Масштабность и значимость проблем экологии в стране и мире приводят к тому, что с каждым годом увеличивается количество людей, взволнованных за будущее Земли. Многие их этих людей соединяются в общественные образования (некоммерческие организации). Например, Гринпис, Фонд защиты дикой природы, Социально-экологический союз и другие. Экологические организации могут существовать на мировом уровне, на уровне страны, региона или города и являются серьезной силой, с которой считаются органы власти, бизнес и население.
Для продвижения своих идей, привлечения внимания к проблемам экологии, реализации экологических программ, поиска спонсоров и благотворителей, экологические организации используют средства и методы связей с общественностью (PR).
PR-технологии – стратегические и тактические коммуникационные технологии, созданные и осуществляемые с целью достижения взаимопонимания с разнообразными группами общественности.
Для формирования положительного восприятия своей целевой аудиторией некоммерческая организация может использовать следующие технологии PR:
- публикации или любые виды брошюр, листовок, журналов, годовых отчетов и информационных бюллетеней волонтеров;
- организация мероприятий, аукционов, благотворительных вечеров, ужинов и др.;
- элементы, определяющие идентичность организации – логотипы на фирменных бланках, корпоративные цвета, личный бренд;
- гласность, распространяемая средствами массовой информации для рекламы организации;
- эксперты, блогеры и другие – люди с особыми навыками, которые работают в некоммерческих организациях и высказываются в СМИ по различным вопросам.
Экологическое движение «РазДельный Сбор» (Движение) – это сообщество людей, которые считают внедрение раздельного сбора отходов обязательным для развития общества ответственного производства и потребления, для улучшения состояния окружающей среды и качества жизни человека.
В процессе рассмотрения деятельности экологического движения «РазДельный Сбор» во Владивостоке, в работе был проведен SWOT-анализ, который представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ PR-деятельности экологического движения «РазДельный Сбор» во Владивостоке
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||
1. |
Отсутствие конкурентов. |
1. |
Частая сменяемость людей в команде. |
2. |
Популярная в современном обществе тема. |
2. |
Наличие недоверия со стороны населения к переработке вторсырья. |
3. |
Поддержка со стороны администрации города и регионального оператора.
|
3. |
Отсутствие PR-отдела, который отвечает за коммуникации с населением города и СМИ. Отсутствие в продвижении деятельности организации некоторых актуальных в настоящее время способов распространения информации. |
4. |
Присутствие организации в социальных сетях. |
4. |
Трудности в поиске и привлечении к деятельности организации жертвователей, волонтеров и спонсоров. |
Возможности |
Угрозы | ||
1. |
Увеличение охвата проблемы благодаря проводимым социальным мероприятиям. |
1. |
Снижение уровня жизни и культурного развития местного населения (напрямую влияет на отношение к экологическим проблемам) |
2. |
Использование дружественных СМИ, в лице различных медиа-площадок. |
2. |
Отсутствие инвестиций.
|
3. |
Выход информационной активности компании на региональные и федеральные СМИ. |
3. |
Низкий интерес СМИ к деятельности компании. |
4. |
Продвижение организации благодаря формированию экологически-чистого образа жизни. |
4. |
Рост недоверия к переработке вторичного сырья со стороны общественности. |
Источник: [составлено автором]
На основе анализа теоретического материала и результатов эмпирического исследования, для данной статьи был предложен ряд рекомендаций для более эффективного внедрения пиар продвижения экологического движения «РазДельный сбор» во Владивостоке.
Социальные сети для Движения являются частью PR-стратегии, которая позволяет выполнять ряд важных задач: делиться важной информацией и анонсами с аудиторией, получать обратную связь относительно своей деятельности, помогать в поиске волонтеров, инициировать совместные проекты и мероприятия, продавать брендированные товары организации.
Владивостокский филиал экологического движения «РазДельный Сбор» освещает свою деятельность в наиболее распространенных социальных сетях страны: «Вконтакте», «Facebook», «Instagram», активность и количество аудитории которых представлено в таблице 2.
Таблица 2
Активность и количество подписчиков экологического движения «РазДельный Сбор» в социальных сетях
Название социальной сети |
Последняя публикация |
Количество подписчиков |
---|---|---|
«Вконтакте» |
16 июня 2021 года |
1200 |
«Facebook» |
2 августа 2020 года |
50 |
«Instagram» |
18 июня 2021 года |
10500 |
Источник: составлено автором
Из данного анализа можно сделать вывод о том, что Движению релевантнее всего продвигать свои идеи в социальной сети Инстаграм, так как на данный момент там сосредоточено большее количество активной и целевой аудитории.
Для того, чтобы оптимизировать ведение аккаунта, необходимо создать определенный набор инструментов: фирменный стиль для оформления контента и рубрикатор для создания контент-плана. Далее рассмотрены типы контента, которые могут размещаться на странице Движения. Наиболее подходящими типами являются:
- Ситуативный – создается из конкретного информационного повода;
- Новостной – новости из сферы, объявления, вакансии.
- Коммуникативный – открытые обсуждения различных опросов, вопросы подписчиков и т.д.;
- Репутационный – отзывы, комментарии сторонних экспертов, обзоры и пр.).
Помимо вышеперечисленного ещё одним способом привлечь аудиторию является создание рубрикатора, то есть регулярных рубрик, которые станут объектом постоянного внимания пользователей Движения.
Такими рубриками или темами могут стать следующие:
- «Истории людей», опубликованные обезличено или с разрешения человека, записанные во время акции сбора вторичного сырья, комментарии известных личностей или другие.
- «Словарь эко-осознанности», где будут публиковаться термины и их определения из области современной экологии.
- Актуальная сводка новостей из сферы «zero waist».
Информация должна появляться регулярно, но при этом быть полезной или развлекательной. Публикации в аккаунте могут выходить как минимум 3-4 раза в неделю для поддержания постоянного интереса к Движению.
Одним из эффективных PR-инструментов на данном этапе остается событийный маркетинг. При этом организация мероприятий сопровождается параллельной информационной поддержкой, а иногда даже рекламой в социальных сетях и привлечением инфлюенсеров.
Предлагаемые мероприятия для экологического движения «РазДельный Сбор»:
- Высадка деревьев и кустарников на территории учреждений.
- Субботники на пляжах Приморского края.
- Прямой эфир в Инстаграм с представителем Движения.
- Открытые уроки в школах и университетах.
- Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
- Флешмоб или другое символическое мероприятие для школьников и подростков.
- Экскурсия на завод по переработке вторичного сырья.
- Открытый диалог с представителями Движения.
- Иные варианты экологических и других инициатив, не предполагающие нанесения вреда окружающей среде.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что разработанный комплекс PR-технологий в продвижении экологического движения «РазДельный Сбор», рекомендованный к применению на практике, направлен на качественную организацию PR-деятельности посредством активирования новых возможностей и подключения к работе дополнительных средств и возможностей.
Результативность данного PR-проекта оценивается по следующим показателям: количественными результатами, может быть, сумма собранных средств под конкретную задачу; приход новых сотрудников и партнеров (их количество); медийные показатели (количество публикаций в СМИ, охват в социальных сетях, посещаемость сайта).
Непрогнозируемыми и менее ощутимыми итогами будут позитивные тенденции в изменении общественного мнения, и повышении уровня доверия населения к Движению. Отлаженный механизм обратной связи – эффективный инструмент планирования и измерения PR-кампании любой организации.