Главная
АИ #26 (53)
Статьи журнала АИ #26 (53)
Мышление как психически познавательный процесс у детей старшего дошкольного возр...

Мышление как психически познавательный процесс у детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Аркатова Юлия Васильевна

Кутья Светлана Вячеславовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

мышление
мыслительный процесс
формирование
дошкольный возраст
условия развития

Аннотация статьи

Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи. Мышление – это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Текст статьи

Дошкольный возраст – это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды. Такая среда должна строиться на принципах. Пространственно-предметная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности.

Для того чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему-либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей [2]. Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям дошкольного обучения.

Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи [4].

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания. Мышление необходимо рассматривать как процесс, а мысль как результат этого процесса.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

  • формирование и усвоение понятий;
  • решение проблем.

Формирование понятий – это просто отличие «того, что похоже», от «того, что не похоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа:

  1. Понимание непонятности
  2. Переработка вариантов решения
  3. Выдвижение и перебор гипотез
  4. Решение задачи.

Содержание мышления многообразно.

  1. Оно проявляется через его операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
  2. Содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение, умозаключение.
  3. Содержание мышления проявляется в функционировании его вида.
  4. Мышление проявляется через следующие способы.

Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу;

Дедукция – это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Выделяют также и основные барьеры мышления:

  • самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;
  • преклонение перед «авторитетами»;
  • запреты, основанные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»).

Существует ряд основных способов их преодоления:

  • анализ всего поля гипотез;
  • метод морфологического анализа;
  • метод «фокальных объектов»;
  • метод целенаправленного видоизменения условия задачи.

По характеру мышления выделяют два типа людей:

  • интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым);
  • мыслительный (свойственна рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над чувствами).

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой обратимый непрерывный перевод информации с языка образов на язык символов.

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для понятийного мышления характерна своя логика и организация.

Выделяют творческое мышление, которое характеризуется четырьмя особенностями:

  • оригинальностью, нетривиальностью, необычностью высказывания идей, ярко выраженным стремлением к интеллектуальной новизне;
  • -семантической гибкостью, то есть способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
  • образной адаптивной гибкостью, то есть способностью изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • семантической спонтанной гибкостью, то есть способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Основными препятствиями на пути творческого мышления являются:

  • склонность к конформизму (желание быть похожим на других);
  • внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других);
  • ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости;
  • желание найти ответ немедленно.

Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения).

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям, совокупностью общих умственных способностей.

Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов, является то, что оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не является случайным нагромождением разнообразных предметов и явлений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыслить – это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.

Возможность для обобщенного познания заложена в самом мироздании, так как все предметы и явления имеют общие свойства и качества, а их бытие обусловлено общими законами существования.

Список литературы

  1. Брушлинский А.В. Поликарпов В.А. Мышление и общение. - 2-е изд., дораб. -Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 124 с.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
  3. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
  4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999. - 527 с.

Поделиться

2186

Аркатова Ю. В., Кутья С. В. Мышление как психически познавательный процесс у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №26 (53). С. 80-83. URL: https://apni.ru/article/2663-mishlenie-kak-psikhicheski-poznavatelnij-prot

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля