала фактом международного права и международных отношений и активно применяется для урегулирования межкультурных, межнациональных, этнических, экономических и других конфликтов.
Так, например, в работе Ассамблеи народа Казахстана медиация имеет приоритетное направление, поскольку обеспечение межэтнического согласия лежит в основе деятельности организации и напрямую коррелирует с медиативными задачами.
Сегодня общереспубликанскую сеть медиации АНК составляют 13 советов медиации и 829 кабинетов медиации при домах дружбы в областях. Все они оснащены соответствующими техническими средствами. При этом советы медиации Ассамблеи координирует и разрабатывает стратегию медиации в регионах и постоянно расширяют базу потенциальных медиаторов. По данным сотрудников АНК, в Казахстане существует ряд успешных примеров использования институтов медиации для урегулирования, сглаживания межэтнических конфликтов на местах.
Безусловно, за медиацией в плане урегулирования межэтнических противоречий, конфликтов – большое будущее. По своей природе она – не публична, не на виду, носит больше конфиденциальный характер, потому незаметна широкой общественности. Но роль ее очень важна и со временем будет постоянно возрастать [5].
Следует отметить, что медиация в исправительных учреждениях - новая предметная область знаний, которая нуждается в своем развитии и требует постоянного мониторинга и профессионального анализа. Медиация является инструментом правового механизма в разрешении конфликтов и разногласий осужденных. Ее внедрение положительным образом скажется как на предупреждение межконфессиональных конфликтов, так и будет являться ключом к разрешению разногласий среди персонала пенитенциарного учреждения и осужденных.