Вопросы воспитания и обучения в произведениях Алишера Навои и Бабура

Вопросы воспитания и обучения в произведениях Алишера Навои и Бабура

В статье рассматриваются вопросы нравственности и духовного совершенства человека в газелях и рубаях Алишера Наваи и Бабура, раскрывающие смысл таких проблем человеческих отношений как любовь, дружба, стремление к прекрасному и дающие искренние советы, как человек в себе должен воспитывать лучшие моральные качества.

Аннотация статьи
узбекская литература
поэт
мыслитель
нравственность
гуманизм
культура
воспитание
молодежь
Ключевые слова

Изучение исторического прошлого родной страны, его культуры и природы эмоционально переживается молодежью, укрепляет и развивает чувство любви к родине.

Великий узбекский поэт Алишер Навои - гуманист, мыслитель, основатель узбекской классической литературы и узбекского литературного языка, ученый, художник, музыкант, государственный деятель, оставивший потомкам богатое литературное наследие. Его имя является символом прогресса своей эпохи для народов всего мира. Алишер Навои писал стихи, поэмы, прозаические произведения, научные трактаты, всесторонне раскрывающие духовную жизнь Средней Азии XV в. В своей воистину художественной энциклопедии «Хамса» («Пятерица»), которая состоит из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандера», с глубокой философской основой поднимает важнейшие вопросы того времени: о государственной власти, о нравах, воспитании, о высоких идеалах любви и дружбы, о науке и т.д. Поэмы Алишера Навои впитаны наставлениями, призывом, обращенные не только к молодежи, но и правителям, народу, к миру. Вспомним знаменитые слова из его поэмы:

Поймите, люди всей земли: вражда – плохое дело,

Живите в дружбе меж собой – нет лучшего удела... [1].

Навои как высокоинтеллектуальный человек своего времени высоко ценил человеческий разум и науку: «Знания и мудрость – украшение человека». А как истинный гуманист поэт в своих произведениях широко представлял вопросы воспитания и обучения. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье. «Ребенку, – писал Навои, – с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами должны быть полезны народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».

Навои осуждал принуждающие методы воспитания как в школе, так и дома, выступал за светское образование, был против телесных наказаний: «Главное – это любовь к детям. Невежественные учителя – большой бич для школы», «Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример». Говоря о роли и значении учителя в обществе, Навои подчеркивал, что учителя необходимо уважать, а также призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку – самому высокому и ценному дару Вселенной.

Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания:

Коль можешь ты свершить благое дело,

Коль у тебя семья и дети есть,

Смотри, чтоб время зря не пролетело…

Ты породил детей, но должен знать,

Как с малых лет им воспитанье дать.

Ты должен хорошо детей наречь,

Чтоб их потом насмешкам не обречь.

Почет и честь не в знатности и званье,

А в скромности и честном воспитанье…

Вторая цель твоя на том пути –

Достойного учителя найти!..

Твори добро и не болтай о том, Хороших дел не порти хвастовством…

Коль хочешь без печалей обойтись, Наукам и ремеслам обучись [1].

Светлый образ выдающегося гуманиста, просветителя, патриота и борца за справедливость Алишера Навои будет вечно жить в памяти многих поколений, потому что он ясно понимал, что высочайший смысл жизни – в служении народу.

В XV веке яркой звездой на небе Востока засиял второе мировое имя – имя Захириддина Мухаммада Бабура. Певец восточной поэзии Бабур родился в эпоху Навои. Бабур не встречался с Навои, но есть сведения, что они переписывались. Бабур очень любил Алишера Навои и считал его своим наставником. Вот как он выразил любовь к своему великому современнику:

Поэт любимый мой, ты средь поэтов – хан.

Твой стих – родник живой, твой стих – стихов султан.

Слова твоих стихов средь слов произнесенных,

Как светлый луч, во мгле пронзающий туман [1].

Бабур – выдающийся представитель узбекской литературы, известный узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства, географ и этнограф, историк и государственный деятель, полководец. За свою короткую 47- летнюю жизнь оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежат знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству.

В своих газелях и рубаях поэт и мыслитель затрагивает такие проблемы общечеловеческих отношений как любовь, дружба, стремление к прекрасному, поднимает вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт дает искренние советы, как человек в себе должен воспитывать лучшие моральные качества. Бабур как и Наваи проповедует в своих произведениях идеи гуманизма, добра, справедливости, взаимоуважения, любви к родному народу, возвеличивает простого человека – труженика, духовную красоту и важность его труда:

Страною правя, чти людей труда,

От них не отделяясь никогда,

Забудь свои пристрастья и обиды,

Внимай их бедам, а не то – беда… [1].

Нам, потомкам таких великих поэтов как Алишер Навои и Бабур, поистине дано гордиться ими и как можно лучше изучать их бессмертное творчество, которое учит мудрости жизни, призывает к добру и торжеству просвещения.

Текст статьи
  1. https://studfile.net ›preview 2015-03-04 стихотворения Алишера Навои
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа