Главная
АИ #3 (3)
Статьи журнала АИ #3 (3)
Основное направление реализации стратегии государственной национальной политики ...

Основное направление реализации стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года в пенитенциарных учреждениях

Автор(-ы):

Смолина Валентина Александровна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

межнациональный конфликт
межэтнический конфликт
межрелигиозный конфликт
медиация
пенитенциарные учреждения
национальная безопасность
напряженность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные направления реализации стратегии государственной национальной политики в РФ. Раскрыты понятия и суть «медиации» в современном мире. Обозначены основные ориентиры совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений при решении межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов.

Текст статьи

Одной из ведущих особенностей Российской Федерации, является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадало. Современное этническое положение России определяется как евроазиатское государство. На его территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. По данным переписи населения в 2010 году русские составили 80,9% или 111,0 млн из 137,2 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей - 19,1 % или 26,2 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 5,6 млн чел. (или 3,9% от 142,9 млн жителей страны в целом) [1].

С целью координации деятельности органов государственной власти всех уровней в сфере государственной национальной политики Российской Федерации была разработана и внедрена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3], где определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Одной из основных целей Стратегии является обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения межнациональных конфликтов, в том числе и в пенитенциарных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России).

По официальным данным ФСИН России численность иностранцев, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России составляет порядка 25,7 тыс. иностранных граждан, это 5,6% от общего количества осужденных. Большую часть иностранцев составляют граждане государств, ранее входивших в состав СССР. Среди более 350 отбывающих наказание иностранцев из дальнего зарубежья 184 человека - граждане стран Юго-Восточной Азии, 48 - Африки, 45 - Ближнего Востока, 31 - Латинской Америки, 8 - США и 39 - из 11 европейских государств. Всего в российских колониях отбывают наказание граждане более 60 государств.

Кроме того, еще 7 тыс. иностранцев содержатся под стражей, 6,9 тыс. из них являются гражданами государств, ранее входивших в СССР.

Как отметили во ФСИН, чаще всего иностранцы попадают в места лишения свободы в России за наркотики (по этим статьям отбывают наказание 10,5 тыс. граждан стран ближнего зарубежья и 106 - дальнего). Среди них почти 6,7 тыс. граждан стран Центральной Азии, 2,1 тыс. - Украины (почти половина из всех отбывающих наказание в РФ граждан этой страны).

Более 5,3 тыс. иностранцев и лиц без гражданства отбывают наказание за убийства или причинение тяжкого вреда здоровью, 3,8 тыс. - за разбой или грабеж, 2 тыс. - за кражи, 1,5 тыс. - за изнасилования. 268 иностранцев находятся в колониях за мошенничество, примерно столько же - за вымогательство или иные экономические преступления, 203 - за незаконное пересечение границы, 89 - за контрабанду, 80 - за участие в бандах, 14 - за хулиганство. 117 иностранцев отбывают сроки за терроризм (114 граждан стран СНГ и трое граждан государств Ближнего Востока).

Иностранные осужденные отбывают наказание на основаниях и в порядке, предусмотренном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и международными договорами.

В пенитенциарных учреждениях России находятся более одной тысячи осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности.

Многонациональность спецконтингента, принадлежащего различным религиозным конфессиям, ведет к росту напряженности в межгрупповых и межличностных отношениях, что может способствовать ухудшению социально-психологической обстановки, возникновению конфликтов как на этнической, так и на религиозной почве, увеличению криминогенного потенциала в местах лишения свободы.

Основными ориентирами совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений стали все возрастающие требования к наличию положительной дисциплинарной практики: отсутствию пенитенциарных преступлений на межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной почве, случаев массового неповиновения требованиям администрации, участия осужденных, придерживающихся экстремистских взглядов, в массовых беспорядках.

В настоящее время важным является переход к медиативной практике разрешения конфликта, досудебный порядок урегулирования конфликтов в пенитенциарной учреждениях.

В этой связи в правоприменительной практике актуализируется роль одного из ключевых направлений, которой является медиация.

В федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров посредника (процедуре медиации) от 27.07.2010 №193-ФЗ закреплено следующее содержание этого понятия: «процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Иначе говоря, это способ урегулирования конфликтов в досудебном порядке с участием посредников. Как известно, в рамках урегулирования этнических конфликтов в качестве последних часто выступают сотрудники различных этнокультурных центров в областях, в регионах, а это, как правило, достаточно авторитетные люди (в том числе внутри своих сообществ), знающие ситуацию не понаслышке, что имеет важное значение при разрешении межэтнических [4].

Межэтнические противоречия и конфликтные ситуации зачастую воспринимаются общественностью крайне эмоционально. Будучи вынесенными на публичное обсуждение, они могут иметь широкий резонанс и оцениваться неоднозначно. Прагматическая сторона внесудебного урегулирования как раз в том, что сводит к минимуму моральные, материальные, временные потери сторон конфликта, сокращаются многочисленные бюрократические проволочки, достигается максимальная конфиденциальность самому процессу и его участникам, поскольку спор рассматривается непублично.

Н.С. Емельянов, исследуя конфликты с участием осужденных, предложил в диссертационном исследовании наряду с другими мерами в число задач ФСИН РФ включить «организацию деятельности по оказанию осужденным помощи в урегулировании конфликтов» [2, с. 543], но без уточнения форм и способов такого урегулирования. Представляется, что наиболее продуктивным способом реализации предложенного мероприятия является именно медиация. Немаловажно и то, что процедура медиации направлена на дружественное урегулирование конфликта, вовлеченность всех его сторон в принятие решения, тогда как в суде оно может не устраивать одну из сторон. То есть проигравших и победителей тут нет, так как выход из ситуации является взаимоприемлемым.

Сущность пенитенциарной медиации заключается в переговорах, направленных на установление мира и оптимизацию с участием нейтрального, независимого лица (медиатора) межличностных отношений осужденных и выраженных в поиске конфликтующими сторонами решения проблемы. Сотрудники ряда регионов уголовно-исполнительной системы проходят подготовку по курсу медиация при работе с несовершеннолетними осужденными в Челябинской области, Кировской области, Республики Марий Эл, Новосибирской области, Вологодской области. Но не стоит забывать о старшей возрастной категории осужденных, которые тоже имеют множество неразрешимых ситуаций.

Практика медиации – признак зрелости общества, определенного уровня гражданского самосознания. Так, в странах Евросоюза доля досудебного урегулирования конфликтов составляет более 70 процентов.

Институт медиации имеет очень долгую историю. Некоторые исследователи даже говорят, что существует он столько же, сколько существуют конфликты. Так, в древнем Китае и Японии медиация была главным средством для улаживания споров. В современной КНР есть даже специальные медиативные органы - Народные комитеты по примирению. Практика посредничества существовала в Древней Греции, его также признавало римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530-533 н. э.).

Как отмечают отечественные исследователи, казахи тоже издавна применяли обряд мирного примирения сторон «жилик устату», суть которого заключается в устранении былой вражды и общения сторон в статусе близких родственников.

В той форме, в которой концепция медиация существует сегодня, она была разработана в США с 1960-х гг. Особую роль при этом сыграл основанный в 1964 году «Community Relation «Service» американского министерства юстиции. Данные учреждения помогали разрешать конфликты расистского, этнического и национального характера посредством переговоров, тем самым внесли вклад в смягчение многих крупных конфликтов тех лет.

Датой международного (официального) признания медиации считают конец 1999 года, когда в Вене состоялась международная конференция по медиации. Уже с 2000 года она стала фактом международного права и международных отношений и активно применяется для урегулирования межкультурных, межнациональных, этнических, экономических и других конфликтов.

Так, например, в работе Ассамблеи народа Казахстана медиация имеет приоритетное направление, поскольку обеспечение межэтнического согласия лежит в основе деятельности организации и напрямую коррелирует с медиативными задачами.

Сегодня общереспубликанскую сеть медиации АНК составляют 13 советов медиации и 829 кабинетов медиации при домах дружбы в областях. Все они оснащены соответствующими техническими средствами. При этом советы медиации Ассамблеи координирует и разрабатывает стратегию медиации в регионах и постоянно расширяют базу потенциальных медиаторов. По данным сотрудников АНК, в Казахстане существует ряд успешных примеров использования институтов медиации для урегулирования, сглаживания межэтнических конфликтов на местах.

Безусловно, за медиацией в плане урегулирования межэтнических противоречий, конфликтов – большое будущее. По своей природе она – не публична, не на виду, носит больше конфиденциальный характер, потому незаметна широкой общественности. Но роль ее очень важна и со временем будет постоянно возрастать [5].

Следует отметить, что медиация в исправительных учреждениях - новая предметная область знаний, которая нуждается в своем развитии и требует постоянного мониторинга и профессионального анализа. Медиация является инструментом правового механизма в разрешении конфликтов и разногласий осужденных. Ее внедрение положительным образом скажется как на предупреждение межконфессиональных конфликтов, так и будет являться ключом к разрешению разногласий среди персонала пенитенциарного учреждения и осужденных.

Список литературы

  1. Большой этимологический словарь русского языка/ сост. М.В. Климова. Москва: Изд-во: Дом славянской книги? 2013. – 960 с.
  2. Емельянов, Н.С. Криминологическое исследование конфликтов с участием осужденных/ Н.С. Емельянов // Приложение к журналу «Вопросы правоведения». Защита диссертаций по юридическим наукам. Март-апрель 2015 г. - 2014. - № 6. - С. 540-543.
  3. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 (с изменениями и дополнениями).
  4. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – No 31. – Ст. 4162.
  5. РИА Новости [Электронный ресурс]. 2019. Дата обновления: 31.03.2019. URL: https://camonitor.kz/33212-mediaciya-v-mezhetnicheskih-konfliktah-kak-eto-proishodit.html (дата обращения: 06.12.2019

Поделиться

1795

Смолина В. А. Основное направление реализации стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года в пенитенциарных учреждениях // Актуальные исследования. 2019. №3 (3). С. 98-101. URL: https://apni.ru/article/266-osnovnoe-napravlenie-realizatsii-strategii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля