Техническое творчество как среда для самоорганизации обучающихся
научный журнал «Актуальные исследования» #26 (53), июль '21

Техническое творчество как среда для самоорганизации обучающихся

В настоящее время в рамках реализации ФГОС учитель должен способствовать организации эффективной экспериментальной деятельности по формированию большинства новых типов планируемых результатов обучения. В статье рассматриваются вопросы о способах развития технических способностей обучающихся при проведении физического эксперимента с использованием инновационного оборудования в основной школе.

Аннотация статьи
ФГОС-лаборатория
цифровая лаборатория «Архимед»
системно-деятельностный подход
критического мышления
технологии ТРИЗ
творческое воображение
Ключевые слова

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, обозначенных в требованиях федерального государственного образовательного стандарта. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, среди целого ряда важных задач, разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [3, с.466]. Организация исследовательской деятельности рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, которая помогает комплексно решать задачи воспитания, образования, развития в современном мире. Для повышения познавательной деятельности обучающихся учителю необходимо сделать процесс обучения интересным, разнообразным, занимательным. При этом следует помнить, что интерес к любому виду деятельности у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворять основные потребности ребенка данного возраста.

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно – все большую популярность в работе с детьми приобретает такие виды продуктивной деятельности как LEGO-конструирование, программирование например, Robolab, модульная система экспериментов на базе цифровых технологий и т.д. Ребенок, начиная с простых фигур или объектов, продвигается все дальше и дальше и, если закрепить успех, становится более уверенным в себе, переходит к следующему, более сложному, этапу обучения. Таким образом, развиваются познавательные, конструктивные, творческие и технические способности в процессе деятельности. Воспитывается самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию, усидчивость. У детей младшего или среднего возраста развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для успешной учебной деятельности. Занимательность работы по сбору моделей способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, т.к. обучающийся должен запомнить последовательность приемов/ способов сборки. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Это способствует развитию личности ребенка, воспитанию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Для развития воображения и творческой активности можно использовать различные технологии. Технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Методы и технологии ТРИЗ, используемые в работе с детьми:

  • психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового анализаторов) – развиваем восприятие;
  • проблемный метод и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления;
  • творческие задачи – ребенок учиться находить нужное решение поставленной задачи через выявление и формулировку противоречий, используя при этом различные ресурсы [1, с.201].

Решая такие задачи, дети приучаются творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления и, самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход!

Следующей технологией, которая способствует развитию творческой активности у детей, является технология развития критического мышления. Особенность технологии критического мышления в отличие от традиционных приемов заключается в том, что учитель провоцирует детей задавать вопросы; развивать любознательность и умение запрашивать (добывать) информацию.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого ребёнок самостоятельно создаёт новые образы и идеи [1, с.17]. Применение нетрадиционных техник изобретательской деятельности позволяет детям самостоятельно придумывать конструкцию, модель, аппликацию, композицию, поделку и т.д., а потом в свободной деятельности закреплять навык использования нестандартного оборудования для создания нового продукта. Все оборудование и материалы находятся в свободном доступе у детей и на уроках, и на внеурочной деятельности.

Развитию творческой активности и воображения помогают электронные образовательные ресурсы. ЭОР являются основным компонентом информационно-образовательной среды ИОС, направленным на реализацию образовательного процесса с использованием новых форм и методов обучения, функциональные возможности которого определяются его дидактическими свойствами: интерактивностью, возможностью представления учебных материалов средствами мультимедиа, автоматизация различных видов учебных работ и применение компьютерного моделирования. В ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель Самарской области имеется высокотехнологичное оборудование для кабинета физики – цифровая лаборатория «Архимед». Это новое поколение естественнонаучных лабораторий, оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Входящие в состав лаборатории цифровые микроскопы, регистраторы данных и датчики позволяют производить точные измерения температуры, влажности, освещенности, содержания кислорода, углекислого газа, давления и т.д. Работа с цифровой лабораторией «Архимед» проходит как в рамках учебного времени (при проведении лабораторных работ, предусмотренных программой), так и на занятиях кружка «Юный исследователь». Приоритетными направлениями работы кружка являются: проектная и исследовательская деятельность, подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах. С появлением в школе цифровой лаборатории «Архимед» количество обучающихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью по предметам естественнонаучного цикла, возросло.

Таким образом, при систематическом обучении с использованием различных технологий, современных ЭОР формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: конструирование, умение находить рациональные способы выполнения заданий, анализировать условия задачи и, в соответствии с этим, планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем режиме, в контакте с другими детьми. Так в нашей школе решается задача формирования технических способностей обучающихся.

Текст статьи
  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк : кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Ковалева И.В., Бахтиярова Н.Н. Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельного подхода // Молодой ученый. – 2017. – №11. – 466 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа