Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
ЧС по масштабам последствий сравнимы с войнами. В 21 веке они унесли сотни тысяч человеческих жизней, оставили после себя миллионы пострадавших, разрушения и ущерб, который часто оказывается невосполнимым. Только грамотные действия при ЧС способны сохранить человеческие жизни. Ежегодно в России убытки на ликвидацию последствий ЧС достигают 60 млрд. руб.
В этих сложных условиях развитие именно психолого-педагогической подготовленности воспитанников и учащихся, становится важнейшей задачей учителя. Неумение адекватно действовать в экстремальных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. В связи с этим возрастает ответственность учителей не только за обеспечение высокого качества знаний и практических навыков воспитанников и учащихся, но и возможности применить данные знания, умения и навыки в условиях экстремальных ситуаций, выражающиеся в готовности к действиям в потенциально опасных ситуациях. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки новейших методов, приемов и технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков именно в психолого-педагогической сфере как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Статистика стихийных бедствий (природного и природно-антропогенного характера) свидетельствует о том, что в XXI веке ЧС будут носить все более синергетических характер. Развитие природных катастроф вызвано двумя факторами – значительными климатическими изменениями, которые происходят на Земле, и интенсивным техногенезом. Крупные наводнения, землетрясения, пожары, ураганы наблюдаются в разных точках земного шара, в том числе и в тех климатических условиях, где частота подобных событий в предыдущие несколько десятилетий была не очень высока. Перечисляя лишь некоторые природные катастрофы, первого десятилетия ХХI века в России (экстремальная жара и лесные пожары в 2010 г., наводнение в Краснодарском крае в июне 2012 г., наводнение на Дальнем Востоке в 2013 г. и др.), можно с уверенностью сказать о том, что «катастрофы сопровождались человеческими и гигантскими материальными потерями: в катастрофах погибло более 230 чел., пострадало 220 тыс. чел.; суммарный материальный ущерб составил 82 млрд. руб.». [9]
Кроме экономических, социальных, экологических последствий стихийные бедствия, представляя собой, стрессоры высокой интенсивности, нарушают привычный уклад жизни, меняют картину мира и отношение человека к себе.
Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС).
Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие – снижение работоспособности [4]. Проводя различия между стрессорами «стихийное бедствие» и «угрожающее жизни заболевание» отметим, что первый, действительно, воспринимается человеком как внешнее, трудно контролируемое событие и проявляется во внезапности, непредсказуемости воздействия, масштабности влияния, неподконтрольности, комплексности проявления. Иными словами, стрессор «стихийное бедствие» характеризуется одновременной угрозой жизни, а также наступающей вслед за стихийным бедствием угрозой нарушения экологического равновесия и его необратимостью; последующим нарушением социальной, экономической стабильности региона, в котором произошло стихийное бедствие; угрозой повторения события.
У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы [8].
Жизнь человека во все времена изобиловала стрессами, опасностями, была наполнена тревогами. Человек вынужден существовать и действовать в подчас неблагоприятных, довлеющих, а главное, не проясненных обстоятельствах. Он всегда оказывался действующим лицом в формуле с множеством неизвестных. Эта ситуация неприязненности, имеющая в жизни хронический характер, стрессирует человека, вызывает тревогу. Все эти события накладывают свой отпечаток на психическое состояние человека.
Психическое состояние человека – это характеристика, отражающая его общее положение относительно координатных объектов среды. Оно проявляется в виде регулятивной функции адаптации человека к окружающей ситуации и среде и оказывает воздействие на восприятие человеком окружающей среды, его реакцию на происходящие события, способность оценивать обстановку, принимать правильное решение и реализовать его [4].
Хорошая подготовленность позволяет действовать соответственно специфике обстановки, а плохая – порождает несуразные или некачественные решения, непродуманные действия, применение несоответствующих обстановке приемов и возникновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др. [7].
Не надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и ситуации сказываются, напротив, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой [2].
Психологическая пригодность учащихся к действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется их индивидуальными психологическими особенностями (умением быстро приспособиться к условиям деятельности, сосредоточить внимание на выполнении работы).
В связи с чем, у детей необходимо развивать такие качества, как эмоциональная уравновешенность, внимательность, лидерские качества, способствующие в перспективе обеспечению безопасности в повседневной жизнедеятельности и в экстремальных ситуациях. Большое значение также имеют волевые качества. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Состояние психологической готовности учащихся к деятельности в экстремальных условиях определяется, прежде всего, способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого – привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально.
Для осуществления психолого-педагогической подготовки учащихся к действиям в ЧС необходимо использовать инновационные методы обучения.
Инновационные методы обучения – это методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «учитель - ученик», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Существует два типа «нового»: «чисто новое» – первое созданное, находящееся на уровне адекватного открытия, установления новой истины; «Новый», имеющий смесь старого, точнее говоря, состоящего из слоя старого и т. д. Сегодня можно предложить еще одну типологию инноваций в обучении:
- абсолютная инновация (абсолютно новая технология);
- модернизированная инновация;
- модифицированная инновация;
- инновации, технологии, внедренные на новую территорию;
- инновационная технология нового применения.
Особенности инновационного обучения: работа над ожиданием и развития; открытость к будущему; постоянное несоответствие, другими словами, неравновесие системы, в частности самого человека; сосредоточиться на личности, ее развитии; обязательное наличие элементов творчества; и партнерские отношения: сотрудничество, совместное творчество, взаимопомощь и т. д. Все нововведения в психолого-педагогической подготовке объединяют: вера в то, что человеческий потенциал неограничен; педагогический подход направлен на овладение реальностью в системе; стимулирование нелинейного мышления; они основаны на гедонистическом принципе, который основан на удовольствии от обучения, радости от достижений, педагогике успеха; мобильная ролевая игра учитель-ученик одновременно преподает и учится у ученика. Сама методология инновационного обучения основана на личностно-ориентированном подходе.
Большое значение в развитии готовности к деятельности в экстремальной ситуации играет жизненный опыт. Проявление личностного опыта наблюдается в выборе способов поведения при взаимодействии с опасной ситуацией, принятии на себя ответственности за свои действия, волевых усилиях в достижении поставленной цели, творческом подходе при разрешении экстремальной ситуации, осуществлении рефлексии своего поведения.
При этом следует отметить, что положительный опыт в большей степени позволяет снизить силу отрицательных эмоций, нормализовать психическое состояние, укрепить уверенность в собственных силах.
Таким образом, цивилизационные процессы, неуклонный научно-технический прогресс, интенсивное развитие информационных систем не гарантируют защиту от воздействия природных катастроф, тяжелых болезней и других стрессоров высокой интенсивности, которые несут серьезную угрозу физическому и психическому здоровью подрастающего поколения.
Системное представление о характере этих нарушений, а также о различиях в воздействии тех или иных стрессоров, особенно при учете всего многообразия сопутствующих факторов, открывает новые возможности для применения новых методов психолого-педагогической подготовки учащихся. Адекватная оценка возможных психологических последствий воздействия стрессоров высокой интенсивности позволяет дать учащемуся надежду на принятие произошедших с ним изменений и активировать социальную поддержку и самоподдержку для выхода из трудной жизненной ситуации. Исходя из того что готовность к действиям в экстремальных ситуациях определяется совокупностью знаний, умений, способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, формирование ее должно осуществляться в рамках именно психолого-педагогической подготовки учащихся.